СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы решений разноуровневых заданий при подготовке к огэ

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 9-ом классе, дети начинают чувствовать тревожность перед экзаменами, пытаются как-то готовиться к ним, но самостоятельно повторять и систематизировать весь материал не каждому девятикласснику под силу.

Просмотр содержимого документа
«Приемы решений разноуровневых заданий при подготовке к огэ»


Е.В. Евстигнеева,

учитель математики

МБОУ «Майнский многопрофильный лицей»

(Майнский район)



ПРИЕМЫ РЕШЕНИЙ РАЗНОУРОВНЕВЫХ

ЗАДАНИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ


В 9-ом классе, дети начинают чувствовать тревожность перед экзаменами, пытаются как-то готовиться к ним, но самостоятельно повторять и систематизировать весь материал не каждому девятикласснику под силу. Актуальность данной темы очевидна. Каждый учитель должен обеспечить разноуровневую подготовку учащихся, подобрать индивидуальные образовательные маршруты для каждого ученика. Стоит отметить, что навыки решения математических задач совершенно необходимы всякому ученику, желающему хорошо подготовиться и успешно сдать экзамены по математике. Подготовка к сдаче ОГЭ по математике должна идти через приобретение и освоение конкретных математических знаний. Для каждого выпускника необходимо эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.

Важно помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Индивидуальный образовательный маршрут — это система изучения, закрепления или повторения какой-либо темы, разработанная для конкретного ученика с учетом его особенностей и уровня знаний. Такой маршрут может разрабатываться для слабого ученика, для сильного ученика, для часто болеющего ученика.

Работа этих учеников должна очень жестко контролироваться. Сначала проводится диагностика учеников класса по качеству усвоения каждой темы. По результатам этой диагностики учителем определяется набор тем, хорошо усвоенных для всего класса и для каждого ученика.

по повторению:

- ученик получает индивидуальное домашнее задание в которой присутствуют образцы решения заданий, задания для самостоятельного решения;

- с разбором домашнего задания ученики получают ответы, идет процесс самопроверки;

- учитель дает консультацию по возникшим вопросам, и эти ученики завершают все задания, не выполненные дома.

Главная цель учителя - создание условий для успешной подготовки, организации и проведения итоговой аттестации выпускников, организация системы разноуровневого обучения и обобщающего повторения материала, оказание индивидуальной и систематической помощи ученику при изучении и повторении курса математики.


Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными. Содержание задач сопровождается математическими тонкостями, на отработку которых не отводится достаточное количество часов. Включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени. В данной ситуации учителям приходится находить различные пути решения данной проблемы. Экзамен по математике - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе. Многие ученики приходят из начальной школы с плохим знанием таблицы умножения. Важность и необходимость устных упражнений велика в формировании вычислительных навыков. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы. Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований. Навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, а вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно. Учащиеся должны хорошо освоить технику работы с тестами. Начиная с 5 класса, можно применять рабочие тетради с тестовыми заданиями. Знакомить учащихся с алгоритмами решения задач на уроках - лекциях. В целях контроля над усвоением алгоритма проводить небольшие самостоятельные работы, которые выявляют тех учащихся, которые что-то не поняли. В конце 7-го класса и в 8 классе необходимо знакомить учащихся со сборником заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе.

Учителя должны выбирать пособия, содержащие задачи с различной степенью ученика сложности. Это обеспечит качественную индивидуальную подготовку каждого. Пособие должно включать в себя:

-анализ критериев оценки выполнения экзаменационных заданий;
-анализ образцов выполнения заданий;
-разбор типичных ошибок;
- методические приемы формирования умений, необходимых для успешной сдачи.

В плане ликвидации пробелов в знаниях учеников учитель может выделить следующие основные положения: вести учет личных затруднений учащихся, планировать своевременно опережающее, сопутствующее повторение, планировать устный опрос с учетом ликвидации персональных затруднений, включать задания, вызвавшие затруднения, в классные и домашние работы, устный счет на каждом уроке. Во время выполнения заданий каждого модуля предлагаются близкие по тематике задания возрас­тающей сложности.
Каждый участник во время выполнения заданий каждого модуля может выде­лить больше времени на те задачи, которые он может решить: более подготовленный, быстро решив простые задачи, сосредоточится на более сложных, а менее подготовленный сможет всё время потратить на простые задачи.

В школе организована система разноуровневого обучения и обобщающего повторения по всем предметам. Метод разноуровневого обучения и обобщающего повторения обеспечивает достижение целей:

- повышение уровня обученности учащихся и качества знаний;

- установление уровня остаточных знаний по основным темам, изученным на данный момент времени.

Для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения учителям предложено разделить класс на три группы:

Группа «риска» №1 - учащиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов.

Группа «слабоуспевающих» №2 – учащиеся, которые могут набрать минимальное количество баллов.

Группа «сильных» №3 – учащиеся, которые могут набрать высокие баллы.

Подготовка учащихся «группы риска» находится на персональном административном контроле.

После проведения входного контроля пробных экзаменов по предметам учителя-предметники вырабатывает стратегию организации разноуровневого обобщающего повторения параллельно с изучением нового материала.

Работая с учениками «группы риска» нужно помнить, что таким детям свойственно быстрое забывание невостребованных знаний и умений. Учитель отрабатывает с учениками в течение месяца от 6 до 12 заданий. Следует учиться школьнику «технике сдачи теста». Жесткий постоянный контроль времени требует перейти к другому заданию, а к этому заданию можно вернуться после.

При выполнении заданий, следует прикидывать границы результатов, анализировать ответ на предмет соответствия действительности. Необходимо после решения задания внимательно перечитывать условие и вопрос. Использовать приём «спирального движения» по тесту. Просматривая тест от начала до конца, отмечает для себя задания, которые кажутся ему простыми и понятными и выполняются сходу, без особых раздумий. Для разноуровневой подготовки учащихся к ГИА широко применяется дистанционное образование. Образование благодаря дистанционной форме является максимально доступным.

Задания первой части можно разложить по степени сложности, используя при этом различные приемы решения. Важно научить ученика использовать прием быстрого счета. Например, умение работать с обыкновенными дробями, переводить их в десятичную запись. Для этого достаточно разложить знаменатель на простые множители и убедиться в возможности преобразования в десятичную запись ( = = = =0,052).

В первом номере встречаются задания, которые не требуют усложнённых действий, например 0,7∙0,07∙7000, в этом примере не обращаем внимание на нули и запятые, а перемножаем числа 7∙7∙7=343, приписываем к числу три нуля 343000, и справа на лево отсчитываем количество цифр стоящих после запятой. У нас их три цифры, это число 343. Задания номера три требует работу с координатной прямой, где ученик должен знать расположение положительных и отрицательных чисел. Выбрав свое число или числа, ученик подставляет их в неравенства и сравнивает. В этом номере нужно знать действия с целыми числами. Для работы с иррациональными числами можно составить таблицу квадратных корней, это поможет при ответе на многие вопросы третьего задания ( =1; =2; =3; =4…). В этом задании можно предложить кластер используют как форму систематизирования информации при подведении итогов по теме «Арифметический квадратный корень».

Ниже представлена кластер для подготовки с иррациональными числами на основе сборника типовых экзаменационных вариантов И.В. Ященко (3, 4 задания).











Такой же кластер можно составить и для дробей, степеней.

При работе с геометрическими задачами можно выделить задания на определение угла между спицами, угла, образованного между стрелками часов. Чтобы решить задачу со спицами нужен алгоритм:

  1. Весь круг составляет 360º;

  2. Подсчитать число спиц;

  3. Определить угол по формуле 360 : n, где n число спиц.

А чтобы определить угол между стрелками часов, когда время точное (16.00, 17.00), нужен следующий алгоритм:

1.Весь круг составляет 360º;

2.Подсчитать сколько делений между стрелками;

3.Определить угол по формуле 360:12∙n, где 12- число больших делений, n –число делений между стрелками.

Также можно определить угол между минутной и часовой стрелками, если время показывает не точное (16.10, 16.40) тогда формулу использовать другую 360:60 ∙n, где n – число маленьких делений между стрелками.

Есть задачи, в которых дан рисунок на клетчатой бумаге. Чтобы определить площадь фигуры, существуют разные подходы. Можно использовать формулы. Но есть группа учащихся, которая плохо знает и применяет формулы. Им предлагается алгоритм:

1.Достроить фигуру до прямоугольника;

2.Определить площадь прямоугольника;

3.Найти площадь прямоугольного треугольника, который был достроен, используя формулу площади прямоугольника, деленного на два;

4.Найти сколько таких треугольников, вычислить их площадь;

5.Из площади прямоугольника вычесть сумму площадей прямоугольных треугольников.

При подготовке к экзаменам задания можно разграничить таким образом, что учащиеся, которые относятся к группе риска смогут набрать минимальное количество баллов. К таким заданиям можно отнести следующие номера: 2,3,5,8,10,13 (модуль алгебра) и 16,19,20 (модуль геометрия). Со слабоуспевающими учащимися можно отработать задания номер 15,18, а также 1,4,6,14, набрав при этом от 14 до 16 баллов. Третья группа учащихся акцентирует внимание на задачи с процентами, теория вероятности, прогрессии, а в геометрии на задания прикладного характера, задания на окружность.



ЛИТЕРАТУРА

1.Ковалева Г.С. Логинова О.Б, Планируемые результаты. Система знаний- работаем по новым стандартам/ Г.С.Ковалева, О.Б.Логинова -М: «Просвещение», 2013. -67с.

2. Пронина С.М. Гарантии и контроль качества как условия формирования культуры учащихся в процессе обучения. // Инновации в образовании. - №7.-2007. с. 71-78.

3.Ященко, И.В. и др. ОГЭ 2018. Типовые экзаменационные материалы. 36 вариантов. - М. : Издательство «Национальное образование», 2017. - 240 с..




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!