СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы формирования коммуникативных УУД в начальной школе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Педагогические приёмы для формирования УУД

Педагогические приёмы

Описание приёма

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ

 

Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования коммуникативных УУД в начальной школе»

Педагогические приёмы для формирования УУД

Педагогические приёмы

Описание приёма



КОММУНИКАТИВНЫЕ

«Тонкие» и «толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.  

«Толстые» вопросы

Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?

«Тонкие» вопросы

Кто..? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?

Советуйтесь

Учитель советуется с учащимися, обсуждая, например, проблемы отношений. Он убеждает учеников, что их мнение значимо для него, но предупреждает: последнее слово остается за педагогом. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение.







Вопросы к тексту

При изучении научного текста перед группой учеников ставится задача — составить к нему список репродуктивных и расширяющих, развивающих вопросов. Затем они распределяются на группы: вопросы, на которые можно ответить на уроке; - вопросы, ответ на которые, возможно, пока не знает никто.

Доводящие карточки

Для того, чтобы узнать, как дети поняли содержание текста, можно использовать эту методику. Одной из задач является формирование у учащихся желания прийти на помощь товарищу, поделиться своими знаниями  с другими. Рассказа Ю. Ермолаева «Два пирожных»







Карточка №1.

Вопрос

Ответ

1. О чём попросила мама дочек?

(Вымыть посуду)

3. Кто из девочек пошёл на кухню помогать маме?

(Оля)

5. Кто из девочек был старше?

(Наташа)

7. Чем были вымазаны губы Оли, когда она вернулась из кухни?

(кремом)

9.Кто велел Оле съесть два пирожных?

Почему?

(Мама. Она сказала, что пирожные могут испортиться, пока Наташа вернётся из Африки)

Карточка №2.

Вопрос

Ответ

2. Чем были заняты девочки?

(Наташа читала книгу о путешествиях, а

Оля лепила из пластилина булочки и крендельки.)

4. Что сказала Наташа вдогонку Оле?

(Сейчас приду, только главу дочитаю)

6. Что ответила Наташа, когда Оля за ней вернулась в комнату?

(Меня здесь нет, я путешествую)

8. За кого Оля съела второе пирожное?

(За Наташу)

9.За что мама наказала Наташу?

(За то, что Наташа не помогла им с Олей мыть посуду)



Шесть шляп

Цвет каждой шляпы имеет своё значение. И в соответствии со значение цвета ребёнок получает своё задание

  • Красная шляпа (чувства) – что вы чувствуете по отношению к герою.

  • Жёлтая шляпа (оптимизм) – что хорошего можно взять из произведения для себя.

  • Чёрная шляпа ( критик)  - что плохого в поступках героев.

  • Синяя шляпа (управление, размышление) - дайте совет герою или читателю.

  • Белая шляпа ( учёный)   -    чему следует поучиться у героя.

  • Зелёная шляпа (творчество)  - продолжите рассказ.

Вертушки

Так, работая в группе, дети отрабатывают необходимые каждому из них навыки: один, по просьбе учителя, проверяет написание заглавных букв в тексте на карточке, другой вставляет в этот текст безударные гласные в корни слов и пр. Для вертушки работа с предложением: разбор по членам, частям речи, орфограммы, проверяемые по сильной позиции,  характеристику предложения.

Каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый, при этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. После завершения работы всеми группами учитель организует обсуждение, если задание было одинаковым для всех групп. Либо встречаются эксперты групп, у которых были одинаковые задания.

Зигзаг

Основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Перед тем как эксперты излагают изученный ими материал членам рабочей группы, они встречаются в экспертной группе, которая состоит из членов различных рабочих групп, которым «поручены» одинаковые фрагменты. Изучив фрагмент, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих групп.

Педагогические игры

Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять.

Например, дидактическая игра "Убери лишний вагон". Цель игры: создать условия для закрепления состава слова, учить видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу.
«На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне.
Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах, по своему составу. Каждой группе достается свой поезд, прежде чем принять решение, обсудите его вместе в группе.
Поезд № 1. забег, заплыв, закон, запуск.
Поезд № 2. чайник, кофейник, молочник, веник.
Поезд № 3. посмотреть, победить, подумать, погрустить.
Каждому ряду было предложено убрать лишний вагончик из своего поезда.