Приёмы формирования читательской компетентности на уроках биологии
При изучении нового материала
1. «Инсерт» – это маркировка текста значками по мере его чтения:
٧ – уже знал
+ - новое
- - думал иначе
? – не понял, есть вопросы
2. «Восстанови текст» учащиеся восстанавливают логическую последовательность предложенного текста, используя материал учебника.
Тема: «Насекомые» Вставьте пропущенное слово.
1. Характерной особенностью большинства насекомых является способность к ...
2. Тело насекомых состоит из ... отделов
3. Грудь насекомого состоит из трех сегментов: ..., ..., ...
4. Насекомые имеют ... пары ходильных конечностей
5. Насекомые хорошо освоили среды жизни: ..., ..., ...
6. Тело взрослых насекомых покрыто ... ...
7. Сегменты груди насекомых несут ... пары конечностей.
8. Крылья, одна или две пары, расположены на ... и ... сегментах и представляют собой складки стенки тела.
9. У жуков настоящими крыльями являются ... крылья, которые в состоянии покоя спрятаны под ...
10. Нервная система насекомых построена по типу ... ... цепочки.
Информация для учителя. 1-полёту; 2- трёх; 3- головы, груди, брюшка; 4- три; 5- водная, организм, наземно-воздушная; 6- хитиновым покровом; 7- три..; 8- грудных ...брюшных; 9- задние...надкрылья; 10- брюшной нервной.
3. «Узнай тему урока» - предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Например, при изучении «Среды жизни» класс делится на две группы и каждой даются разные описания обитателей сред. Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания всех текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что узнали нового об обитателях планеты.
4. «Составь схему, план, конспект, таблицу» - вырабатывается умение преобразовывать текстовую информацию с ее дальнейшим использованием.
Тема: «Размножение». Заполните схему:
Размножение
Бесполое Вегетативное Половое
5. «Знаю, узнал, хочу узнать» - прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Графа «Хочу узнать» даёт повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
6. «Сформулируй определение»- умение преобразовывать текстовую информацию для дальнейшего использования.
Тема: «Условия произрастания и видоизменения корней». Учащимся предлагается найти в тексте учебника определение корнеплода.
При закреплении материала
1. «Задай вопрос» - учащиеся получают задание прочитать фрагмент текста, задать к нему вопросы, причем ограничивается время и число вопросов. И тут же предлагается на эти вопросы ответить самим учащимся.
2. «Лови ошибку» - заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
3. «Сравни» – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, необходимо максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить изученную информацию. Например, сравните особенности типа круглые, плоские и кольчатые черви.
4. «Синквейн»- форма свободного творчества, требующей от учащихся умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать, например,
Цветок
мелкий, воздушный
привлекает, опыляется,
Генеративный орган размножения цветковых
Дающий плод
5. «Верите ли вы, что…»- класс делится на две команды. Одна команда высказывает предположения, а другая анализирует их, например
-В Африке живут мухи-людоеды? Ответ: Да (муха тумбу)
-У змей ребра могут выполнять роль каркаса крыльев?
Ответ: Нет. Это может быть у ящерицы-дракона.
- Фазан - это та же курица? Ответ: Да. Он из этого же семейства.
6. «Опишите по плану…»
Тема: Насекомые. Необходимо дать характеристику отряда по плану:
а) представители; б) среда и место обитания; в) характерные признаки, приспособленность к среде; г) значение в природе и жизни человека; д) интересные факты.
7. «Установите соответствие»
Соотнесите способы вегетативного размножения (левая колонка) с соответствующими растениями в правой колонке и зашифруйте ответы:
РАСТЕНИЯ | СПОСОБЫ ВЕГЕТАТИВНОГО РАЗМНОЖЕНИЯ |
1) лук | А) луковицы |
2) картофель | Б) клубень |
3) тюльпан | В) корневища |
4) пырей | |
5) топинамбур | |
6) ландыш | |
8. «Углы» - можно использовать на уроках при составлении характеристики объектов. Класс делится на группы. Группа готовит доказательства, используя знания темы и весомые аргументы. Такой приём учит детей диалогу, культуре общения.
9. «Создание викторины»- учащиеся самостоятельно, пользуясь учебными текстами, дополнительной литературой готовят вопросы для викторины, кроссворда или теста. Например, «Класс насекомые», для готового кроссворда составьте вопросы в виде загадок, занимательных вопросов, толстых или тонких вопросов
10. «Логическая цепочка» -после прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности, например, «Деление клетки», «Эволюция развития животного мира», «Цепь питания». Данный прием помогает в составлении пересказа текстов.
11. «Кластер» - охватывает большее количество информации, чем обучающиеся получают при обычной письменной работе.