СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы и методы работы по предупреждению и коррекции орфографических ошибок.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приёмы и методы работы по предупреждению и коррекции орфографических ошибок.»

Приёмы и методы работы по предупреждению и коррекции орфографических ошибок. Безударная гласная в корне слова. Подготовила Микитюк Е.Н. учитель-логопед  БОУ г. Омска «Гимназия №147»

Приёмы и методы работы по предупреждению и коррекции орфографических ошибок. Безударная гласная в корне слова.

Подготовила

Микитюк Е.Н.

учитель-логопед

БОУ г. Омска «Гимназия №147»

 Согласно точке зрения Московской фонологической школы принципом, которому подчиняется написание орфограммы является фонематический. “Одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во все ее видоизменениях, как бы они ни звучала в том или ином фонематическом положении» (П.С. Жедек) . Безударные гласные обозначаются той же буквой, что и под ударением в той же части слова: “д о машний – дом, на стул е – на столе, заботл и вый – счастливый. Проверять фонему следует её основной реализацией, той, которая дана в сильной позиции .

Согласно точке зрения Московской фонологической школы принципом, которому подчиняется написание орфограммы является фонематический. “Одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во все ее видоизменениях, как бы они ни звучала в том или ином фонематическом положении» (П.С. Жедек) . Безударные гласные обозначаются той же буквой, что и под ударением в той же части слова: “д о машний – дом, на стул е – на столе, заботл и вый – счастливый.

  • Проверять фонему следует её основной реализацией, той, которая дана в сильной позиции .
Работа над орфограммой строится в соответствии с  учением Л.В. Выготского о зоне ближайшего  развития;  теорией П.Я. Гальперина о поэтапном  формировании умственных действий (использование материальных опор в виде схем, таблиц, алгоритмов, громкое комментирование замещаются выполнением орфографических действий только во внутреннем плане)  принципом максимальной опоры на  сохранные анализаторы;  принципом усложнения заданий.

Работа над орфограммой строится в соответствии с

учением Л.В. Выготского о зоне ближайшего

развития;

теорией П.Я. Гальперина о поэтапном

формировании умственных действий

(использование материальных опор в виде схем,

таблиц, алгоритмов, громкое комментирование

замещаются выполнением орфографических

действий только во внутреннем плане)

принципом максимальной опоры на

сохранные анализаторы;

принципом усложнения заданий.

Цель  Формировать умение видеть орфограмму «Безударные  гласные в корне слова» (орфографическую зоркость) Выработать навык правописания безударных гласных в корне слова с помощью подбора различных способов проверки .   Разработать совместно с детьми алгоритм проверки безударных  гласных в корне слова и научить применять его на практике

Цель

Формировать умение видеть

орфограмму «Безударные

гласные в корне слова»

(орфографическую зоркость)

Выработать навык

правописания безударных

гласных в корне слова с

помощью подбора различных

способов проверки .

Разработать совместно с детьми

алгоритм проверки безударных

гласных в корне слова и научить

применять его на практике

Технологии Технологии развивающего обучения Информационно- коммуникационные Личностно- ориентированные технологии Технологии проблемного обучения Игровые технологии

Технологии

Технологии

развивающего

обучения

Информационно-

коммуникационные

Личностно-

ориентированные

технологии

Технологии

проблемного

обучения

Игровые

технологии

Каналы восприятия

Каналы восприятия

Методы и приёмы Анализ и синтез Частично- поисковый Слово учителя Беседа Самостоятельная работа учащихся Наблюдение

Методы и приёмы

Анализ

и

синтез

Частично-

поисковый

Слово

учителя

Беседа

Самостоятельная

работа

учащихся

Наблюдение

Знакомство с орфограммой « Безударные гласные в корне слова» происходит в период обучения грамоте. В 1 классе работа над правилом ведётся  на  фонетическом уровне . Формируемые умения: определять ударение в словах;  выделять ударные и безударные гласные;  изменять слово, ставя безударную гласную под ударение.

Знакомство с орфограммой « Безударные гласные в корне слова» происходит в период

обучения грамоте. В 1 классе работа над правилом ведётся

на фонетическом уровне .

Формируемые умения:

  • определять ударение в словах;
  • выделять ударные и безударные гласные;
  • изменять слово, ставя безударную гласную под ударение.
Виды заданий - Поставь ударение («Позови слово») - Назовите в слове ударную гласную.  -Назови в предложении все ударные гласные. -Отметь гласные, на которые не падает ударение.  -Соотнеси слова со схемой.

Виды заданий

- Поставь ударение («Позови слово»)

- Назовите в слове ударную гласную.

-Назови в предложении все ударные гласные.

-Отметь гласные, на которые не падает ударение.

-Соотнеси слова со схемой.

Раздели слова на слоги. Поставь ударения
  • Раздели слова

на слоги.

  • Поставь

ударения

Прием моделирования  Расшифруй слово

Прием моделирования

Расшифруй слово

Прочитай «про себя» слова под схемами. Подбери слова к схемам Домик, свекла, ролики, газета, петушок, ромашка. телевизор, ремень, коньки, сметана, фестиваль, ворота, извините, документы, портфель, крепость, цепочка, инструмент, волшебница, смородина.

Прочитай «про себя» слова под схемами. Подбери слова к схемам

  • Домик, свекла, ролики, газета, петушок, ромашка. телевизор, ремень, коньки, сметана, фестиваль, ворота, извините, документы, портфель, крепость, цепочка, инструмент, волшебница, смородина.
 На этапе знакомства с орфограммой  дети под руководством учителя проводят наблюдения над соответствием и несоответствием произношения и написания безударных гласных в корне слова. Ведется работа по составлению алгоритма проверки безударных  гласных в корне слова

На этапе знакомства с орфограммой

дети под руководством учителя

проводят наблюдения над

соответствием и несоответствием

произношения и написания

безударных гласных в корне слова.

Ведется работа по составлению

алгоритма проверки безударных

гласных в корне слова

Подбери проверочное слово по образцу. Обозначь орфограмму.    ОДИН-МНОГО, МНОГО-ОДИН Стена - ст е ны. Дела - д е ло.  Сосна - Грибы -  Гроза - Поля -  Страна - Снега -

Подбери проверочное слово по образцу.

Обозначь орфограмму.

ОДИН-МНОГО, МНОГО-ОДИН

Стена - ст е ны. Дела - д е ло. Сосна - Грибы - Гроза - Поля - Страна - Снега -

МЕТОД ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ    Послушай рассказ об одной ошибке .  Дима написал своему другу Пете записку:   «Приходи с мечом вечером, сыграем».  Сестра Димы Оля по дороге в магазин передала записку  Пете.  - Ну как? - спросил Дима вернувшуюся сестру.  - Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.  В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.  - Мяч будет! Петя обещал принести.  Ровно в шесть вечера пришел Петя. Но вместо мяча в  руках у него было оружие для фехтования - длинный деревянных меч.   Почему так случилось?

МЕТОД ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Послушай рассказ об одной ошибке .

Дима написал своему другу Пете записку:

«Приходи с мечом вечером, сыграем». Сестра Димы Оля по дороге в магазин передала записку

Пете. - Ну как? - спросил Дима вернувшуюся сестру. - Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет. В шестом часу Дима собрал ребят во дворе. - Мяч будет! Петя обещал принести. Ровно в шесть вечера пришел Петя. Но вместо мяча в

руках у него было оружие для фехтования - длинный

деревянных меч. Почему так случилось?

Во втором классе работа над орфограммой ведётся уже на  морфологическом уровне. Это становится возможным в связи с изучением состава слов. К умениям детей добавляются новые: - находить корень слова; - подбирать проверочные слова путём подбора однокоренных слов - выбирать среди однокоренных слов слова с ударной гласной в корне.

Во втором классе работа над орфограммой ведётся уже на

морфологическом уровне. Это становится возможным в связи с изучением состава слов. К умениям детей добавляются новые:

- находить корень слова;

- подбирать проверочные слова путём подбора однокоренных слов

- выбирать среди однокоренных слов слова с ударной гласной в корне.

 Приемы работы  Словесные задачи омографы задачи Грамматические сказки, стихи Загадки Пословицы и поговорки Фразеологизмы Скороговорки Кроссворды Игры

Приемы работы

  • Словесные задачи омографы задачи
  • Грамматические сказки, стихи
  • Загадки
  • Пословицы и поговорки
  • Фразеологизмы
  • Скороговорки
  • Кроссворды
  • Игры
Рифмовки Безударный гласный -  Стоп! Писать опасно!  Слуху вы не доверяйте -  Удареньем проверяйте.   Если буква гласная вызвала сомнение, – Ты ее немедленно поставь под ударение.

Рифмовки

Безударный гласный - Стоп! Писать опасно! Слуху вы не доверяйте - Удареньем проверяйте.

Если буква гласная вызвала сомнение, –

Ты ее немедленно поставь под ударение.

Сказка о безударной гласной

Сказка о безударной гласной

Отбери из данных слов лишь те, которые можно использовать  для проверки выделенных слов в начале строки.  Обозначь в словах корень, ударение, поставь точку под проверяемой гласной.   Лиса - лисица, лисята, лисий, лисичка, лисонька. Снежок - снегирь, снежный, снеговик, снег, подснежник.   Синеет - синька, синица, синеватый, синий, посинел .

Отбери из данных слов лишь те, которые можно использовать

для проверки выделенных слов в начале строки.

Обозначь в словах корень, ударение,

поставь точку под проверяемой гласной.

Лиса - лисица, лисята, лисий, лисичка, лисонька.

Снежок - снегирь, снежный, снеговик, снег, подснежник.

Синеет - синька, синица, синеватый, синий, посинел .

Выбери нужное проверочное слово. Выдели корень.  Обозначь орфограмму. Уд..вительно (диво, дева), м..нять (мина, замена), л..пить (липко, лепка), расч..щать (честь, чисто), л..нивый (лень, линька), скр..пучий (скрепка, скрип), м..стерить (мастер, мост).

Выбери нужное проверочное слово. Выдели корень. Обозначь орфограмму.

  • Уд..вительно (диво, дева), м..нять (мина, замена), л..пить (липко, лепка), расч..щать (честь, чисто), л..нивый (лень, линька), скр..пучий (скрепка, скрип), м..стерить (мастер, мост).
Итог работы - составление алгоритма работы с безударными гласными в корне слова проверяемыми ударением  Прочитай слово Поставь ударение Выдели корень Есть ли в корне безударные гласные да нет Подбери однокоренные слова, найди проверочное Напиши слово Стоп Напиши слово, вставь гласную букву Обозначь орфограмму Стоп

Итог работы - составление алгоритма работы с

безударными гласными в корне слова проверяемыми ударением

Прочитай слово

Поставь ударение

Выдели корень

Есть ли в корне

безударные гласные

да

нет

Подбери однокоренные слова,

найди проверочное

Напиши слово

Стоп

Напиши слово, вставь гласную букву

Обозначь орфограмму

Стоп

Формирование и закрепление навыка  проверки безударных гласных в корне слова. Работа на уровне слова   Слуховые упражнения   Назовите в словах безударную гласную в корне. Объясните, как проверили.      - Послушайте загадку, назовите слова с безударной гласной в корне  Я над речкой лежу  Оба берега держу. - Приведите, примеры с определенным корнем (мес-, лист-) с определенной приставкой и суффиксом.

Формирование и закрепление навыка

проверки безударных гласных в корне слова.

Работа на уровне слова

Слуховые упражнения

  • Назовите в словах безударную гласную в корне. Объясните, как проверили.
  •      - Послушайте загадку, назовите слова с безударной гласной в корне

Я над речкой лежу

Оба берега держу.

  • - Приведите, примеры с определенным корнем (мес-, лист-) с определенной приставкой и суффиксом.
Упражнения на списывание   Спишите слова, обозначьте ударение.   Спишите слова, поставьте ударение над выделенными словами.

Упражнения на списывание

  • Спишите слова, обозначьте ударение.

  • Спишите слова, поставьте ударение над выделенными словами.

Упражнения творческого характера Упражнения творческого характера Упражнения творческого характера Выпишите слова, имеющие три слога, поставьте ударение Составить словосочетание с данными словами, поставить ударение.  Допишите предложение подходящим по смыслу словом, поставьте ударение.

Упражнения творческого характера

  • Упражнения творческого характера
  • Упражнения творческого характера
  • Выпишите слова, имеющие три слога, поставьте ударение
  • Составить словосочетание с данными словами, поставить ударение.
  • Допишите предложение подходящим по смыслу словом, поставьте ударение.
Ребусы

Ребусы

“ Четвёртый лишний »   Найти лишнее слово и доказать. Например: СБЕГАТЬ, БЕГЕМОТ, БЕГУНЬЯ, НАБЕЖАЛ (все слова связаны с БЕГом, а БЕГЕМОТ - Крупное парнокопытное млекопитающее, живущее в пресноводных бассейнах тропической Африки) БЕДНЯК, БЕДРО, БЕДНЕТЬ, БЕДНЯЖКА (все слова связаны с неимущим человеком, а БЕДРО - часть ноги)

“ Четвёртый лишний »

  • Найти лишнее слово и доказать.

Например:

СБЕГАТЬ, БЕГЕМОТ, БЕГУНЬЯ, НАБЕЖАЛ

(все слова связаны с БЕГом, а БЕГЕМОТ - Крупное парнокопытное млекопитающее, живущее в пресноводных бассейнах тропической Африки)

БЕДНЯК, БЕДРО, БЕДНЕТЬ, БЕДНЯЖКА

(все слова связаны с неимущим человеком, а БЕДРО - часть ноги)

Работа на уровне словосочетания Соревнование

Работа на уровне словосочетания

Соревнование

 Составьте словосочетания, включая в них слова с корнем ЗЕМЛ . Кисель из земляники – …  Вал, сооруженный из земли – … К словам, обозначающим признак предмета, припишите подходящее по смыслу слово, обозначающее предмет. Во всех словах поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. Шелковистая, зеленая, мягкая (…)  Густой, дремучий, сосновый (…)

Составьте словосочетания, включая в них слова с корнем ЗЕМЛ .

  • Кисель из земляники – … Вал, сооруженный из земли – …

К словам, обозначающим признак предмета, припишите подходящее по смыслу слово, обозначающее предмет. Во всех словах поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

  • Шелковистая, зеленая, мягкая (…) Густой, дремучий, сосновый (…)
Работа на уровне предложения Найди родственные слова в пословице

Работа на уровне предложения

Найди родственные слова в пословице

На листочках деревьев (липы, клена, дуба, березы) записаны слова. Составьте из них предложения. У вас получится загадка. Первая строчка: липовые листочки. Вторая строчка: кленовые листочки. Третья строчка: дубовые листочки. Четвертая строчка: березовые листочки .

На листочках деревьев (липы, клена, дуба, березы) записаны слова.

Составьте из них предложения. У вас получится загадка.

  • Первая строчка: липовые листочки.
  • Вторая строчка: кленовые листочки.
  • Третья строчка: дубовые листочки.
  • Четвертая строчка: березовые листочки .
Составьте из данных слов четыре предложения 1.      д твора, снежную, любит, зиму 2.     з вут, на, к ток, коньки 3.     ведёт, лыжня в, л сок 4.     ребята, с, гор, к таются, на, санках

Составьте из данных слов четыре предложения

  • 1.      д твора, снежную, любит, зиму
  • 2.     з вут, на, к ток, коньки
  • 3.     ведёт, лыжня в, л сок
  • 4.     ребята, с, гор, к таются, на, санках
Составьте и запишите предложения.  Зайчик. Весенняя, появилась, в саду, лужа, под окном. Вбежал, и, солнечный, в комнату, зайчик. В, лужа, снеговой, колыбели, дремала. Дрожал, на стене, зайчик.

Составьте и запишите предложения.

Зайчик.

  • Весенняя, появилась, в саду, лужа, под окном. Вбежал, и, солнечный, в комнату, зайчик. В, лужа, снеговой, колыбели, дремала. Дрожал, на стене, зайчик.
Работа на уровне текста Найди в стихотворении слова с безударной гласной в корне, подбери проверочные слова

Работа на уровне текста

Найди в стихотворении слова с безударной гласной в корне, подбери проверочные слова

Лисьи проделки, или Спасите Петушка! На лесной опушке Жил Лесник в избушке. У Лесника был Петушок, Красный гребешок. Раз Лесник ушёл в леса, А к избушке – шасть Лиса: Утащила Петуха Чтобы съесть потроха. А для законного обеда Написала: «Если верно Буквы вставишь, непременно Петуха тебе верну. Если нет – Петя будет на обед!» И записку написала   С петушком л…са ушла в тёмные л…са. Петушка спаси, дружок!

Лисьи проделки, или Спасите Петушка!

На лесной опушке

Жил Лесник в избушке.

У Лесника был Петушок,

Красный гребешок.

Раз Лесник ушёл в леса,

А к избушке – шасть Лиса:

Утащила Петуха

Чтобы съесть потроха.

А для законного обеда

Написала: «Если верно

Буквы вставишь, непременно

Петуха тебе верну. Если нет –

Петя будет на обед!»

И записку написала

С петушком л…са

ушла в тёмные л…са.

Петушка спаси, дружок!

Предупредительный диктант.   Совенок В лесу мы нашли гнездо. Там был совенок. Птенец не умел летать. Мы взяли его из гнезда. Сова налетела на нас. Глаза ее блестели. Совенок громко кричал. Мы пожалели малыша. Витя посадил его на дерево.

Предупредительный диктант.

Совенок

В лесу мы нашли гнездо. Там был совенок. Птенец не умел летать. Мы взяли его из гнезда. Сова налетела на нас. Глаза ее блестели. Совенок громко кричал. Мы пожалели малыша. Витя посадил его на дерево.

Вставь пропущенные буквы в песенку петуха. С каким правилом они «дружат»? Ку-ка-ре-ку! Иду на пятках, Н…су к…су на пл…чах, Х…чу л…су посечи, Сл…зай, л…са, с п…чи!

Вставь пропущенные буквы в песенку петуха.

С каким правилом они «дружат»?

Ку-ка-ре-ку! Иду на пятках,

Н…су к…су на пл…чах,

Х…чу л…су посечи,

Сл…зай, л…са, с п…чи!

Контрольный этап Творческий диктант. Тесты.  Карточки с пропущенными орфограммами.  Словарный диктант.  Проверочный диктант.

Контрольный этап

  • Творческий диктант.
  • Тесты.
  • Карточки с пропущенными орфограммами.
  • Словарный диктант.
  • Проверочный диктант.
Творческий диктант. Расставь предложения по порядку. В пустые окошки вставь нужную букву. Озаглавь текст.  Мать к рмила его молоком и учила бегать по г рам. М лыш др жит от страха, но прыгает. Р дился к зленок в д лине горной р ки. Мать лижет ему шерстку.

Творческий диктант.

  • Расставь предложения по порядку. В пустые окошки вставь нужную букву. Озаглавь текст.

Мать к рмила его молоком и учила бегать по г рам. М лыш др жит от страха, но прыгает. Р дился к зленок в д лине горной р ки. Мать лижет ему шерстку.

Безударная гласная

Безударная гласная"

Карточки с пропущенными орфограммами. К _ ЗА В_ РИТЬ Б_ КА ВР_ ГИ В_ ДА М_ РЯ ДВ_ РЫ В_ ЗИТЬ ВР_ ЧИ _ КНО Т_ ЗЫ В_ ЙНА ХВ_ СТЫ ГЛ_ ЗА ТВ_ Я Г_ РА Д_ ЖДИ Д_ МА ТР_ ВА Д_ СКА

Карточки с пропущенными орфограммами.

К _ ЗА

В_ РИТЬ

Б_ КА

ВР_ ГИ

В_ ДА

М_ РЯ

ДВ_ РЫ

В_ ЗИТЬ

ВР_ ЧИ

_ КНО

Т_ ЗЫ

В_ ЙНА

ХВ_ СТЫ

ГЛ_ ЗА

ТВ_ Я

Г_ РА

Д_ ЖДИ

Д_ МА

ТР_ ВА

Д_ СКА

  Словарный диктант   Спортивная форма, зелёные луга, далёкий край, космический век, удивительное время, цветущий сад, почтовый адрес.

Словарный диктант

  • Спортивная форма, зелёные луга, далёкий край, космический век, удивительное время, цветущий сад, почтовый адрес.
Контрольный диктант.  Зима.   Наступила зима. Пушистым ковром лежит снег на полях и холмах. Деревья стоят тихо. В лесу замело все тропинки. По лесу можно ходить только на лыжах. Ударили сильные морозы. Река замерзла. Ребята сделали большой каток. На катке всегда весело.

Контрольный диктант.

Зима.

Наступила зима. Пушистым ковром лежит снег на полях и холмах. Деревья стоят тихо. В лесу замело все тропинки. По лесу можно ходить только на лыжах. Ударили сильные морозы. Река замерзла. Ребята сделали большой каток. На катке всегда весело.

Вывод Систематическая работа благотворно скажется на усвоении правописания безударных гласных и повышении орфографической грамотности.

Вывод

Систематическая работа благотворно скажется на усвоении правописания безударных гласных и повышении орфографической грамотности.

Источники

  • Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов / Меттус Е.В., Литвина А.В.. Турта О.С., Бурина Е.Д. и др. - СПб.: КАРО, 2006. -112 с.
  • А. А. Бондаренко, И. В. Гуркова Русский язык для весёлых мальчиков и девочек. Книга для учащихся начальных классов.Новосибирск, 1995
  • Мисаренко Г.Г. Безударные гласные в корне слова: Учебн. Пособие. – М.:Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.
  • Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  • В.И. Полтева-Лазарис, Е.Г. Русанова, Е.В. Федяева Учимся писать без ошибок. Пособие для учащихся 1 класса общеобразовательных школ. – Омск: «Аркор», 2001.
  • http://festival.1september.ru:8080/articles/414890/
  • http://festival.1september.ru/articles/506141/
  • http://festival.1september.ru:8080/articles/414890/
  • Журнал «Логопед»2005 г «Формирование навыка правописания безударной гласной в корне слова у школьников с нарушениями письменной речи» Елецкая О.В.
  • И.Н. Садовникова. Нарушение письменной речи и их преодаление у младших шкоьников. М.:Владос 2005


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!