СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приём "шесть шляп мышления"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит ознакомительный материал с приёмом шести шляп мышления. Эту презентацию можно использовать в качестве теоретического материала для выступления га заседаниях МО.

Просмотр содержимого документа
«Приём "шесть шляп мышления"»

ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ ВОЗМОЖНОСТИ ФАКТЫ ЭМОЦИИ КРЕАТИВ

ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ

СМЫСЛ

ПРОБЛЕМЫ

ВОЗМОЖНОСТИ

ФАКТЫ

ЭМОЦИИ

КРЕАТИВ

Автор приёма – известный британский психолог, эксперт в области творческого мышления и писатель Эдвард де Боно , написавший ряд бестселлеров, один из которых, “Научите себя думать” , широко известен в нашей стране. Учащиеся делятся на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Можно использовать настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.

Автор приёма – известный британский психолог, эксперт в области творческого мышления и писатель Эдвард де Боно , написавший ряд бестселлеров, один из которых, “Научите себя думать” , широко известен в нашей стране.

Учащиеся делятся на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Можно использовать настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.

ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ ФАКТЫ Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!!. Пример: «Какие события произошли в этой книге, в рассказе?», «Перечислите героев романа» и т. д.

ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ

ФАКТЫ

Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!!. Пример: «Какие события произошли в этой книге, в рассказе?», «Перечислите героев романа» и т. д.

ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ Желтая шляпа Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему.

ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ

ВОЗМОЖНОСТИ

Желтая шляпа

Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему.

ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ Черная шляпа Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины .

ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ

ПРОБЛЕМЫ

Черная шляпа

Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины .

ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ ЭМОЦИИ Красная шляпа Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом связана та или иная эмоция? Можно объяснять, почему пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.).

ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ

ЭМОЦИИ

Красная шляпа

Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом связана та или иная эмоция? Можно объяснять, почему пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.).

ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ КРЕАТИВ Зеленая шляпа Это – творческое мышление. Задаемся вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.

ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ

КРЕАТИВ

Зеленая шляпа

Это – творческое мышление. Задаемся вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.

ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ СМЫСЛ Синяя шляпа Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.

ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ

СМЫСЛ

Синяя шляпа

Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.

ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя.

ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ

Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя