ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ
СМЫСЛ
ПРОБЛЕМЫ
ВОЗМОЖНОСТИ
ФАКТЫ
ЭМОЦИИ
КРЕАТИВ
Автор приёма – известный британский психолог, эксперт в области творческого мышления и писатель Эдвард де Боно , написавший ряд бестселлеров, один из которых, “Научите себя думать” , широко известен в нашей стране.
Учащиеся делятся на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Можно использовать настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.
ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ
ФАКТЫ
Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!!. Пример: «Какие события произошли в этой книге, в рассказе?», «Перечислите героев романа» и т. д.
ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ
ВОЗМОЖНОСТИ
Желтая шляпа
Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему.
ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ
Черная шляпа
Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины .
ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ
ЭМОЦИИ
Красная шляпа
Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом связана та или иная эмоция? Можно объяснять, почему пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.).
ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ
КРЕАТИВ
Зеленая шляпа
Это – творческое мышление. Задаемся вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.
ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ
СМЫСЛ
Синяя шляпа
Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.
ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ
Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя.