СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Цель: представить систему работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы посредством определенных методических приёмов;

Задачи: развитие умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, пользоваться разными стратегиями при её переработке, отвергая ненужную и неверную.

«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

Функциональная грамотность включает в себя читательскую грамотность, математическую, естественно-научную, компьютерную, юридическую, экономическую, экологическую грамотность и т.д.

Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании РISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

Чтение – это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Чтение – это и процесс коммуникации с помощью речи. Цель читателя – преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание.

Работа с текстом предполагает развитие определенных читательских умений:

  • выделять главную мысль всего текста или его частей;

  • понимать информацию, содержащуюся в тексте;

  • преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;

  • применять информацию из текста в изменённой ситуации;

  • критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации

Выделяют четыре основных способа осмысления текста:

  • постановка вопросов (о незнаемом) к тексту;

  • построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов и т.д);

  • создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия);

  • конструирование собственных высказываний о прочитанном


Я покажу несколько эффективных, на мой взгляд, приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности. Конечно же, приёмы должны соответствовать возрастным особенностям учащихся.

Работать будем с текстом Вальтрауп Шелике «По дорогам войны и мира», который я взяла из своей практики по подготовке к ОГЭ с обучающимися 9в класса.

Чтобы вызвать интерес у ребят к чтению текста и работе с ним, часто использую различные приемы, которые помогают вызвать интерес к чтению и «пропустить» его через себя.

Прием «Верите ли вы, что…?

Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста или параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

Итак, верите ли вы, что повзрослеть можно за несколько минут? Ответ на этот вопрос мы найдем после работы с текстом Вальтрауп Шелике «По дорогам войны и мира»

При дальнейшей работе с текстом наиболее часто я использую следующие приёмы:

Прием – «Словарики»

При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем необходимо попросить встать тех «ребят-словариков», кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает, ребята используют различные словари.

Приём «Чтение в кружок»

Данный приём помогает управлять процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.


Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок».

Уже само название вызывает у ребят интерес и используется для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста. Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Это задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.

Подобное задание может быть дано в качестве домашней работы, как правило, по группам

Для примера возьмем текст Вальтраут Шелике «По дорогам войны и мира» из сборника по подготовке к ОГЭ




Дороги войны

(назови участников)









Как отразилось это на их судьбах?





Что такое взросление? Это (способность, умение)….

Приведи примеры предложений, подтверждающие твою мысль

  1. ______________________________________________________


  1. ______________________________________________________


  1. _______________________________________________________


Сделай вывод: дети войны……






Приём «Письмо с дырками (пробелами)».

Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний, а также для «работы над ошибками», если текст не был понят правильно ранее. В выпускных классах я использую этот прием для анализа написанного сочинения и создания своего текста, помогающего испытать успех даже слабому ребенку.

9.3. Как вы понимаете значение слова ВЗРОСЛЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение – рассуждение на данную тему, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.


На мой взгляд, взросление - это (способность, умение человека)…. ……..Только ……………..люди смогут…………………………….. Докажу своё суждение примерами.

Обратимся к тексту В.Шелике, в котором говорится (рассказывается) о….. ……, которые………… Доказательством этому служат предложения …………………………. Ребята (подведи итог их поступкам)…………… Это и есть ……………………………….


(Продемонстрировать свое осмысление текста и сопоставить с собственным жизненным опытом требует вторая часть сочинения. И здесь можно использовать данный приём)


Своё суждение я могу подтвердить примером из жизненного опыта. ………….………….. Такой поступок свидетельствует о…………………………………

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что…….

Приём «Лови ошибку»


Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!