СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы формирования читательской грамотности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

приемы формирования читательской грамотности

Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования читательской грамотности»

Приёмы формирования читательской грамотности

Приёмы формирования читательской грамотности

 Цель: представить систему работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы посредством определенных методических приёмов.  Задачи: развитие умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, пользоваться разными стратегиями при её переработке, отвергая ненужную и неверную.

Цель: представить систему работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы посредством определенных методических приёмов. Задачи: развитие умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, пользоваться разными стратегиями при её переработке, отвергая ненужную и неверную.

Читательская грамотность  – это первая ступень в функциональной грамотности . Читательская грамотность – способность человека понимать и  использовать  письменные  тексты , размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы  достигать своих целей , расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни .

Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности . Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты , размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей , расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни .

 Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К. Д. Ушинский

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.

К. Д. Ушинский

Читательские умения: выделять главную мысль всего текста или его частей; понимать информацию, содержащуюся в тексте; преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования; применять информацию из текста в изменённой ситуации; критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации

Читательские умения:

  • выделять главную мысль всего текста или его частей;
  • понимать информацию, содержащуюся в тексте;
  • преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;
  • применять информацию из текста в изменённой ситуации;
  • критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации
Синквейн   Иван Васильевич Молодой, красивый Любит, восхищается, мечтает Сцена после бала поражает Разочарование

Синквейн

  • Иван Васильевич
  • Молодой, красивый
  • Любит, восхищается, мечтает
  • Сцена после бала поражает
  • Разочарование
Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок» Рассказ Назови участников Опиши поступок главного героя... Что такое жизненные ценности ?  Это ( способность, умение… ) Приведи примеры предложений , подтверждающие твою мысль 1. 2. 3. Сделай вывод: главная мысль заключается в том, что...

Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

Рассказ

Назови участников

Опиши поступок главного героя...

Что такое жизненные ценности ?

Это ( способность, умение… )

Приведи примеры предложений , подтверждающие твою мысль

1.

2.

3.

Сделай вывод: главная мысль заключается в том, что...

Приём «Письмо с дырками (пробелами)» На мой взгляд, жизненные ценности - это (способность, умение человека)…. Что же в жизни по-настоящему важно?……..Только ……………..люди смогут…………………………….. Докажу своё суждение примерами. Обратимся к тексту Г.Скребицкого, в котором говорится (рассказывается) о….. ……, которые………… Доказательством этому служат предложения …………………………. Главный герой (подведи итог их поступкам)…………… Это и есть ………………………………. Своё суждение я могу подтвердить примером из жизненного опыта. ………….………….. Такой поступок свидетельствует о………………………………… Подводя итог к сказанному, можно отметить, что по-настоящему важно….

Приём «Письмо с дырками (пробелами)»

На мой взгляд, жизненные ценности - это (способность, умение человека)…. Что же в жизни по-настоящему важно?……..Только ……………..люди смогут…………………………….. Докажу своё суждение примерами.

Обратимся к тексту Г.Скребицкого, в котором говорится (рассказывается) о….. ……, которые………… Доказательством этому служат предложения …………………………. Главный герой (подведи итог их поступкам)…………… Это и есть ……………………………….

Своё суждение я могу подтвердить примером из жизненного опыта. ………….………….. Такой поступок свидетельствует о…………………………………

Подводя итог к сказанному, можно отметить, что по-настоящему важно….

Прием «Верите ли вы, что…»    Формирует умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. 

Прием «Верите ли вы, что…»

Формирует умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. 

Приём «Лови ошибку» Формирует умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

Приём «Лови ошибку»

Формирует умение анализировать информацию;

умение применять знания в нестандартной

ситуации; умение критически оценивать

полученную информацию.

Приём «Логическая цепочка»   Биография А. С. Пушкина: Москва — Царскосельский лицей —

Приём «Логическая цепочка»

Биография А. С. Пушкина: Москва — Царскосельский лицей — "Старик Державин нас заметил…" — Петербург — Село Михайловское — Ссылка на юг…и т.д.

Приём «Кластер»

Приём «Кластер»

Приём ««Тонкий» и «Толстый» вопрос» Тонкие вопросы • кто... • что... • когда... • может... • будет... • мог ли... • как звали... • было ли... • согласны ли вы... • верно...  Толстые вопросы • дайте объяснение, почему... • почему вы думаете... • почему вы считаете... • в чем разница... • предположите, что будет, если... • что, если. ..

Приём ««Тонкий» и «Толстый» вопрос»

Тонкие вопросы

кто...

что...

когда...

может...

будет...

мог ли...

как звали...

было ли...

согласны ли вы...

верно...

Толстые вопросы

дайте объяснение,

почему...

почему вы думаете...

почему вы считаете...

в чем разница...

предположите, что

будет, если...

что, если. ..

Приём «Словарики» Этот приём помогает рационально и эффективно провести словарную работу, которая должна быть организована при первичном знакомстве с любым текстом.

Приём «Словарики»

Этот приём помогает рационально и эффективно провести словарную работу, которая должна быть организована при первичном знакомстве с любым текстом.

Видеть, слышать, чувствовать текст; Пополнять речевую память учащегося; Обогащать словарный запас; Продуктивно усваивать учебный материал; Прививать эстетический вкус; Формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.
  • Видеть, слышать, чувствовать текст;
  • Пополнять речевую память учащегося;
  • Обогащать словарный запас;
  • Продуктивно усваивать учебный материал;
  • Прививать эстетический вкус;
  • Формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.
 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание