СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы формирования читательской компетентности на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы формирования читательской компетентности на уроках биологии

Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования читательской компетентности на уроках биологии»

Приёмы формирования читательской компетентности на уроках биологии

При изучении нового материала

1. «Инсерт» – это маркировка текста значками по мере его чтения:

٧ – уже знал

+ - новое

- - думал иначе

? – не понял, есть вопросы

2. «Восстанови текст» учащиеся восстанавливают логическую последовательность предложенного текста, используя материал учебника.

Тема: «Насекомые» Вставьте пропущенное слово.

1. Характерной особенностью большинства насекомых является способность к ...

2. Тело насекомых состоит из ... отделов

3. Грудь насекомого состоит из трех сегментов: ..., ..., ...

4. Насекомые имеют ... пары ходильных конечностей

5. Насекомые хорошо освоили среды жизни: ..., ..., ...

6. Тело взрослых насекомых покрыто ... ...

7. Сегменты груди насекомых несут ... пары конечностей.

8. Крылья, одна или две пары, расположены на ... и ... сегментах и представляют собой складки стенки тела.

9. У жуков настоящими крыльями являются ... крылья, которые в состоянии покоя спрятаны под ...

10. Нервная система насекомых построена по типу ... ... цепочки.

Информация для учителя. 1-полёту; 2- трёх; 3- головы, груди, брюшка; 4- три; 5- водная, организм, наземно-воздушная; 6- хитиновым покровом; 7- три..; 8- грудных ...брюшных; 9- задние...надкрылья; 10- брюшной нервной.

3. «Узнай тему урока» -  предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Например, при изучении «Среды жизни» класс делится на две группы и каждой даются разные описания обитателей сред. Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания всех текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что узнали нового об обитателях планеты.

4. «Составь схему, план, конспект, таблицу» - вырабатывается умение  преобразовывать текстовую информацию с ее дальнейшим использованием.

Тема: «Размножение». Заполните схему:

                                                              Размножение

                                  Бесполое               Вегетативное             Половое

 

5. «Знаю, узнал, хочу узнать» - прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Графа «Хочу узнать» даёт повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

6.  «Сформулируй определение»- умение преобразовывать текстовую информацию для дальнейшего использования.

Тема: «Условия произрастания и видоизменения корней». Учащимся предлагается найти в тексте учебника определение корнеплода.

При закреплении материала

1. «Задай вопрос» - учащиеся получают задание прочитать фрагмент текста, задать к нему вопросы, причем ограничивается время и число вопросов. И тут же предлагается на эти вопросы ответить самим учащимся.

2.  «Лови ошибку» - заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

3. «Сравни» – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, необходимо максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить изученную информацию. Например, сравните особенности типа круглые, плоские и кольчатые черви.

4. «Синквейн»- форма свободного творчества, требующей от учащихся умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать, например,

Цветок

мелкий, воздушный

привлекает, опыляется,

Генеративный орган размножения цветковых

Дающий плод

5. «Верите ли вы, что…»-  класс делится на две команды. Одна команда высказывает предположения, а другая анализирует их, например

-В Африке живут мухи-людоеды? Ответ: Да (муха тумбу)

-У змей ребра могут выполнять роль каркаса крыльев?

Ответ: Нет. Это может быть у ящерицы-дракона.

- Фазан - это та же курица? Ответ: Да. Он из этого же семейства.

6. «Опишите по плану…»

Тема: Насекомые. Необходимо дать характеристику отряда по плану:

а) представители; б) среда и место обитания; в) характерные признаки, приспособленность к среде; г) значение в природе и жизни человека; д) интересные факты.

7. «Установите соответствие»

Соотнесите способы вегетативного размножения (левая колонка) с соответствующими растениями в правой колонке и зашифруйте ответы:

РАСТЕНИЯ

СПОСОБЫ ВЕГЕТАТИВНОГО РАЗМНОЖЕНИЯ

1) лук                

А) луковицы

2) картофель

Б) клубень

3) тюльпан

В) корневища

4) пырей

 

5) топинамбур

 

6) ландыш

 

8. «Углы» -  можно использовать на уроках при составлении характеристики объектов.  Класс делится на группы. Группа готовит доказательства, используя знания темы и весомые аргументы. Такой приём учит детей диалогу, культуре общения.

9.  «Создание викторины»-  учащиеся самостоятельно, пользуясь учебными текстами, дополнительной литературой готовят вопросы для викторины, кроссворда или теста. Например, «Класс насекомые», для готового кроссворда составьте вопросы в виде загадок, занимательных вопросов, толстых или тонких вопросов

10. «Логическая цепочка» -после прочтения  текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности, например, «Деление клетки», «Эволюция развития животного мира», «Цепь питания». Данный прием  помогает в составлении пересказа текстов.

11. «Кластер» -  охватывает большее количество информации, чем обучающиеся получают при обычной письменной работе.