«Приемы театрализации в повседневной жизни воспитателя, как средство социально-личностного развития детей.»
Театрализованная деятельность в детском саду имеет определенную специфику. Здесь нет деления на детей и педагогов, здесь есть участники совместного творческого поиска. Театрализация дарит радость творческой свободы и подлинного общения, в этом и есть основная привлекательность театрализованной деятельности.
Конечно же, педагог, прежде всего, должен быть организатором детской жизни, он должен разделять их радости, успехи и затруднения. Если у педагога нет контакта с детьми, то он не улавливает событий детской жизни.
Использование театрализованной деятельности в работе с детьми требует от педагога развитого профессионального мышления и рефлексии, осмысленной жизненной позиции, включающей осознание себя, детей и той деятельности, которой он занимается. Важно, чтобы педагог смог ответить себе: зачем, с какой целью я это делаю? Что я могу дать ребенку? Чему дети могут научить меня?
Поэтому, совместная творческая деятельность – это прекрасная возможность самореализации для всех её участников, независимо от возраста. Но в процессе такого творческого взаимодействия с ребятишками педагог, прежде всего, должен быть озабочен процессом воспитания, а не обучения.
Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Именно в условиях игры вырабатываются способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор.
Музыкальная деятельность включает комплексные ритмические музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретения ими ощущения гармонии окружающего, взаимосвязи своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижения.
С помощью танцевальных движений дети учатся передавать образ героя, его характер, настроение, а также слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, т.е. через ритмопластику, а слушая музыкальное сопровождение, дети могут более полно оценить и понять характер героя и его образ.
Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, а также в свободной деятельности. Дети с большим удовольствием выполняют ритмико-двигательные движения под собственное исполнение песен. Это так называемое инсценирование песен. Движения, которые покуплетно меняются в русле сюжета конкретного куплета, вызывают наряду с формированием чувства ритма и умением вокализировать еще и эмоциональную приподнятость. Такие песенки – инсценировки можно использовать как на музыкальных занятиях, так и в свободное время и в домашних развлечениях.
Из многообразия средств выразительности при инсценировании песенок в детском саду рекомендуется:
*во 2 младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных).
*в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомиме).
*в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения.
*в подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
При разучивании движений для инсценирования воспитатель должен быть особенно тактичен, придерживаться чувства меры, так как не все дети могут быстро входить в игровой образ. Поэтому моменты фиксации эмоциональных состояний должны проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога.
При инсценировании песен не возникает основная проблема - что делать, если не хватает ролей на всех детей. Просто песенку можно спеть несколько раз, выбирая на роли других детей. Все происходит как игра и дети незаметно для себя учатся быть артистами, а это вызывает у них радость совместного творчества, где нет первых, и все лучшие.
Таким образом, театрализованная игра и инсценирование песен помогают ребенку переработать полученные из окружающего мира впечатления и знания. Формируются все стороны личности ребенка. Ребенок в игре, следуя требованиям роли, приобретает способность представлять себя на месте другого в воображаемой ситуации, согласовывать свои действия с действиями партнеров. Песенные инсценировки близки и понятны ребятишкам, что вызывает у них желание пробоваться в новых ролях и получать от этого огромное удовольствие и радость.
Средняя группа
«Цыплята» муз.Филиппенко
1.
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, - В-ль или девочка «курочка» двига
А за ней ребятки – желтые цыплятки. ются по комнате, хлопая себя по
бедрам
2.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко, - «Курица» грозит пальчиком
Лапками гребите, зернышки ищите. Дети, сидя на корточках
«разгребают землю»
3.
Съели толстого жука, дождевого червяка, - Наклоняют голову вниз «клюют»
Выпили водицы, полное корытце. Наклоняют голову вперед и назад,
«пьют»
«Веселые гуси» Украинская народная песня
1.
Жили у бабуси 2 веселых гуся, Покачивание из стороны в сторону
Один – серый, другой – белый, «Хвостики», приседание
Два веселых гуся. Покачивание из стороны в сторону
2.
Вытянули шеи – у кого длиннее. Вытягивают шею вперед, встают на
носочки
Один – серый, другой – белый, «Хвостики» приседание.
Вытянули шеи.
3.
Мыли гуси лапки, в луже у канавки, «Шаркают» ногами по полу
Один – серый, другой – белый, «Хвостики», приседание
Спрятались в канавке. Садятся на корточки, прячут голову в
в колени.
4.
Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси! Руки «рупором», обхватив голову качает ею
Один – серый, другой – белый, Гуси на корточках руками подпирают щеки
Гуси мои, гуси». Качают головой вправо, влево.
5.
Выходили гуси, кланялись бабусе. Движения 1 куплета.
Один – серый, другой – белый,
Кланялись бабусе.
Старшая группа.
«Тень – тень» муз. Калинникова.
1.
Тень, тень потетень, Дети, взявшись за руки и подняв их вверх идут по кругу
Выше города плетень.
Сели звери под плетень, Садятся на корточки не отпуская рук.
Похвалялися весь день.
2.
Похвалялася лиса: Идут по кругу, лев. рука на поясе, прав. машут, как хвостом
«Всему свету я краса!,
Похвалялся зайка: Прыжки на 2х ногах
«Пойди, догоняй-ка»
3.
Похвалялися ежи: Указательные пальчики вперед – «иголочки», колени высоко
У нас шубы хороши»
Похвалялись блохи: Прыжки с ноги на ногу.
«И у нас не плохи!
4.
Похвалялся медведь: Передают образ медведя
«Могу песни я петь»
Похвалялася коза: Делают «Рожки», идут топающим шагом в центр круга
«Всем я выколю глаза»
«Ворон» русская народная мелодия.
Ой, ребята, та-ра-ра, , Дети, взявшись за руки и подняв их вверх идут по кругу
На горе стоит гора,
А той горе дубок, на середину круга выходит ребенок - Ворон
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах, выставляют ноги по – очереди на пятку
В позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу, имитируют игру на трубе
Он играет во трубу,
Труба точенная, позолоченная, хлопают в ладоши, Ворон танцует
Труба ладная
Песня складная!
По окончании песни дети закрывают глаза, Ворон двигается за кругом, выбирая другого ребенка на роль Ворона, и ирга начинается сначала.
Подготовительная группа
«Теремок» Русская народная песня
Перед игрой выбираются персонажи. Все дети образуют круг –теремок. Звери находятся за кругом.
Дети:
Стоит в поле теремок, теремок, дети идут по кругу и поют.
Он не низок не высок, не высок.
Вот по полю, полю мышка персонаж в образе бежит за кругом
(лягушка, лисичка, зайчик,
волк, петушок, мишка) бежит,
У дверей остановилась и стучит. топает ножкой
Персонаж :
«Кто, кто в теремочке живет? Дети поднимают руки, мышка входит в круг. Когда
Кто, кто в невысоком живет? появляется следующий персонаж идет словесный
Я мышка- норушка, а ты Кто?» диалог. Когда в в кругу будут все персонажи, медведь
Отвечает : «А я Мишка – всех зверей ловишка». Звери разбегаются, медведь их ловит.
«На мосточке» муз.Филиппенко
Выбираются Волк и Козлик дети и персонажи выполняют имитационные движения, согласно содержания песни. Можно сделать мостик из ребристой дорожки
Дети:
Через мост перейти, надо нам ребята,
В дальний лес мы идем, там грибы маслята,
А мостик волк нас не пускает,
На мосту он серый отдыхает.
Он ворчит, он рычит лязгает зубами:
Волк;
«Не пущу, не пущу деток за грибами»
Вышел козлик из лесу сердитый,
Говорит он волку: «Уходи, ты.
Козлик
Заколю, заколю я тебя рогами,
Затопчу, затопчу я тебя ногами»
Дети:
Как ударит волка он рогами,
Прямо в речку волк, да вверх ногами
Через мост мы гуськом весело шагаем,
И козла и козла травкой угощаем,
«Ой, спасибо, козлик наш рогатый,
Без тебя бы съел нас волк лохматый»