Разработала
учитель-логопед Высшей категории
Бабаева Надежда Анатольевна
2020 г.
«Приемы и методы профилактики и коррекции нарушений тактильного восприятия у детей дошкольного возраста (содержание коррекционно-развивающей работы). Восприятие поверхности на ощупь»
ВИДЫ И ТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ
Каждый человек уникален в своем проявлении, в том числе и в своём собственном восприятии.
Типы восприятия:
- слуховое;
- Осязательное (тактильное);
- Зрительное;
- Вкусовое;
- Обонятельное.
В зависимости от темперамента и преобладающего типа восприятия, люди бывают:
- кинестетики;
- Аудиалы;
- Визуалы.
ВОСПРИЯТИЕ ПОВЕРХНОСТИ НА ОЩУПЬ
Тактильное восприятие – получение информации о предмете (объекте окружающего мира) наощупь, посредством прикосновения.
Прикасаясь к различным предметам, имея какой-то опыт, ребёнок может безошибочно определить материал, из которого сделан тот или иной предмет. Но для этого необходимо сначала провести обучающую работу по ознакомлению с конкретными материалами.
ВОСПРИЯТИЕ ПОВЕРХНОСТИ НА ОЩУПЬ
На примере игры «Весёлые кошки» знакомим детей с различными материалами и со свойствами поверхностей из данных материалов.
Цель: развитие тактильного восприятия в процессе изучения поверхностей из различных материалов.
Задачи:
- учить детей определять различия в поверхностных качествах различных материалов путём ощупывания;
- Учить находить предмет с определенной поверхностью (ибо из определённого материала), ощупывая пальцами игрушку.
- Закреплять умение образовывать относительные прилагательные (от названия материала).
Оборудование игры: игрушечные кошки из разного материала и разной фактуры поверхности; чудесный мешочек, план описания поверхности в виде мнемотаблицы.
ИГРА «ВЕСЁЛЫЕ КОШКИ»
«Семья кошек»
«Чудесный» мешочек
ИГРА «ВЕСЁЛЫЕ КОШКИ»
Кошка из меха – меховая, мягкая, пушистая, лёгкая.
Кошка из фетра – фетровая, мягкая, шршавая, лёгкая.
ИГРА «ВЕСЁЛЫЕ КОШКИ»
Кот из камня – каменный, гладкий, твёрдый, тяжёлый.
Котёнок из глины – глиняный, шершавый, твёрдый, тяжёлый
ИГРА «ВЕСЁЛЫЕ КОШКИ»
Кошка из металла – металлическая, гладкая, твёрдая, тяжёлая
Котята из резины – резиновые, немного шершавые, мягкие, лёгкие
ИГРА «ВЕСЁЛЫЕ КОШКИ»
Котёнок из плюша – плюшевый, шершавый, мягкий, лёгкий
Котёнок из дерева – деревянный, гладкий, твёрдый, лёгкий
ИГРА «ВЕСЁЛЫЕ КОШКИ»
Котёнок из пластмассы – пластмассовый, шершавый, твёрдый, лёгкий
Котёнок из стекла – стеклянный, гладкий, твёрдый, тяжёлый
ИГРА «ВЕСЁЛЫЕ КОШКИ»
План описания свойства поверхности - мнмотаблица
ИГРА «ВЕСЁЛЫЕ КОШКИ»
Ход игры:
Педагог читает детям стихотворение:
«Кошка. Кот и шесть котят ехать в Кошкино хотя.
Сели кошки у окошек, восемь окон – восемь кошек.
Просят у проводника восемь плошек молока.
Проводник Гав-гав смущён: вход собакам запрещён!
Что за странная семейка разместилась на скамейках?
Ты всех кошек рассмотри, нам про них всё расскажи»
Педагог говорит детям, что если проводник не узнает про кошек ВСЁ, то не позволит им ехать в деревню Кошкино.
Вариант 1. Предлагает рассмотреть весёлых кошек и котят, потрогать, подержать, познакомиться с различными свойствами поверхности: гладкие, шершавые, пушистые.
Объясняет из какого материала изготовлена каждая игрушка.
Упражнение в словообразовании: образование относительных прилагательных от названия материала.
Обучающие упражнения проводятся в несколько этапов, чтобы ребёнок мог хорошо ознакомиться и запомнить большое количество свойств поверхностей и материалов. Так же уточняются различия в весе (лёгкий, тяжёлый) разных предметов.
После проведённой подготовительной работы можно проводить игру на определение наощупь найденной фигуры.
Вариант 2: ребёнок находит в мешочке одну игрушку и не доставая её называет свойства поверхности по определённому плану .
Вариант 3: ребёнок по заданию педагога отыскивает в мешочке игрушку с заданными свойствами. Например: «Достань из мешочка тяжёлую, гладкую, твёрдую кошку и назови материал, из которого она сделана».
ВОСПРИЯТИЕ ПОВЕРХНОСТИ НА ОЩУПЬ
- Данная игра очень нравится как детям с нарушениями речи, так и детям здоровым без ОВЗ.
- В процессе игры у детей развиваются тактильные ощущения, память, мышление, расширяются представления об окружающем мире.
- Также развиваются лексико-грамматические категории (словообразование).
Спасибо за внимание !