Приёмы и методы активизация познавательной деятельности учащихся на уроках музыки.
Содержание.
Введение _________________________________ 2-3
1. Дидактические основы активизации учения учащихся. __________________________________ 3
1.1. Активизация познавательной деятельности учащихся __________________________________3-4
1.2. Принципы активизации __________________________________4-6
1.3. Факторы побуждающие учащихся к активности __________________________________6-7
2. Способы активизации познавательной деятельности __________________________________7-8
2.1. Методы активизации познавательной деятельности __________________________________8-11
2.2. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся_____________________________12-13
3. Вывод __________________________________13
4. Список литературы __________________________________14
Введение.
Вопрос активизации учения учащихся относятся к актуальным проблемам современной педагогической науки и практики. От качества учения зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. Чтобы повысить качество учебного процесса нужно активизировать стремление ребят к познавательной деятельности.
Именно в школе последовательно, год за годом все учащиеся овладевают знаниями, которые накопила история человечества. В учебном процессе познавательная деятельность ученика представляет собой сложнейший процесс перехода от незнания к знаниям, от случайных наблюдений, к системе познания. Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьников и формирование его личности
«Музыка пробуждает воображение, фантазию ребенка, обостряет восприятие окружающего мира, углубляет представление о предметах и явлениях, то есть активизирует творческие силы разума», - писал В.А. Сухомлинский. Богатейшее поле деятельности для детей даёт программа по музыке, разработанная Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Э.Б. Абдуллиным, И.В. Кадобновой под научным руководством Д.Б. Кабалевского. Можно играть с учителем в четыре руки (хотя никогда не учился этому), вырастить из «интонационного зерна» свою собственную мелодию (стать на миг композитором), слушая музыку, нарисовать в своём воображении самые разные картины (попробовать себя в изобразительном искусстве) и даже потанцевать на физкультминутке.
Каким образом активизировать учащихся на уроке? Какие методы обучения необходимо применять, чтобы повысить активность учащихся на занятиях? Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации учащихся.
В условиях современного образования теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда.
Актуальность данной темы состоит в том, что активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний. Например, творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд, которые трудно достигаются в традиционном обучении:
Формировать познавательные и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление специалиста.
Учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений.
Воспитывать ответственное отношение к делу и социальным ценностям.
1. Дидактические основы активизации учения учащихся.
1.1 Активизация познавательной деятельности учащихся.
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление учебно-познавательной деятельности или учении.
Обучение происходит в общении. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления. Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному.
Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
• готовность выполнять учебные задания;
• стремление к самостоятельной деятельности;
• сознательность выполнения заданий;
• систематичность обучения;
• стремление повысить свой личный уровень.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению.
Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
отстаивать свое мнение;
принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
рецензировать ответы товарищей;
оценивать ответы и письменные работы товарищей;
заниматься обучением отстающих;
объяснять более слабым учащимся непонятные места;
самостоятельно выбирать посильное задание;
находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Можно утверждать, что истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.
1.2 Принципы активизации познавательной деятельности учащихся.
При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.
а) Принцип проблемности.
Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности.
Особенности применения данного принципа в процессе преподавания дисциплин требуют специфических форм проведения занятий, педагогических приемов и методов. И самое главное, что содержание проблемного материала должно подбираться с учетом интересов учащихся.
б) Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач.
Практический курс всегда являлся составной частью обучения учащихся. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.
в) Принцип взаимообучения.
Не мене важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.
г) Принцип исследования изучаемых проблем.
Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер.
д) Принцип индивидуализации.
Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации - это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей:
состав аудитории (комплектование групп),
адаптация к учебному процессу,
способность к восприятию нового и т.п.
Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.
е) Принцип самообучения.
Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.
ж) Принцип мотивации.
Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.
Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определятся с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, что бы активизировать деятельность учащихся.
1.3 Факторы, побуждающие учащихся к активности.
В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать следующие:
Профессиональный интерес является главным мотивом активизации учащихся. Данный фактор преподавателю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.
Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводится не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одногруппниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.
Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию
Учитывая перечисленные факторы, преподаватель может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный подход это прежде всего у учащихся вызовет интерес к занятиям, учащиеся будут с радостью идти на занятия, так как предугадать преподавателя не возможно.
Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на учащегося оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и профессиональный интерес. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включится в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.
Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Разновидности: программированные задания, тесты.
2. Способы активизации познавательной деятельности.
Существуют основные способы активизации познавательной деятельности:
1. Опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности;
2. Включать учеников в решение проблемных ситуаций, а проблемное обучение, в процессе поиска и решения научного и практических проблем;
3. Использовать дидактические игры и дискуссии;
4. Использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;
5. Стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.
В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. Уже в младших классах полезно приучать ребят самостоятельно выделять самое существенное в объяснении учителя и формулировать важнейшие вопросы, которые объяснены на уроке. В средних же и старших классах этот прием служит действенным стимулом познавательной активности учащихся. Если учитель предлагает по ходу своего изложения выделить основные вопросы, т.е. составить план изучаемого материала, это задание заставляет ребят глубже вникать в сущность новой темы, мысленно расчленять материал на важнейшие логические части. Данные способы активизации познавательной деятельности осуществляются с помощью методов обучения. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному учению.
2.1 Методы активизации познавательной деятельности учащегося
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.
В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.
Словесные методы.
1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.
2. Метод самостоятельной работы с учащимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала детям дается задание самостоятельно, например, составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации.
Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления.
В классе дети должны постараться не прочитать, а пересказать своё сообщение. При таком виде работы развивается устная речь и память.
3. Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом.
Организую самостоятельную работу следующим образом: даю классу учебное задание. Пытаюсь довести его до сознания каждого учащегося.
Требования к письменным заданиям:
- текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся часто переспрашивают).
- нужно как можно меньше времени тратить на запись задания.
Для этой цели хорошо подходят учебники или тетради на печатной основе.
Многие преподаватели, пользуются самодельным раздаточным дидактическим материалом.
Их условно делят на три типа:
1.Дидактические материалы для самостоятельной работы с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем.
-Карточка с заданием преобразовать текст учебника в план-конспект.
2.Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений.
-Карточка с вопросами для размышлений.
-Карточка с тематической задачей.
-Карточка с заданием выполнить рисунок.
3.Дидактический материал для самостоятельной работы учащихся с целью контроля знаний и умений.
Тестовые задания. Их применяю также и в индивидуальном порядке и для класса в целом. В последнее время более эффективными являются текстовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ.
3. Метод проблемного изложения. На уроках использую проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.
Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.
Данный метод включает в себя:
-выдвижение проблемного вопроса,
-создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,
-создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,
-демонстрацию опыта или сообщение о нем - основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера. Роль преподавателя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся.
Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач (по теме ритм). Все учащиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера.
Каждый учащийся получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению.
Наглядные методы.
Частично-поисковый.
При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.
Метод использования ИКТ на уроках музыки:
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности, так как главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
И в своей работе я имею возможность ввести в изучение тем компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы.
В своей работе я использую несколько программ для работы с музыкой на компьютере. Их можно разделить на следующие группы:
Музыкальные проигрыватели
Музыкальные энциклопедии.
Программы для пения караоке
Обучающие мультимедийные диски
Видео-уроки.
Мультимедийные презентации.
Средства Интернет.
Создавая презентации для своих уроков, я стараюсь использовать различные методики (анализ и оценка, интерпретация и т.д.). Так, например, в презентацию к уроку по теме «Зима в музыке» включены произведения трех авторов - П.И. Чайковского, А.Вивальди и Г.В.Свиридова и репродукции с картин русских и зарубежных художников. Каждое музыкальное произведение и произведение живописи по-разному показывают это время года. Ребятам предлагается сравнить «Зиму» разных композиторов и художников, а также поразмышлять, какая из предложенных репродукций могла бы служить иллюстрацией к тому или иному произведению. Таким образом, используется методика сравнения и анализа.
Широко применяется также и метод проектов. Детям на уроках музыки, истории, литературы и т.д. предлагается создать презентацию на определенную тему. Ученики, опираясь на помощь педагогов, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. Часто темы таких презентаций позволяют осуществить принцип интеграции предметов. Так, презентация учеников 8-го класса по теме «Авторская песня», может быть использована как на уроках истории, так и на уроках литературы. Выразительно и ярко проходят уроки по теме «Природа в музыке» (изобразительность музыки). При анализе музыкальных произведений дается характеристика музыкальных произведений в соответствии с видами природы малой Родины. Для этого использую слайд-шоу «Моя Родина», в просмотре на компьютере
Огромную помощь на уроках дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах, композиторах. Прослеживаем историю развития той или иной группы, узнаем о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушиваем запись или просматриваем видеоклип.
Таким образом, использование компьютера очень удобно не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира. Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не «подменить» его общением с компьютером, не «засушить» урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Увлеченный новой методикой, учитель должен использовать только те ее открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребенка.
2.2 Приемы активизации познавательной деятельности.
Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, и так далее). Однако имеются некоторые специальные приемы. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом.
Также использую приемы управления познавательной деятельностью учащихся:
прием новизны - включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;
прием динамичности - создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;
прием значимости - создание установки на необходимость изучения материала в связи с его народнохозяйственной и эстетической ценностью;
2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала.
эвристический прием - задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу, обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.
исследовательский прием - учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.
3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.
-прием натурализации - выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций.
-Использовать можно различные варианты оценки работы учащихся на уроке.
Для того, чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:
1) компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты из других групп).
2) задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным - простые.
3) оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.
4) давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.
Активизацию познавательной деятельности можно проводить также на внеклассных мероприятиях.
Вывод:
На мой взгляд, характерной особенностью совершенствования форм обучения на данном этапе является стремление учителей к применению разнообразных видов уроков в общей системе изучения определенного раздела или темы. Причем у наиболее опытных учителей больше возможностей, т.к. у них складывается свой методический почерк, который позволяет им максимально раскрыть сильные стороны своего мастерства и за счет разнообразия форм активизировать познавательную деятельность учеников.
Таким образом, правильный выбор места и времени применения того или иного метода активного обучения позволяет достигнуть совокупного обучающего эффекта, чего, разумеется, нельзя получить при использовании простых методов обучения.
Список использованной литературы
Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. – М., 2011
Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 2010
Булатова Е.В. Развивать у учащихся интерес к знаниям и учению. – М., 2012
Тарасов Г.С. Музыкальная психология// Спутник учителя музыки. – М., 2013
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Изд.центр «Академия», 2013
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М: 2011.
Конспект урока музыки в 1 классе по теме «Сочиняем музыкальную сказку»
Учитель | Гордиенко Елена Михайловна |
Класс | 1 |
Предмет | музыка |
Тема урока | «Сочиняем музыкальную сказку» |
Цель урока Задачи урока | Развить способность рефлексивного познания музыкальных образов, осознание логического выстраивания художественного материала посредством творческой импровизации, через групповое мыслительно–деятельное взаимодействие.
Образовательные: формировать определённые художественные знания, умения, навыки; сформировать музыкально–образное представление в создаваемой музыкальной характеристике через импровизацию; активизировать воображение, способности к сравнительному рассмотрению предложенного материала в различных образных интерпретациях; побудить к самостоятельному и осознанному поиску выстраивания музыкального материала в передаче образа посредством инструментальной импровизации; Развивающие: Способствовать осмыслению детьми выразительности музыкальной речи, развивать выразительную сторону вокального исполнения, а также умение сравнивать, анализировать, делать вывод. развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умения анализировать полученные знания, использовать на практике, развивать умение применять новые знания; формирование логических умений; обучить умению коллективно размышлять в процессе импровизационной деятельности через групповые формы работы. Воспитательные: Воспитание познавательной деятельности в коллективе; Воспитание чувства личной ответственности за результат совместной работы. |
Тип урока, вид урока, методы, формы, приемы обучения | Тип урока: обобщение знаний, умений и навыков; Метод: исследовательский, эвристический Форма работы: фронтальная, групповая. |
Планируемые результаты: |
Личностные | - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно – исследовательской и других видов деятельности |
Метапредметные | - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы соей познавательной деятельности; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять понятия, создавать обобщения и делать выводы; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; |
Предметные | - расширение и систематизация знаний о сказочном жанре, осознание взаимосвязи музыкальной, литературной и изобразительной культуры; формирование музыкально-образного представления и рефлексивного познания создаваемого музыкального произведения учащимися, посредством мыслительного экспериментирования с музыкально-выразительными средствами, осознания логического выстраивания различных звуковых структур. - формирование практических навыков сочинения простейших мелодических, интонационно-ритмических оборотов, характеризующих настроение , состояние, навыков инструментального музицирования, применение их в ролевых играх, музыкальных спектаклях, на тематических праздниках; - формирование бережного отношения к культурному наследию нашего народа. |
Формируемые УУД: | Личностные : Понимать значение музыки в жизни общества и человека, усваивать жизненные содержание музыкальных сочинений, способствовать положительному отношению к музыкальным занятиям, выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным образам. Познавательные : Уметь сравнивать музыкальные характеристики, рассуждать о роли музыки в жизни человека, усвоить элементы музыкального языка как средства создания музыкальных образов, осмысление основных принципов развития музыки. Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог со сверстниками и учителем, уметь строить свои высказывания в устной форме, исполнять песни, игры в коллективном и групповом сотворчестве. Регулятивные: Понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии сказочных музыкальных образов , адекватно воспринимать предложения учителя, контролировать и планировать собственные действия в процессе слушания и исполнения музыки. |
Оборудование: | Наглядно - дидактический материал (репродукции картин на сказочные сюжеты, музыкальные и литературные произведения), музыкальный центр с аудиозаписями, компьютер, фортепиано, ударные и шумовые инструменты.
|
Организационно – мотивационный этап:
1.Приветствие.
2. Подведение к теме урока – музыкальная загадка о сказках. Слушание песни Ю.Корнакова «Расскажи мне, мама, сказку!»
3. Объявление темы. Целеполагание.
II.Основной этап
1. Изучение основных этапов развития сюжета в музыке и литературе.
2. Акцентирование внимания на двух основных принципах развития музыки – повтор и контраст.
3. Углубление в тему. составление плана-схемы сказки.
4. Сочинение сказки по музыкальным впечатлениям.
5. Слушание: С.Прокофьев. «Сказка №1(страшная)» из цикла «Сказки старой бабушки»
6. Обращение к сказочным живописным образам. Музыкальные импровизации и инсценировки по изобразительным картинам («Несмеяна - царевна» В.Васнецова) и литературным сюжетам («Весёлый старичок» Д.Хармса)
III.Домашнее задание: конкурс на лучшего рассказчика сочинённой сказки.
IV. Рефлексия.
Ход урока.
Этапы учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Организационно-мотивационный Этап. Приветствие. 1 мин. | Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок, прошу занять свои места. На сегодняшний урок нам понадобятся разные музыкальные инструменты. | Вовлеченность каждого ученика в активную деятельность, положительный настрой на изучение нового материала. | Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности. |
1.Подведение к теме урока. Слушание песни Ю.Корнаковой «Расскажи мне мама сказку». | Все вы любите читать и слушать сказки. Сегодня мы будем говорить о сказках, но не простых, а волшебных, в которых происходят разные чудеса, волшебники и кудесники творят таинственные дела, герои со сказочной нечистью борются. Узнаем мы и секреты, которые сказку сказкой делают. А начнём мы разговор муз. Загадкой. Это песенка о сказках, о каких – вы должны догадаться сами. | Ученики внимательно слушают песню и выясняют: какие сказки они узнали из песни, можно ли их назвать волшебными, почему? | Познавательные: уметь находить ответ на вопрос, анализировать, вслушиваясь в музыку. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками и учителем. |
Объявление темы: «Сочиняем музыкальную сказку». | Сегодня на уроке мы узнаем много секретов о сказках. И не только узнаем, а попробуем самим сочинить и разыграть сказку, т.е. все вы сегодня побываете в роли авторов, композиторов, музыкантов и актёров. | Определяют целеполагание: что должны узнать, чему научиться, какие задания выполнить. | Коммуникативные, познавательные. |
II. Основной этап. Изучение основных этапов развития сюжета в музыке и литературе. | Ребята, а с чего обычно начинаются сказки, и чем заканчиваются? Из литературных источников зачитываю присказки, зачины, концовки, и выделяю главные этапы развития повествований: завязка, кульминация, развязка. Объясняю значение этих терминов. Далее сообщаю, что у волшебных сказок есть свои секреты, и предлагаю оценить такую сказку: «В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошёл он по какой-то дорожке, нашёл чего-то, встретил кое-кого и отдал ему некоторую часть найденного…» Понравилась ли вам эта история? Почему? Чего в ней не хватает? Здесь важно подвести учеников к пониманию основных секретов волшебных сказок: присутствия в них ярких событий, смелых героев, их волшебных помощников (клубок, зеркальце, гребешок, блюдо, узелок, яблоко и тд.), коварных врагов; особых художественных приёмов построения сказки (троекратные повторы, отлучки героя из дома, его испытания, превращения персонажей в вещи, в животных, оживление и омоложение героев). | В ходе рассуждений дети исполняют «Песню-спор» из новогодних приключений Маши и Вити – Г.Гладкова, разыграв её по ролям: девочки убеждают мальчиков что сказки существуют (в куплете), а мальчики (в припеве) уверяют что чудес не бывает. | Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации. Познавательные: сопоставлять художественно-образное содержание произведений с конкретными явлениями окружающего мира; Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог с учителем и сверстниками, освоение способов взаимодействия в коллективной работе. |
Акцентирование внимания на двух основных принципах развития – повтор и контраст. | Делаю акцент на важном принципе развития сказок как в музыке, так и в литературе – это принцип контраста и повтора., когда сюжет развивается на противопоставлении разных образов. Объяснить на примерах. Вспомнить сказки, в которых ярко выражен конфликт добра и зла. Также важно отметить, что в таких сказках посредником в конфликте является какое-либо волшебство. Это взаимодействие может выглядеть как треугольник, вершины которого - герой положительный, герой отрицательный и волшебный предмет (например: взаимодействие Кота в сапогах, Людоеда и Волшебной дубинки, которая умеет превращать в разных зверей). | Учащиеся усваивают понятие –контраст, приводят примеры (добрый -злой, маленький- большой, сильный – слабый и тд.) Называют сказки конфликтного типа, находят в них элементы волшебства. | Регулятивные: умение оценивать музыкальные и литературные образы сказочных персонажей по критериям красоты, доброты, справедливости и тд. Познавательные: различать контрастные образы в музыке. Уметь сопоставлять, находить характерные отличия. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении. |
Углубление в тему. составление плана-схемы сказки. | Далее объявляю о том, что каждый из вас тоже может сочинить такую сказку, и чтобы она получилась интересной, увлекательной и запоминающейся – сначала нужно сочинить план-последовательность происходящего. На доске выписывает основные этапы развития сюжета (идёт коллективная форма обсуждения). пофантазировать, где могли бы происходить эти события? –определить место. Придумать положительных и отрицательных героев Обозначить свойства и действия этих героев. Придумать волшебство (какой-нибудь волшебный предмет) Описать взаимодействие отрицательного и положительного героя за обладание волшебным предметом для реализации своих целей. Например: отрицательный герой решил завладеть этим волшебством для своих коварных и злых помыслов, а положительный герой пытается этому помешать, освободить, спасти и т.д. Этот этап может быть кульминационным. В следующем этапе нужно показать развязку событий, т.е придумать как разрешить конфликт. Здесь важно напомнить о том, что большинство страшных сказок заканчиваются счастливо, пусть в ваших историях будет радостный конец: ведь правда, справедливость, мужество и бесстрашие обычно побеждают. Придумать название получившейся сказки. В заключении работы по этому этапу можно зачитать учащимся готовые примеры, сочинённые ранее детьми сказки (из опыта педагога). | Учащиеся коллективно обсуждают, составляют сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели, придумывают элементы волшебства, помогающие эти цели достигнуть. разрабатывают различные варианты их действий и взаимодействий между собой; выстраивают разные элементы в единую сюжетную линию.
| Предметные: понимать специфику и особенности литературного языка, закономерности литературного искусства; на основе полученных знаний о развитии драматургии осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности. Познавательные: Выполнение действий творческого характера на закрепление полученных знаний. Регулятивные: Планирование собственных действий и прогнозирование результата творческой деятельности. Коммуникативные: Освоение способов взаимодействия в коллективной и групповой работе. |
Сочинение сказки по музыкальным впечатлениям. 5.Слушание: С.Прокофьев. «Сказка №1(страшная)» из цикла «Сказки старой бабушки» | Далее предлагаю детям послушать музыкальную сказку С.Прокофьева. послушать очень внимательно, чтобы ни одного музыкального секрета и таинства не упустить. Чтобы царевну с кикиморой не перепутать, не загоревать там, где смеяться нужно, а слезами веселья сказочного не залить. После прослушивания обсуждаются музыкальные впечатления. Возможные вопросы: какую волшебную сказку рассказал нам композитор – весёлую или печальную? Услышали ли вы в музыке контрастные образы? Сразу ли вам стало страшно? чем понравилась вам эта сказка? Далее ученикам даётся задание сочинить собственную сказку по музыкальным впечатлениям, фантазируя: где могли бы происходить эти события? Какие опасные, тревожные события могли произойти с героями в этой музыкальной истории? Итоговое слушание. | Учащиеся внимательно слушают музыку, анализируют, сочиняют свой собственный сюжет по прослушанной музыке. | Предметные: рассказывать о содержании прослушанного музыкального произведения, о своих впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку; Регулятивные: выполнять музыкально-творческие задания, вносить коррективы в свою работу; Личностные: проявлять познавательный интерес к музыкальной деятельности. Коммуникативные: высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах сказочных персонажей. |
6.Обращение к сказочным живописным образам. Музыкальные импровизации и инсценировки. | Ребята, какая сказка изображена на картине В.Васнецова? слайд «Несмеяна-царевна». Обсуждение: что мы видим на картине. А давайте попробуем оживить сказочный персонаж музыкой. Исполняется пьеса «Плакса» Д.Кабалевского, дети импровизируют на муз. Инструментах, выделяя главные интонации. Ребята, наша царевна всё плачет да плачет. Давайте развеселим её лихой русской пляской. ( Музыкальная разминка – исполняют танец «Барыня») А сейчас давайте попробуем развеселить её весёлым стихотворением Д.Хармса «Весёлый старичок» (на экране текст). О чём оно? сколько в нём образов? Какие изменения происходят с появлением новых героев? А теперь я предлагаю вам стать сразу композиторами, музыкантами и актерами. Давайте превратим это стихотворение в музыкальный спектакль. (Дети распределяют роли: 3 человека –актёра будут пластикой, движениями, мимикой изображать происходящее, 4 человека- композиторы сочинят вокальную партию и исполнят её , остальные – музыканты придумают аккомпанемент, музыкальное сопровождение на различных музыкальных инструментах, правильно оформив его ритмически. Детям дается немного времени для обсуждения, поиска звуковых образов на выбранных музыкальных инструментах). Исполнение стихотворения с актерской и инструментальной импровизацией. | Дети анализируют сказочный сюжет на картине В.Васнецова, оформляют её элементарным музицированием (на музыкальных инструментах). Выполняют физкультминутку. (импровизируют танцевальные движения под музыку русской народной пляски). Учащиеся работают в группах: совместно обсуждают возможность воплощения образов через музыку: подбирают музыкальные инструменты для создания импровизационной композиции, исполняют музыкальную инсценировку стихотворения. После итогового выступления обсуждают соответствие образов и их музыкальных характеристик. Затем меняются ролями. | Познавательные: Выполнение действий творческого характера на закрепление полученных знаний. Регулятивные: Планирование собственных действий и прогнозирование результата музыкальной деятельности. Коммуникативные: Освоение способов взаимодействия в коллективной и групповой работе. |
Домашнее задание. | Комментирует домашнее задание, предлагая разные варианты. | Завершением работы ребят над их собственной сказкой по музыкальным впечатлениям может стать конкурс на лучшего рассказчика этой страшной сказки («страшилки»). | Коммуникативные, Познавательные. |
Рефлексия. | Предлагает вернуться к поставленной вначале урока цели. Оцените степень ее выполнения. Пожелание на прощание. | Учащиеся оценивают степень выполнения задачи, делятся впечатлениями. | Личностные, коммуникативные |
12