Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» с.Дербетовка
Апанасенковского района Ставропольского края
Конспект урока
по русскому языку
в 7 классе
«Приёмы дифференциации при изучении темы «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»
Учитель русского языка и литературы
Кудрявцева Людмила Викторовна
2018 – 2019 учебный год
Урок по русскому языку в 7 классе.
Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ c причастиями».
Цели:
Предметные:
Ознакомление с правилом написания НЕ с причастиями; отработка алгоритма применения правила; закрепление умения написания НЕ с разными частями речи; развитие умения обобщать и делать выводы.
Метапредметные:
планирование учебного сотрудничества с учителем, умение выражать свои мысли, анализировать текст, устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные:
умение переключаться с одного вида деятельности на другой, работать в группе, паре.
Тип урока: изучение нового материала
Виды деятельности: исследовательская, дифференцированная, индивидуальная работа, работа в парах, в группах.
Оборудование: Учебник «Русский язык 7 класс», Издательство «Просвещение» 2013г. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др., оценочные листы, листы для оформления правила во время работы в группах; компьютер, проектор, мультимедийная доска, презентация.
Ход урока:
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть на уроке русского языка. Прошу занять свои рабочие места. На своих столах вы видите листы самооценки, сегодня оценку за урок вы поставите себе сами.
-А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа.
Проверка домашнего задания.
На доске ученик выполнил морфологический разбор причастий: надвигающейся, прошитую. Проверяет эксперт.
III. Актуализация (подготовка к новому учебному материалу).
- Прежде чем мы приступим к новой теме, давайте вспомним о правописании НЕ с разными частями речи: с существительными, прилагательными, глаголами.
Не с глаголами пишется раздельно, кроме случаев, когда слово без НЕ не употребляется: невзлюбить, нездоровится.
Вспомним о правописании НЕ с существительными и прилагательными.
Слитно, если: Раздельно, если:
- без НЕ не употребляется - есть противопоставление с союзом А
(неряха, невзгоды, небрежный); ( не правда, а ложь; не добрый, а злой)
- можно заменить с синонимом без НЕ - с существительными при отрицании
или близким по значению выражением (не волк);
(неправда – ложь); - с краткими прилагательными (не могуч);
- есть слова далеко не, вовсе не, совсем не;
- зависимое слово – отрицательное
местоимение (никому не интересный);
- прилагательное в сравнительной или
превосходной степени ( не громче,
не красивейший).
Объяснительный диктант: правописание не с различными частями речи. Работа в парах. (один комментирует, напарник исправляет, дополняет, если надо)
Ничего (не)знаешь, (не)навидеть лень, (не)выполнил задание, ничуть (не)интересный фильм, (не)кто в чёрном, (не)(с)кем поговорить, (не)лепость, (не)брежный, (не)годовал, (не)широкая, а узкая река; (не)высокий дом, говорил (не)правду, а ложь.
IV Постановка проблемы. Целеполагание.
- Прочитайте предложение, которое вы видите на доске: Человек, (не)желающий мыслить, закрывает вход в будущее.
- Как вы понимаете эти слова?
- В слове какой части речи нужно раскрыть скобки? (Причастии). - Обладаем мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно? (Нет) - Что надо знать, чтобы правильно написать это причастие? (Правило, как пишется НЕ с причастиями.)
- Назовите теперь тему сегодняшнего урока. («Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».)
- Запишите её в тетради.
- Какой же будет цель урока? (Изучить, как пишется НЕ с причастиями.)
V. Открытие нового знания. Работа в группах.
- Теперь нам нужно узнать, как пишется НЕ с причастиями?
Для выяснения причин слитного/раздельного написания «НЕ» с причастиями мы разделимся на четыре группы. Каждая группа получит свое задание: проанализировать языковой материал и сделать вывод о написании «НЕ» с причастиями. В случае затруднения можно обратиться к подсказкам.
(Группы работают над анализом материала, после чего выступают со своими наблюдениями)
Материал для анализа.
1 группа.
Трава не скошена. Цветы не политы. Миссия не выполнима.
Подсказка: сравните
Нескошенная трава. Неполитые цветы. Невыполнимая миссия.
2 группа.
Не скошенная крестьянами трава пожухла. Ученик, не подготовивший урок, чувствовал себя плохо.
Из-за не окончившегося вовремя собрания мы опоздали на автобус.
Подсказка: сравните
Нескошенная трава пожухла. Неподготовившийся ученик чувствовал себя плохо. Неокончившееся собрание плавно перешло в митинг.
3 группа.
В палатке лежали не разбросанные, а аккуратно сложенные рюкзаки. Не решенное, а списанное домашнее задание приводит часто к двойке.
Подсказка: сравните
В палатке лежали неразбросанные рюкзаки. Нерешенное домашнее задание приводит часто к двойке.
4 группа.
Негодующий на слабые знания учитель был хмур. Петя смотрел на всех недоумевающим взглядом.
Шел по невымощенной улице отряд ребят. Неприглашенная фея обиделась на короля. В Стране невыученных уроков никто не хочет оказаться.
Подсказка: сравните
Отряд ребят шел по не вымощенной, а заасфальтированной улице. Не приглашенная на бал фея обиделась на короля. Не выученный хорошо урок приведет к неуспеваемости.
Запись на интерактивной доске:
Ошибка не замечена.
Не замеченная, а пропущенная ощибка.
Не замеченная учеником ошибка.
Негодующий взгляд. Незамеченная ошибка.
Анализируют написанное, делают выводы:( Не пишется раздельно с краткими причастиями, с полными причастиями, если есть противопоставление с союзом А или зависимое слово. В остальных случаях слитно.)
- Откройте учебники на странице 68. Найдите правило о правописании НЕ с причастиями. Читаем вслух.
- Совпадают ли сделанные нами выводы с правилом?
Моделирование.
- Запишем полученные сведения на листах по группам. (Прикрепляем листы на доске)
Запись на интерактивной доске:
Раздельно | Слитно |
1 С краткими причастиями (не прочитана книга) 2. Когда есть противопоставление (не написанная, а напечатанная работа). 3. Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделанное мною задание) | 1. Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь) 2. С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов и нет противопоставления с союзом а. (несделанное задание) |
- А теперь снова обратимся к предложению, которое мы записали в начале урока.
- Как нужно написать НЕ с причастием желающий?
(Раздельно, так как у причастия есть зависимое слово)
VI. Первичное закрепление.
-Закрепим полученные знания на практике. Перепишите, раскрывая скобки:
1) Запись на интерактивной доске:
(Не)собранные грибы; никем (не)собранные грибы; грибы (не)собраны; (не)пойманная рыба; (не)пришитая, а оторванная пуговица; мясо (не)поджарено; (не)пройденный путь; (не)мигающие на небе звёзды; книги (не)сложены.
(Выполняют задание, записывают в тетрадь, по цепочке комментируют написанное, работая на доске)
- А теперь давайте проверим, как вы написали. Оцените свою работу.
«5» - нет ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
2) Самостоятельная работа. Цифровой диктант
- Я вам читаю выражения, а вы ставите только цифры: 1-слитно, 2-раздельно.
Не сшитый, а связанный костюм; напиток не допит; недостижимая цель, негодующий политик, не рассказанная на ночь сказка; трава не скошена; незакрытое окно; правило не вызубренное, а осознанное.
- Проверьте себя по ключу.
Запись на интерактивной доске. Взаимопроверка.
Читаю ключ вслух. 2, 2, 1, 1, 2, 2, 1, 2.
«5» - нет ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
-Поставьте оценку в оценочный лист.
VII. Включение нового знания в систему знаний.
1) Дифференцированная самостоятельная работа:
1 группа: списать, объясняя условия выбора орфограммы
2 группа: выписать словосочетания, в которых «НЕ» с причастием пишется раздельно
3 группа: списать, объясняя условия выбора орфограммы и заменяя слитное написание на раздельное, а раздельное на слитное.
(Не)служивший юноша; участок земли (не)обработан; (не)окрепший лед; (не)заселенные, а пустые дома; (не)поставленная на место книга; (не)законченная, а только начатая работа.
2) Тест. «НЕ» с причастием слитно или раздельно?
1. В каком примере «НЕ» с причастием нужно писать слитно:
а) (не)примятая трава; б) (не)освещенный, а темный подъезд; в) (не)выученное вовремя стихотворение
2. В каком примере «НЕ» с причастием следует писать раздельно:
а) (не)открытая выставка; б) (не)обработанный крестьянином участок земли; в) (не)разгаданная тайна
3) В каком примере «НЕ» с причастием нужно писать слитно:
а) (не) допетая кем-то песня; б) (не) горящий, а потухший факел; ) (не)годующий взгляд
4)Какое причастие пишется с «НЕ» слитно, так как нет условий для раздельного написания:
а) (не)засеянное, а пустое поле; б) (не)извинившийся за ошибку человек; в) (не)глаженая рубашка
5) Какое причастие следует написать с «НЕ» раздельно:
а) (не)вымощенная улица; б) задача (не)решена; в) (не)открытый закон
Ключ: 1 – а); 2 – б); 3 – в); 4 – в); 5 – б)
Оцените свою работу.
«5» - нет ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
3) Работа с учебником. -Запишите предложения под цифрами1 и 2 ( по вариантам) из упражнения №154 на стр. 69. –Укажите условия написания не с причастиями. Какие гласные вставили на месте пропуска. Обратите внимание на слова в рамках, они встретятся в домашнем задании. Это слова с непроверяемыми гласными, их нужно запомнить.
VIII. Домашнее задание.
Запись на интерактивной доске:
Всем: § 26 стр.68 выучить правило
ВЫБИРАЙ:
1. Упр.155 стр.69
2. Выписать из текстов русской художественной литературы 10 предложений, иллюстрирующих правописание НЕ с причастиями.
3. Сочинить лингвистическую сказку о НЕ и причастии I
IX Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Какое правило мы сегодня изучили на уроке?
- Когда НЕ пишется раздельно с причастиями? А слитно?
- А теперь подумайте и ответьте на вопросы.
Запись на интерактивной доске
- Какую цель ставили? (слайд)
- Удалось ли достичь?
- Какие результаты получили?
- Что вызвало особые затруднения?
- Где можно применить новые знания?
(Работают с листами самооценки )
.
Оценочный лист ____________________________________________
Задание | Оценка |
Объяснительный диктант | |
Первичное закрепление | |
Дифференцированная работа | |
Цифровой диктант | |
Тест | |
Итог __________________
7
Русский язык 8 класс ФГОС
Русский язык 7 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русскому языку 9...
Электронная тетрадь по русскому языку 7...
Культура речи: от ударения до стилистики
Электронная тетрадь по русскому языку 6...
Русский язык 5 класс ФГОС
Русский язык 11 класс ФГОС
© 2019, Кудрявцева Людмила Викторовна 603 4
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей