Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования читательской грамотности»
Приёмы формирования читательской грамотности
Цель: представить систему работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы посредством определенных методических приёмов. Задачи: развитие умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, пользоваться разными стратегиями при её переработке, отвергая ненужную и неверную.
Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности . Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты , размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей , расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни .
Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.
К. Д. Ушинский
Читательские умения:
- выделять главную мысль всего текста или его частей;
- понимать информацию, содержащуюся в тексте;
- преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;
- применять информацию из текста в изменённой ситуации;
- критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации
Синквейн
- Иван Васильевич
- Молодой, красивый
- Любит, восхищается, мечтает
- Сцена после бала поражает
- Разочарование
Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»
Рассказ
Назови участников
Опиши поступок главного героя...
Что такое жизненные ценности ?
Это ( способность, умение… )
Приведи примеры предложений , подтверждающие твою мысль
1.
2.
3.
Сделай вывод: главная мысль заключается в том, что...
Приём «Письмо с дырками (пробелами)»
На мой взгляд, жизненные ценности - это (способность, умение человека)…. Что же в жизни по-настоящему важно?……..Только ……………..люди смогут…………………………….. Докажу своё суждение примерами.
Обратимся к тексту Г.Скребицкого, в котором говорится (рассказывается) о….. ……, которые………… Доказательством этому служат предложения …………………………. Главный герой (подведи итог их поступкам)…………… Это и есть ……………………………….
Своё суждение я могу подтвердить примером из жизненного опыта. ………….………….. Такой поступок свидетельствует о…………………………………
Подводя итог к сказанному, можно отметить, что по-настоящему важно….
Прием «Верите ли вы, что…»
Формирует умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним.
Приём «Лови ошибку»
Формирует умение анализировать информацию;
умение применять знания в нестандартной
ситуации; умение критически оценивать
полученную информацию.
Приём «Логическая цепочка»
Биография А. С. Пушкина: Москва — Царскосельский лицей — "Старик Державин нас заметил…" — Петербург — Село Михайловское — Ссылка на юг…и т.д.
Приём «Кластер»
Приём ««Тонкий» и «Толстый» вопрос»
Тонкие вопросы
• кто...
• что...
• когда...
• может...
• будет...
• мог ли...
• как звали...
• было ли...
• согласны ли вы...
• верно...
Толстые вопросы
• дайте объяснение,
почему...
• почему вы думаете...
• почему вы считаете...
• в чем разница...
• предположите, что
будет, если...
• что, если. ..
Приём «Словарики»
Этот приём помогает рационально и эффективно провести словарную работу, которая должна быть организована при первичном знакомстве с любым текстом.
- Видеть, слышать, чувствовать текст;
- Пополнять речевую память учащегося;
- Обогащать словарный запас;
- Продуктивно усваивать учебный материал;
- Прививать эстетический вкус;
- Формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.
Спасибо за внимание