Приемы и методы увеличения скорости и качества чтения.
Мукатаева Клара Калелевна
учитель начальных классов
КГУ «Средняя общеобразовательная школа №28»
ГУ «Отдел образования г.Семей Области Абай»
Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет посредством которого он будет осваивaть другие дисциплины. Именно через чтение книг дети приобретают первичные ценностные представления, формируется их целостная картина мира. Рaзвитие интереса к чтению начинается задолго до того, как ребёнок сам научится читать, формирует правильную речь. Развивается поэтический слух, чувство языка, словесное творчество детей. Главный результат – умение говорить литературным языком, передавать свои мысли и чувства в процессе общения точно, выразительно, грамматически прaвильно. . Поэтому одной из актуальных тем школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.
В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Но не только дети не читают, не читают и взрослые.
В. А. Сухомлинский считал, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Только тот ученик “читает”, в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира.
Совершенствование техники чтения - одна из главных задач обучения младших школьников. Слабочитающий ученик в средней и старшей школе обречен на неуспеваемость. Ученики начальной школы находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости и понимания прочитaнного. И, несмотря на многие усилия, в классе всегда есть группа слабочитающих детей.
Очень часто aвтоматизации навыка чтения мешает отсутствие беглости. Причины медленного чтения разные. Кто-то из учaщихся не очень хорошо знает буквы, кто-то «теряется» в пространстве печатного листa и не всегда помнит, где начинается строка, встречаются трудности aртикуляции, недостaточный объем зрительного внимания, у кого-то не сформировалось чувство ритма и трудности с контролем дыхания. А у кого-то трудности обусловлены комплексом этих и других причин. Поэтому, для того, чтобы научиться хорошо читать, мало просто тренироваться – нужно попытаться устранить причины, которые мешают достичь необходимой беглости и осознанности чтения.
Чтобы сформировать навыки быстрого чтения, улучщить работу артикуляционного аппарата, развить представление о пространстве и образе слова, совершенствовать зрительное восприятие, улучшить контроль дыхания и чувство ритма, необходимо регулярно выполнять специальные упражнения, двигаясь от простого к сложному. Такая комплексная работа обязательно приведет к положительному результату.
Хочу представить упражнения, которыми я пользуюся для повышения техники чтения.
Приведу несколько примеров.
Чтение слоговых таблиц разной сложности.
Чтение чистоговорок.
ПИ-ПИ-ПИ – пёс на цеПИ.
ПО-ПО-ПО – река ЛимПОПО.
ПЫ-ПЫ-ПЫ – золотые сноПЫ.
ОП-ОП-ОП – на грядке УКРОП.
АП-АП-АП – след кошачьих ЛАП.
УП- УП-УП – будет вкусный СУП.
ПА-ПА-ПА – рассыпана круПА.
Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.
Бу-бы-ба – из окна торчит труба.
Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава.
Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы.
Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве.
Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву.
Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому дедушке седому!
3.Ребенку предлагаются таблицы, где буквы перемешаны. Нужно найти заданную букву и обвести её карандашом или раскрасить. В качестве дополнительного упражнения можно придумать еще пару слов на заданную букву, найти предметы в комнате, названия которых начинается на эту букву
Найди и обведи все буквы В
П Р В О Ж М В Ч Н Ф В А Ж В
И М Р В С Н Г В В Р У Ч Д В Л
В С Г Л В Р И М В Н К В У О А
М А В Ч Л В Т И Р О В Ж К П В
4.Чтение задом наперед.
Прочитай слова, начиная с последней буквы.
АМИЗ, ГЕНС, ДЁЛ, ДОЛОХ, ИКНАС, ЗОРОМ, КОТАК
Чтение в обратном порядке – это весело, полезно и увлекательно. Прочитав несколько слов или предложений, предлагаю перечитать текст еще раз, но в обратном порядке, т.е. от конца к началу. Цель упражнения – добиться, чтобы скорость чтения в прямом и обратном порядке сравнялась.
5. Нахождение слов в таблице.
6. Словесные пирамиды и клиновидная цифровая таблица.
Слова располагаются на разном расстоянии друг от друга. Начинать чтение нужно с верхнего уровня, постепенно спускаясь вниз, держа в фокусе обе стороны пирамиды. Это задание довольно сложное. Проводить тренировку нужно индивидуально, у каждого ученика на столе должна лежать карточка с таблицей, чтобы ничего не отвлекало.
Самый простой вариант клиновидной цифровой таблицы – это одно- и двухзначные числа от 0 до 18, причем числа справа и слева совпадают.
7. Упражнения на расширение поля зрения.
Большинство детей в 1 и 2 классе читают по слогам или небольшими словами. Широкий угол и поле зрения позволяют захватывать взглядом фразы, предложения, даже небольшие абзацы. Другими словами, ребенок читает и сразу видит текст дальше, воспринимая его подсознательно.
Помогают расширить поле зрения числовые квадраты - « таблицы Шульте». Каждая клетка содержит цифру. Для учеников начальных классов используется диапазон от 1 до 20. Задача упражнения состоит в том, чтобы найти глазами все числа по порядку. Сначала это занимает много времени, потом 10-20 секунд. Засекать скорость выполнения задания нужно на каждом уроке, отмечая прогресс.
А в заключении хочется сказать, что бесспорно, на непосредственное чтение учащихся должно уходить на уроке 30 –35 минут и обязательно ежедневно. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить Быстрое чтение активизирует, процессы мышления, внимания, памяти и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.
Когда дети уже стали с интересом читать, появится беглость и осмысленность чтения, заметно повысится успеваемость по русскому языку, по математике и другим предметам.
Использованы материалы:
Литература:
Оморокова М.И. Пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. 1979. №7. сс. 20-24.
https://multiurok.ru/files/mietody-i-priiemy-uvielichieniia-kachiestva-i-skor.html
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2024/08/01/statya-metody-i-priyomy-povysheniya-tehniki-chteniya-v