Приемы стимулирования познавательного интереса учащихся к предмету на уроках биологии
«Урок! Его величество Урок!
Голова, тело, дух школы!»
С. Соловейчик
Меня, как и любого другого педагога, всегда волновали вопросы: Как преодолеть у учащихся нежелание учиться? Какие найти средства, формы и методы обучения, чтобы разбудить жажду знаний и стремление к саморазвитию? Как вооружить каждого учащегося не только конкретными знаниями, умениями и навыками, но и умением приобретать их самостоятельно.
При формировании познавательного интереса у школьников на уроках биологии, исхожу из того, что необходимо оптимальное сочетание содержание материала с возрастными особенностями учащихся, их уровнем подготовленности и способностями. В своей работе я пытаюсь частенько сыграть на удивлении и любопытстве школьников, чтобы инициировать их к получению, и добыванию знаний. Для этого использую некоторые приемы стимулирования познавательного интереса учащихся и элементы различных педагогических технологий:
1) Дидактические игры. Проведение игр на уроках позволяет, включит в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал.
«Третий лишний»
Определите лишнюю запись в данном примере и объясните свой выбор.
Пример №1: 1. Вены.
2. Артерии.
3.Альвеолы.
( 1, 2 – кровеносные сосуды, 3 – легочные пузырьки).
Пример №2: 1. Трутовик.
2. Дрожжи.
3. Шампиньон
(2 – одноклеточные грибы, 1,3 – многоклеточные).
«Продолжи ряд»
Дана последовательность слов, относящихся к определенной теме, но в ней не хватает нескольких понятий, которые надо дописать.
Пример: Процесс дыхания представлен следующими этапами: вентиляция легких, легочное дыхание, транспорт газов, … , ... .
( Тканевое дыхание, клеточное дыхание).
«Подсказки»
Это занимательная игра, которая в веселой форме знакомит ребят с характерными признаками некоторых организмов. Основная цель данной игры – научить школьников идентифицировать особенности разных групп организмов.
Участники игры должны, используя подсказки, угадать, о чем идет речь. Подсказки располагаются в таком порядке, что каждая следующая приближает к ответу больше, чем предыдущая. Каждая новая подсказка снимает один балл. Если школьники угадывают, о чем идет речь после первой подсказки, им засчитывается максимальное количество баллов за игру, после второй подсказки – на один балл меньше и т.д.
Пример: Подсказка 1. Укусы большинства из них ядовиты для насекомых, некоторые опасны и для человека.
Подсказка 2. На брюшке есть несколько мелких бугорков – железок, выделяющих жидкость, застывающую на воздухе в виде нити.
Подсказка 3. Используются эти нити для ловли добычи и расселения.
Подсказка 4. Имеют 8 ног и, обычно, 8 простых глаз.
Ответ: пауки
2) Проблемные ситуации. Познавательные задачи. Познавательные задачи развивают и тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить.
Условие задачи: Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основе анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом это удалось сделать?
Ответ: После сгорания в пепле остаются неорганические соединения, входящие в состав сгоревшего предмета. Гемоглобин крови содержит значительное количество железа. Поэтому, если в пепле обнаружено повышенное содержание железа, то это указывает на то, что на одежде была кровь.
3) Дидактические стихи. Включение дидактических стихов в биологическое содержание может быть рассмотрено как один из возможных путей гуманитаризации биологического образования
Виды дидактических стихов.
Виды дидактических стихов | Содержание | Функции стихов на уроке |
Эпиграф | Стихи, содержащие основную научную идею урока, представленную в художественной форме | 1. Облегчает концентрацию внимания на изучаемом материале. 2.Повышает степень интереса учащихся к изучаемому материалу. 3.Способствует созданию проблемной ситуации. |
Загадки | Краткая характеристика изучаемого объекта, в которой выделены наиболее существенные признаки, помогающие найти отгадку | 1.Активизирует познавательную деятельность учащихся. 2.Стимулируют развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение). |
Стихотворные портреты | Краткая характеристика изучаемого объекта, создающая его определенный образ, наделяющая его чертами характера | 1.Способствуют более успешному усвоению учащимися главных учебных характеристик и свойств изучаемых объектов. 2.Участвуют в формировании эмоционального отношения к изучаемым объектам. 3.Стимулируют развитие воображения. |
«Эмоциональные катализаторы» | Чаще всего «вторично» дидактические стихи с ярко выраженной эмоционально-образной направленностью | 1.Обеспечивают создание эмоционально-нравственной ситуации на уроке, необходимой для формирования отношения учащихся к изучаемым объектам и явлениям. 2.Способствуют формированию экологически целесообразноного отношения к природе. 3. Активизируют процессы рефлексии, эмпатии по отношению к природным объектам. |
Примеры дидактических стихов, апробированных в учебном процессе.
Эпиграфы
Тема «Происхождение человека» (11 класс)
Как могли мы появиться?!
Скрыто тайной все навеки.
Но откуда б мы ни взялись,
Раз, возникнув Человеком,
Надо, чтоб мы им остались.
Экологические загадки
Тема «Взаимоотношения организмов» (10 класс)
Ты, может, в Африке!
Ты, может, меньше мышки!
Мы друг о друге
Знаем понаслышке!
(Нейтрализм)
Отбором давно забракован,
Ногам не сносить головы!
Живите, сильнейшие братья,
А мне не уйти от судьбы.
(Хищник-жертва)
С тобой в одной мы связке,
Как дружная семья,
Уже давно неясно,
Где ты, а где тут я?
(Симбиоз)
Желаю жизни много лет,
Не знай ты вовсе обо мне!
Найду я ужин и обед,
Пока ты есть в моей судьбе. (Паразитизм)
Стихотворные портреты
Тема «Биология-наука, изучающая живую природу» (7 класс)
БИОЛОГИЯ
Я жизнь сама! Я жизни порожденье!
Пред изумленным взором предстаю!
Так совершенны все мои творенья,
Ключи от многих тайн в себе храню.
Эмоциональные катализаторы
Тема «Осенние явления в жизни растений» (7 класс)
«Давайте улетим! – шептал листочкам ветер.-
Ну, разве вас совсем не манят небеса?»
Один сорвался лист, забыв про все на свете.
«Сбылась, - шумели ветви, - заветная мечта!»
Оторванный листок! Он думал – будет птицей,
И улетит туда, где неба высота.
Но только ветер стих… . И вот он возвратился.
«Глядите - опустился», - шептали дерева.
Оторванный листок в ладонь Земли ложится,
Когда она уже холодна и пуста.
Оторванный листок! К тебе не возвратится,
Но как же часто снится забытая мечта…
Давайте улетим...
(Приложения: 3, 5)
4) Мотивационные карты « Это интересно…»
Пример. Тема урока «Строение и функции костей» (9 класс )
Мотивация к уроку.
1. «Бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится к одному лишь явлению - движению» И.М.Сеченов.
2. «Движение – это жизнь», заметили древние философы.
3. «Кость по-старославянски – «кощь», означает «сухой, «тощий». Отсюда, название героя многих русских сказок – Кощея Бессмертного. Докажите, что кость – это живая структура.
4. Один инженер использовал закономерности строения губчатого вещества кости при конструировании всемирно известного сооружения. Что это за сооружение? Какие закономерности строения кости использовал инженер?
Сопоставим факты
Бедро выдержит вертикальный груз 1500 кг.
Бедренная кость – 1650 кг.
Плечевая кость – 850 кг, коленная чашечка – 600 кг.
Кость тверже кирпича в 30 раз, гранита в – 2,5 раза. Она прочнее дуба и также прочна как чугун! При этом: средняя масса скелета человека весом 70 кг равна 8-9 кг. Что делает кости прочными и легкими?
У парализованного человека толщина компактного вещества в бедренной кости – 4 мм, тогда как у здорового – 7,5 мм. Отчего зависит прочность кости?
(Приложение 4)
5) Учебные фильмы. Главное достоинство экранно-звуковых средств – их особая выразительность, возможность рассмотреть на экране биологические объекты, процессы и явления недоступные для прямого восприятия человеческим глазом, посредством цейтраферной (замедленной), рапидной (ускоренной) съемки, микросъемок, мультипликаций, а также разных приемов монтажа кадров
6) Интегрированные уроки. Интеграция предметов в общеобразовательной школе является одним из направлений научного поиска новых педагогических решений. Интеграция биологии с другими предметами очевидна при изучении природы как единой развивающейся системы и позволяет сформировать у учащихся глобальное, системное восприятие окружающего мира.
(Приложение 9).
7) Поурочные карты. Поурочные карты, которыми я использую на уроке, выполняют функцию «путеводителя» по изучаемой теме. Они способствуют развитию у школьников навыков самоорганизации, проявлению максимума самостоятельности при «добывании» знаний и развивают познавательный интерес
Пример:
Поурочная карта по теме урока «Классификация и значение моллюсков»
Блоки урока | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению заданий, оценка |
1 Актуали- зация зна ний | Задание А. Вставьте пропущенные слова 1. Кожная складка, покрывающая тело моллюска, называется… 2. Органом размельчения пищи у брюхоногих моллюсков служит терка, или… 3. Для моллюсков характерна…кровеносная система. 4. Сердце у моллюсков состоит из… 5. Между мантией и телом находится… 6. Нервная система у моллюсков называется… | 7-10 мин. Контроль учителя 6 баллов |
2 Изучение новой темы | Цель: Изучить многообразие моллюсков и выяснить их значение в природе и в жизни человека Задание А. Заполните таблицу: Характеристика классов Сравни- ваемые признаки | Брюхо- ногие | Двуствор- чатые | Голово- ногие | 1.Предста- витель. 2.Среда обитания. 3.Ракови- на. 4.Деление тела на отделы. 5.Органы и способ передви-жения. | | | | Задание Б. Прослушайте сообщения учащихся и заполните текстовую схему: Значение моллюсков для человека Положительное Отрицательно | 15-17 мин Контроль учителя 15 баллов 3 мин Взаимоконтроль 5 баллов |
3 Контроль знаний по теме | Выберите правильный ответ: 1.К двустворчатым моллюскам относят осьминога, дрейссену, слизня. 2. Съедобные виды моллюсков для человека: мидии, слизни, прудовики. 3.Моллюски, наносящие вред сельскому хозяйству: садовая улитка, устрица, тридакна. 4. Этот моллюск подавляет развитие других моллюсков в озере Нарочь, РБ: перловица, дрейссена, рапана. Допишите предложение: 5. К моллюскам – биофильтраторам, обитающим в водоемах Беларуси, относятся… | 5 мин Контроль учителя 6 баллов |
4 Рефлексия | Проверьте, достигли ли вы цели урока, подсчитайте свои баллы и оцените свою работу по школе: Сумма баллов--------Оценка 32 балла --------------«10» 30-31 балл ------------ «9» 28-29 баллов ----------«8» 26-27 балла ------------«7» 24-25 балла ------------«6» 22-23 балла ------------«5» | Желаем успехов в учебе! |
8) Коллективная познавательная деятельность учащихся. Коллективная познавательная деятельность осознается учащимися как единая, требующая объединения усилий всего коллектива, а также между участниками группы устанавливаются отношения взаимной ответственности, зависимости и взаимопомощи. В данном случае, использую методику ТРИЗ – педагогики, в частности технологию УМШ – учебного мозгового штурма.
Пример: Предложите научные эксперименты на борту научной орбитальной станции. Эксперименты должны быть оригинальными, а результаты полезными.
Если разными группами будут предложены одинаковые эксперименты, то это резко снижает оценку «за оригинальность», главная цель – спровоцировать интенсивную мыслительную деятельность, работу над учебной задачей.
9) «Рисованные фильмы».
Гармонически развитого человека трудно представить без эстетического развития личности. Одной из форм такой работы является создание серий рисунков, объединенных общей темой. Серии не должны быть слишком длинными, обычно до 10 – 12 рисунков; если рисунков больше, то часто интерес к ним угасает. Озвучивается серия с помощью записи на магнитофонной ленте, при этом возможно (и желательно) использование музыкальных произведений.
Формат рисунков должен быть такой, чтобы они хорошо были видны ученикам, сидящим за последними партами. Демонстрация «фильма» происходит следующим образом. Авторская группа (3 -5 человек) включает магнитофонную запись и по ходу звукового сопровождения вывешивает на магнитную доску рисунки. Если же фонограмма отсутствует, то озвучивание идет здесь же. Рисуют, озвучивают серию, составляют сценарий учащиеся. Эта работа невозможна без знания программного минимума по данной теме, но, как правило, подготовка сценария и работа над рисунками заставляют учеников изучать не только учебник, но и массу разнообразной дополнительной литературы, поэтому их знания обычно полнее.
Это еще один шаг к формированию творчески мыслящего человека
10) Структурированный конспект новой темы. Каждая фраза конспекта имеет определенное место и пронумерована. Это дает возможность понять структуру и внутреннюю логику темы, облегчает процесс запоминания насыщенную научными понятиями информацию и способствуют лучшему воспроизведению материала.
2.2. Опыт работы по развитию познавательных интересов учащихся к биологии во внеклассной работе.
Внеклассная работа воспитывает, развивает и совершенствует личность школьника – в этом ее основное назначение и это путь к углублению и укреплению познавательного интереса.
Хорошо организованная внеклассная работа активизирует познавательную деятельность учащихся на уроках, а высокий уровень преподавания предмета стимулирует внеклассные занятия.
В своей работе я использую следующие виды внеклассной работы:
Тематические вечера, биологические КВНы;
Беседы «За страницами учебника биологии…»;
Экскурсии «Окно в природу» и видеоэкскурсии;
Научно – исследовательские работы;
Биологические и экологические олимпиады.
Биологические и экологические сказки (творческие работы учащихся).