СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы и упражнения на уроках русского языка, направленные на коррегирование мыслительных операций.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционные упражнения направлены не только на развитие мышления, но и на усвоение учениками учебной программы по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы и упражнения на уроках русского языка, направленные на коррегирование мыслительных операций.»

Приёмы и упражнения на уроках русского языка, направленные на коррегирование мыслительных операций.


В структуре урока выделяют несколько этапов: подведение к теме урока, словарная работа, изучение нового материала, закрепление и другие.

Начало урока должно быть интересным, настраивающим на работу, Поэтому на этапе подведения к теме урока использую следующие корр. приёмы:

  1. Словесные лабиринты

  2. Изменение направления текста

  3. «Перевертыши»

  4. Слова с «зашумлением»

  5. Анаграммы (Анаграммы с нумерацией)

Эти коррекционные приёмы оживляют начало урока, повышают интерес детей к изучаемому предмету; развивают у учащихся внимание, кратковременную память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность.

Одним из важнейших этапов урока русского языка

является словарная работа.

Представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей учебной деятельности, поэтому на этом этапе урока использую различные коррекционные приёмы и упражнения для развития логического мышления, внимания, памяти, восприятия, речи с целью повышения эффективности словарной работы, активности школьников, обеспечения на данном структурном этапе урока его развивающей направленности.

С помощью коррекционных упражнений учащиеся самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться на данном уроке, и сами формулируют тему словарной работы.


  1. расположить прямоугольники по степени увеличения точек






  1. найти прямоугольник или треугольник с первой буквой и дальше самостоятельно установить последовательность соединения остальных букв


  1. внимательно посмотреть на данную запись и назвать два словарных слова

  1. составить слово из букв в кругах в порядке возрастания цифр

  2. решение анаграмм


ЯИЦАИВА - авиация, ШАФТЛАНД- ландшафт, РГСТРТРЕИАУА - регистратура, ШЕВЯ - швея и т. д.


Другой вид упражнений предусматривает работу учащихся с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление и наряду с ним совершенствовать ряд других качеств интеллекта.


  1. нужно назвать два слова, которые зашифрованы с помощью чисел. Каждому числу соответствует определённая буква


Первое слово: 5, 1,7, 9, 2, 6, 3, 6, 4.

Второе слово: 11, 3, 10, 8, 12, 2, 4, 1, 5.


Каждому числу соответствует определённая буква:

123456789 10 11 12

АРНМГОСВТ И У Е


Искомые слова: гастроном, универмаг.


  1. В другом задании предлагаю детям шифр и ключ к нему

Еще один вид упражнений основан на связи словарного слова с лингвистическим материалом. В зависимости от содержания учебного материала, от цели урока варианты работы могут быть самые разные.

  1. Например, при закреплении материала о глухих и
    звонких согласных предлагаю зачеркнуть глухие согласные в данной цепочке

  2. При изучении темы «Местоимение» предлагаю задание:
    правильно расположить местоимения в порядке их изменения по падежам и соединить буквы в скобках.


мне (Т), меня (И), я (М), обо мне (Г), мной (Н), меня (И).


Для развития логического мышления в работе над словарными словами использую и другие коррекционные приёмы и упражнения:


  1. Слова с «зашумлением»

  1. Приём на использование геометрических знаний.
    Дети должны запомнить фигуры и находящиеся в них буквы.
    (Время для запоминания - от 30 с. до 1 мин.), после чего фигуры с буквами убираю и показываю те же фигуры без букв в нужной последовательности. Дети должны вспомнить буквы каждой фигуры и составить слово.


  1. Приём на использование знаний по рисованию.
    Расположить квадраты с буквами по цветам радуги



  1. приём «недописанных слов»


  1. Ребусы
























В своей работе использую коррекционные приёмы и при закреплении знания словарных слов: упражиения-схемы, «Узнай слог-слияние», работа с «разрезанными словами»




- Ориентируясь на графическое изображение, форму и цвет фигур,

соберите слова и запишите их в три столбика по родам.



- Прочитайте слова на полосках

Немаловажное значение имеют коррекционные приёмы и при закреплении изученного материала на любом другом этапе урока.


Например, при закреплении знаний о глаголах прошедшего времени предлагаю ребятам прочитать 8М8 -сообщение:

Мыходиливпаркбылотеплоявстретиладругаон

подарилцветокяулыбнуласьипоблагодарила.

Затем работаем с текстом: разбиваем на предложения, записываем в тетрадь, выделяем окончания глаголов.


При закреплении знаний о составе слова применяю упражнение «Телефон». Например:

Образуй и запиши слова из слогов, записанных под цифрами на диске телефона





При закреплении знаний об именах существительных использую следующие упражнения:

Запиши части одушевленных предметов.

В скобках поставь вопросы к существительным.













Рак - ( ?)

Обезьяна - ( ?)

Кошка - ( ?)



Приём «Слова в разных направлениях»


- Определите род существительных и запишите их в три столбика



Приём «клякса» можно использовать при изучении любой темы. Например, «Род имён существительных» (клякса упала на слова, остались только окончания)













Упражнение «Расшифруй» при изучении темы «Предложение» Прочитай пословицу, вычеркнув буквы х и ф. Запиши. Расставь знаки препинания в сложном предложении. Разбери по членам предложения.

Тфрхудф хчфефлохвфехкаф фкохрфмихт хлфенхь фпхорфтихт.


При работе над существительным можно использовать приём «Два в одном».


-Вставь пропущенную букву, которая служила бы одновременно окончанием первого слова и началом второго слова. Запиши существительные, обозначь склонение. Найди и подчеркни «лишнее» слово.


мя(.)ай ко(.)орт

мух(.)рбуз пе(.)ыр

сло(.)ос са(.)ом


Приём «Четвёртый лишний».

В каждой строчке найди и вычеркни «лишнее» существительное . Определи склонение оставшихся слов.

Степь, поле, кисть, площадь.

Снегирь, календарь, олень, сирень.

Зерно, луна, солнце, полотенце.

Книга, храбрость, звезда, отвага.


Приём «Зашифрованное слово».

Этот вид упражнений закрепляет умение учащихся делить слова на слоги и составлять из них новые слова. Из каждого слова нужно брать заданные слоги, например,

1) Из каждого слова взять только первые составить новое слово:

а) берег, серебро, дама бе -се - да

б) богатство, лото, топор бо - ло - то

в) костюм, мостик кос - мос

и т.д.

2) Из каждого слова взять второй слог, составить новое слово:

а) консервы, девиз сер - виз

б) беседа, дерево, родина, тина се - ре - ди - на

в) поворот, пороша, канава во - ро - на

и т.д.

3) Из каждого слова взять последний слог, составить
новое слово:

а) лиса, письмо, билет са - мо - лет

б) север, пальто, жилет вер - то —лет

в) карман, вода, сахарин ман - да —рин

и т.д.

4) Задание можно усложнить. Например, из первого
слова взять первый слога, из второго - второй, из
третьего - третий и др.

а) факел, синева, пещера_ фа -не -ра

б) семена, березовый, проходила, балерина се-ре-ди-на
и т. д.

Эти задания развивают основные свойства внимания и позволяют формировать такие мыслительные операции, как анализ и синтез (мысленно разбивать целое на части и составные части снова соединять в одно целое).

Приём «Кодирование».

- Расшифруйте и прочитайте пословицу:



Кроссворды, загадки, пословицы - благодатный материал, который можно использовать на любом уроке.

В результате систематического использования коррекционных приёмов и упражнений на уроках русского языка, направленных на развитие мыслительных операций, у учащихся увеличивается скорость и качество письма, объём учебной информации, обрабатываемой каждым учеником на каждом уроке, повышается уровень:

- элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации);

Коррекционные упражнения направлены не только на развитие мышления, но и на усвоении учениками учебной программы по русскому языку.


Литература:


Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка, 2 класс. – М, «Владос», 2001 г.

Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка, 3 класс. – М, «Владос», 2003 г.

Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М, «Владос», 2005 г.

Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль, «Академия развития», 2001 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!