СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Методика преподавания русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель и задачи изучения учебного предмета русский язык. Исследовательский метод. Исследовательская работа над словом, орфографическим правилом. Приёмы и упражнения на уроках русского языка, направленные на коррегирование мыслительных операций.

Просмотр содержимого документа
«"Методика преподавания русского языка"»

Муниципальное методическое объединение учителей начальных классов






















Методика преподавания русского языка


ДОКЛАД










Подготовил:

учитель начальных классов

Кречетова М.В.














Мысковский городской округ, 2019 год

Содержание

Цель и задачи изучения учебного предмета «Русский язык»

Исследовательский метод. Исследовательская работа над словом, орфографическим правилом.

Приёмы и упражнения на   уроках русского языка, направленные на коррегирование мыслительных операций.

Заключение

Список литературы


































Цель и задачи изучения учебного предмета «Русский язык»

Русский язык один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с чтением он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка.

В младших классах изучение русского языка призвано решить следующие задачи:

― Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

― Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;

― Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;

― Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

― Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;

― Развитие навыков устной коммуникации;

― Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

Обучающиеся с нарушением психического развития, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это «особые» дети. Мышление таких детей конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необходимостью обеспечения своих сиюминутных потребностей, непоследовательное, стереотипное и некритичное. Регулирующая роль мышления в поведении недостаточна.

В начале учебного года я провожу в классе входную контрольную работу по русскому языку, на основе которой класс делю для работы по группам (уровням):

  1 - ая группа (уровень): обучающиеся, которые в большем объёме правильно решают предъявленные им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала, справляются с программным материалом, практически не нуждаются в помощи учителя, хорошо умеют работать. Обучающиеся с уравновешенными процессами возбуждения и торможения; обладают устойчивым вниманием; при наблюдении вычленяют признаки предметов; в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие; имеют хороший словарный запас.

 2 - ая группа (уровень): обучающиеся, которым характерен более замедленный темп усвоения программного материала. У них затруднён самостоятельный анализ и планирование своей деятельности, хотя с основными требованиями программы они справляются (выполняют задание, но прибегают к помощи учителя по опорным схемам, памяткам), эти дети успешнее реализуют свои знания в конкретно заданных условиях. Обучающиеся с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Они не могут самостоятельно выделять признаки предметов, представления об окружающем бедны и отрывочны. Для запоминания материала необходимо многократное повторение. Психические особенности внешне проявляются в невнимательности, торопливости, эмоциональности, несообразительности. Сложности наблюдаются в заданиях на обобщение, вследствие низкого уровня аналитического мышления.

 3 - я группа (уровень): обучающиеся, которым характерна пассивность, инертность психических процессов нарушения внимания, что способствует увеличению роста ошибок при решении задач, примеров, выражений, при списывании текстов ( требуют точности в организации и построении учебных заданий, увеличения количества тренировочных работ и дополнительного разъяснения нового материала на уроках), характерен низкий уровень сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Обучающиеся попадают в разряд «слабых». Им характерна медлительность, часто не успевают выполнить предложенную работу вместе с классом. При отсутствии индивидуального подхода к обучающимся данной группы, обучающиеся быстро теряют интерес к учёбе, отстают от класса, хотя могут учиться успешно.

     Нужно помнить всегда, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход из одной группы в другую, т. к. состав группы не является окончательным, а может измениться.  Переход из одной группы в другую обусловлен изменением уровня развития обучающегося, его способностью восполнения пробелов в знаниях, в заинтересованности получения знаний.






















Исследовательский метод. Исследовательская работа над словом, орфографическим правилом.

Обучающиеся с нарушением психического развития, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это «особые» дети. Мышление таких детей конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необходимостью обеспечения своих сиюминутных потребностей, непоследовательное, стереотипное и некритичное. Регулирующая роль мышления в поведении недостаточна. Исследовательская, поисковая активность не чужда и детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Именно поисковая активность порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое и умственное развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

На практике на уроках русского языка можно использовать практически все методы и формы работы, известные педагогике: рассказ, объяснение нового, беседы различного характера, работа с книгой, метод упражнений, метод практической и самостоятельной работы.

Но наиболее интересным и продуктивным для коррекционной школы считается - исследовательский метод. Каждый ребенок по природе своей – исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию рассматриваются в методике как важнейшие черты детского поведения.

В коррекционной же школе очень трудно на практике применить исследовательский метод, но исследовательскую работу над словом, орфографическим правилом проводить возможно и нужно. Эта работа повышает уровень активности учащихся на уроке, заставляет думать и искать варианты ответов, мыслить, анализировать учебный материал, сопоставлять факты, находить различные пути решения проблемы, выбирать правильные ответы, дифференцировать знания, запоминать стихи, значения слов, проговаривать правила и основные понятия, подбирать подходящие слова и выражения, делать выводы и обобщения.

Работу исследовательского характера в коррекционных классах удобно проводить при работе над словом:

- знакомство с новыми словами;

- составление и анализ словарных статей к изучаемому слову;

- словарно-орфографическая работа на уроке;

- работа со словарем.

В зависимости от того, какие цели ставит учитель при работе над словом, словарная работа должна быть разной по своему содержанию:

- направлена на изучение лексического значения слова и тем самым на расширение и углубление словарного запаса,

- направлена на исследование грамматической цели;

- проводится с целью обучения детей правильному произношению отдельных слов.

В словарной работе на первый план выдвигается семантический компонент, т. к. только понимание ребёнком значения слова формирует у него умение сознательного выбора слов и словосочетаний.

замена слова в словосочетании –

прозрачный воздух - свежий, чистый

любимое дело - увлекательное дело…

* подбор наиболее точного слова по смыслу:

Несмотря на … погоду, дети пошли гулять.

Несмотря на … час, во дворе ещё играли дети.

составление предложений со словами синонимического ряда:

помощь – первая, неотложная, скорая

грязный – руки, овощи, улица

нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках:

русский язык – язык во рту

носить очки – набрать очки

месяц года – месяц на небе

* рисование на тему многозначного слова.

Работа над образным сравнением.

Вставьте вместо точек подходящие по смыслу существительные.

Горячий, как огонь.

Легкий, как ... .

Черный, как ... .

Острый, как ....

Красный, как ....

Слова для справок: рак, пух, игла, уголь.

Все указанные направления работы можно объединить в один вид - комплексный анализ словарного слова с опорой на схему.

Групповая работа со словарным словом.

Комплексный анализ слова.

Схема.

1.Прочитай слово выразительно.

2.Поставь ударение, подчеркни безударную гласную, которую необходимо запомнить в слове.

3.Произнесите слово по слогам. Обозначьте графически./

4.Назовите 1,2 и т.д. букву и звук, фонетическая запись слова /балото/.

5.Подумай, что обозначает данное слово. Попробуй сформулировать определение самостоятельно. Сверка по толковому словарю. Запись значения под диктовку учителя или с образца.

6.Подберите однокоренные слова. Обозначьте корень.

7. Подберите словосочетания с данным словом.

8. Составьте предложение.

9.Выбор лучших предложений, запись на доске либо каждый ученик записывает свой вариант, затем он корректируется, уточняется, исправляется.

10. Можно ли использовать слово в переносном значении? Пример.

Комплексная работа со словарным словом дисциплинирует обучающихся, приучает к определенной структуре знакомства с новым словом, позволяет быстро ввести новое слово в активный словарь ребенка, а также развивает абстрактное мышление.

Для формирования культуры мышления и речи и развития умения и навыков исследовательского поведения обучающегося можно использовать различные методики. Для развития речевых способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроке русского языка целесообразно проводить речевые упражнения исследовательского характера.

«ПОСМОТРИ НА МИР ЧУЖИМИ ГЛАЗАМИ»

Читать обучающимся неоконченный рассказ:

«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Предлагать продолжить и закончить рассказ несколькими способами:

-Представь, что ты гуляешь во дворе с друзьями – как ты отнесешься к появлению первого снега?

- Представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге.

- Представь, что ты летчик, отправляющийся в полет.

- Представь. что ты ворона, сидящая на ветке.

- Представь, сто ты зайчик в лесу и т.д.

Аналогичные рассказы можно давать на разные темы. Подобная работа позволяет смотреть на явления, события с разных точек зрения.

Игры –НАБЛЮДЕНИЯ также можно использовать на уроке русского языка.Эффективным заданием для развития умения наблюдать может стать предложение рассмотреть осенние листья, деревья, яблоки и т.д. Их можно взять в руки, внимательно рассмотреть, определить форму, цвет. Поговорить о том, почему листья опадают или как созревают плоды, а затем знания, полученные в ходе наблюдения, использовать в сочинениях или устных высказываниях.

Так при изучении темы «Названия признаков»  предлагать обучающимся образцы овощей, фруктов или других предметов и предлагать описать их по схеме:

1.Цвет, возможные варианты цвета.

2.Форма.

3.Степень зрелости. Вкусовые качества.

4.Назначение. Применение.

5.Как еще нетрадиционно можно использовать предмет.

Такие задания очень нравятся обучающимся, развивают исследовательские способности, наблюдательность.

Чтобы повысить уровень работоспособности на уроке, заинтересовать обучающихся, заставить работать, необходимо найти такой «ключик» в душе ребенка, который позволит приоткрыть способность к творчеству, поиску.

С этой целью, возможно использовать на уроках русского языка следующие виды работ исследовательского характера:

1.Составь как можно больше предложений из данных слов.

Пример: творог, верблюд, матрос.

Варианты детских ответов: Матрос на верблюде привез детям творог.

Матрос накормил верблюда творогом. И т.д.

2.Расскажи другими словами.

Пример: Муха села на варенье. (Летающее животное с прозрачными крылышками и хоботком спикировало на вещество, сваренное из ягод и сахара). И т.п.

3.Назови аналоги предмета.

Пример: лодка (корабль, танкер, подлодка, крейсер и т.д.)

4.Игра «Ассоциации».

Эта игра позволяет лучше узнать внутренний мир ребенка, взаимоотношения в подростковой группе, одновременно развивает ассоциативное мышление, образность речи.

Называю слово «море». Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

5.При подготовке к обучающему сочинению с элементами рассуждения использовать метод неоконченных предложений: 

-Осенние каникулы я провела (провел) хорошо, потому что …(«Как я провел каникулы»)

-Я люблю свою маму, потому что…(«Мама слово дорогое»).

-Мне нравится учиться, потому что…(«Наш главный труд- учеба»).

Подобные шаблонные задания позволяют обучающимся усвоить развернутые, сложные схемы построения предложения. При регулярном их использовании шаблоны постепенно входят в речевой резерв, становятся нормой.

Исследовательская работа, проводимая на уроках русского языка в коррекционной школе, сложна и многообразна. Приучая обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках русского языка выявлять и решать проблему, делать выводы и обобщения, наблюдать, экспериментировать, применять на практике полученные знания, помогаем тем самым решать главную проблему речевого развития обучающихся – пользоваться тем даром, которым наделен человек - даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, наблюдать.

       










Приёмы и упражнения на   уроках русского языка, направленные на коррегирование мыслительных операций.

Для того, чтобы помочь обучающимся с нарушениями психического развития научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности также применяю на уроках русского языка приёмы и упражнения, корригирующие процессы мыслительной деятельности.

      Коррекция - исправление (преодоление) недостатков физического и психического развития аномального ребёнка.

Важнейшим значением корректирования высших психических функций является развитие мыслительных операций. Мышление развивается двумя путями: первый — от восприятия к наглядно-действенному мышлению, а затем к наглядно-образному и логическому; второй — от восприятия к наглядно-образному и логическому мышлению. Оба пути развития существуют одновременно и, хотя на определенном этапе сливаются воедино, имеют свою специфику, играют свою особую роль в познавательной деятельности человека. Важно помнить, что достижения каждого периода развития не исчезают, не заменяются более поздними этапами развития мышления, а играют свою роль на протяжении всей последующей жизни человека. Поэтому несформированность процессов мышления, идущих как от восприятия к наглядно-действенному, так и от восприятия к наглядно-образному мышлению, может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте.

      Автор «Методики обучения русскому языку в коррекционной школе» А. К. Аксёнова выделяет пять основных методических принципов обучения умственно отсталых школьников русскому языку:

  • принцип коммуникативной направленности;

  • принцип единства развития речи и мышления;

  • принцип повышения языковой и речевой мотивации;

  • принцип формирования чувства языка и опоры на него;

  • принцип взаимодействия работы над устной и письменной речью.

      Одним из ведущих принципов обучения русскому языку в условиях коррекционной школы является принцип единства развития речи и мышления. Этот принцип опирается на психологическую закономерность, проявляющуюся во взаимодействии языка и мышления.

Нарушение интеллектуальной деятельности умственно
отсталых детей приводит к неполноценности их речевой
практики. В свою очередь, недоразвитие речи задерживает
формирование логического мышления, затрудняет устранение
недостатков наглядно-образной и наглядно-действенной его
форм. Разорвать этот замкнутый круг можно прежде всего в области речи. Речь - канал развития интеллекта и, что особенно важно, канал, доступный для внешнего воздействия.

      Формируя речь, работаю над обогащением, точностью, выразительностью на любом уровне - будь то слово, предложение или текст. Развитие названных качеств речи положительно влияет на коррекцию недостатков и совершенствование мыслительной деятельности учащихся. «Речь организует, упорядочивает и активизирует мышление школьников, пишет В. Г. Петрова, - помогает им устанавливать несложные смысловые связи между частями воспринимаемого материала и тем самым способствует осуществлению познавательной активности».

     Принцип единства речи и мышления реализуется с помощью методов и приёмов обучения, активно влияющих на речевую и мыслительную деятельность детей. Прежде всего, это те методы и приёмы, которые составляют суть мыслительных операций. К таковым относятся анализ и синтез, конкретизация и обобщение, сравнение и классификация.

     По данным исследования Б. Брёзе, активное использование методов сравнения, анализа и синтеза положительно влияет на формирование речи и мышления детей: «...учащиеся вспомогательных школ интенсивно развивают свои способности... и склонности к спонтанному речевому воспроизведению в неразрывной связи с их способностью к умственному анализу и синтезу». Применение вышеназванных методов и приёмов на уроках русского языка вызывает у детей интерес к предмету, активность на занятиях, развивает речь, повышает орфографическую грамотность. Поэтому на уроках русского языка систематически использую коррекционные приёмы и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах урока. Вид коррекционного упражнения определяется целью и задачами урока. По времени такие задания занимают небольшую часть урока (от 1 до 5 мин.), но приносят большую пользу и эффективность для развития высших психических функций.

      В структуре урока выделяют несколько этапов: подведение к теме урока, словарная работа, изучение нового материала, закрепление и другие.

       Начало урока должно быть интересным, настраивающим на работу, поэтому на этапе подведения к теме урока использую следующие корр. приёмы:

1. Словесные лабиринты

2. Изменение направления текста

3. «Перевертыши»

4. Слова с «зашумлением»

5. Анаграммы  (анаграммы с нумерацией)

       Эти коррекционные приёмы оживляют начало урока, повышают интерес детей к изучаемому предмету; развивают у учащихся внимание, кратковременную память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность.

       Одним из важнейших этапов урока русского языка является словарная работа.

Представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение обучающихся к предстоящей учебной деятельности, поэтому на этом этапе урока использую различные коррекционные приёмы и упражнения для развития логического мышления, внимания, памяти, восприятия, речи с целью повышения эффективности словарной работы, активности школьников, обеспечения на данном структурном этапе урока его развивающей направленности.

      С помощью коррекционных упражнений обучающиеся самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться на данном уроке.


1) расположить прямоугольники по степени увеличения точек;

2) найти прямоугольник или треугольник с первой буквой и дальше самостоятельноустановить последовательность соединения остальных букв;

3) внимательно посмотреть на данную запись и назвать два словарных слова;

4) составить слово из букв в кругах в порядке возрастания цифр;

5) решение анаграмм

ЯИЦАИВА- авиация

ШАФТЛАНД - ландшафт 

РГСТРТРЕИАУА -регистратура

ШЕВЯ -  швея    и т. д.

Другой вид упражнений предусматривает работу обучающихся с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление и наряду с ним совершенствовать ряд других качеств интеллекта.

1) Нужно назвать два слова, которые зашифрованы с помощью чисел. Каждому числу соответствует определённая буква

Первое слово: 5, 1,7, 9, 2, 6, 3, 6, 4.

Второе слово: 11, 3, 10, 8, 12, 2, 4, 1, 5.

Каждому числу соответствует определённая буква:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

А Р Н М Г О С В Т И У Е

Искомые слова: гастроном, универмаг.

2) В другом задании предлагаю обучающимся шифр и ключ к нему

Еще один вид упражнений основан на связи словарного слова с лингвистическим материалом. В зависимости от содержания учебного материала, от цели урока варианты работы могут быть самые разные. Например, при закреплении материала о глухих и
звонких согласных предлагаю зачеркнуть глухие согласные в данной цепочке

Б П В Ф Д Т З С М Н Й К Г

Для развития логического мышления в работе над словарными словами использую и другие коррекционные приёмы и упражнения:

1. Слова с «зашумлением»

2.Приём на использование геометрических знаний.
Обучающиеся должны запомнить фигуры и находящиеся в них буквы.
(Время для запоминания - от 30 с. до 1 мин.), после чего фигуры с буквами убираю и показываю те же фигуры без букв в нужной последовательности. Обучающиеся должны вспомнить буквы каждой фигуры и составить слово.

3.Приём на использование знаний по рисованию.
Расположить квадраты с буквами по цветам радуги

4.Приём «недописанных слов»

5. Ребусы  

В своей работе использую коррекционные приёмы и при закреплении знания словарных слов: упражиения-схемы, «Узнай слог-слияние», работа с «разрезанными словами»                              

     Немаловажное значение имеют коррекционные приёмы и на этапе закрепления изученного материала.

Например, при закреплении знаний о словах, обозначающих действие предмета предлагаю обучающимся прочитать сообщение:

Мыходиливпаркбылотеплоявстретиладругаон

подарилцветокяулыбнуласьипоблагодарила.

Затем работаем с текстом: разбиваем на предложения, записываем в тетрадь, подчёркиваем признаки предмета.

При закреплении знаний по теме «Предмет» использую следующие упражнения:

Запиши слова. В скобках поставь вопросы к существительным.

Рак - (        ?)

Обезьяна  -  (         ?)

Кошка  -  (        ?)

Упражнение «Расшифруй» при изучении темы «Предложение»  Прочитай пословицу, вычеркнув буквы х и ф. Запиши.

Тфрхудф хчфефлохвфехкаф фкохрфмихт хлфенхь фпхорфтихт.

При работе над существительным можно использовать приём «Два в одном».

Вставь пропущенную букву, которая служила бы одновременно окончанием первого слова и началом второго слова. Запиши. Найди и подчеркни «лишнее» слово.

мя(.)ай                             ко(.)орт

мух(.)рбуз                       пе(.)ыр

сло(.)ос                            са(.)ом

Приём «Четвёртый лишний».

В каждой строчке найди и вычеркни «лишнее» существительное.

Степь, поле, кисть, площадь.

Снегирь, календарь, олень, сирень.

Зерно, луна, солнце, полотенце.

Книга, храбрость, звезда, отвага.

Приём «Зашифрованное слово».

      Этот вид упражнений закрепляет умение обучающихся делить слова на слоги и составлять из них новые слова. Из каждого слова нужно брать заданные слоги, например,

1) Из каждого слова взять только первые составить новое слово:

а)        берег, серебро, дама        бе -се - да

б)        богатство, лото, топор        бо - ло - то

в)        костюм, мостик        кос - мос

2) Из каждого слова взять второй слог, составить новое слово:

а)        консервы, девиз        сер виз

б)        беседа, дерево, родина, тина  се - ре - ди - на

в)        поворот, пороша, канава         во - ро – на

3)        Из каждого слова взять последний слог, составить
новое слово:

а)        лиса, письмо, билет        са - мо - лет

б)        север, пальто, жилет        вер - то —лет

в)        карман, вода, сахарин        ман - да —рин

4)        Задание можно усложнить. Например, из первого
слова взять первый слога, из второго - второй, из
третьего - третий и др.

а)        факел, синева, пещера_        фа -не -ра

б)        семена, березовый, проходила, балерина  се-ре-ди-на
и т. д.

     Эти задания развивают основные свойства внимания и позволяют формировать такие мыслительные операции, как анализ и синтез (мысленно разбивать целое на части и составные части снова соединять в одно целое).

Приём «Кодирование».

Расшифруйте и прочитайте пословицу:

Кроссворды, загадки, пословицы  - благодатный материал, который можно использовать на любом уроке.

В результате систематического использования коррекционных приёмов и упражнений на уроках русского языка, направленных на развитие мыслительных операций, у обучающихся увеличивается скорость и качество письма, объём учебной информации, обрабатываемой каждым обучающимся на каждом уроке, повышается уровень элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации);

     Коррекционные упражнения направлены не только на развитие мышления, но и на усвоении обучающимися учебной программы по русскому языку.





















Заключение.

Таким образом, на уроках русского языка можно использовать практически все методы и формы работы, известные педагогике: рассказ, объяснение нового, беседы различного характера, работа с книгой, метод упражнений, метод практической и самостоятельной работы.

Но наиболее интересным и продуктивным для коррекционной школы считается - исследовательский метод.

Исследовательская, поисковая активность не чужда и детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Именно поисковая активность порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое и умственное развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. В коррекционной же школе очень трудно на практике применить исследовательский метод, но исследовательскую работу над словом, орфографическим правилом проводить возможно и нужно. Эта работа повышает уровень активности учащихся на уроке, заставляет думать и искать варианты ответов, мыслить, анализировать учебный материал, сопоставлять факты, находить различные пути решения проблемы, выбирать правильные ответы, дифференцировать знания, запоминать стихи, значения слов, проговаривать правила и основные понятия, подбирать подходящие слова и выражения, делать выводы и обобщения.

Для того, чтобы помочь обучающимся с нарушениями психического развития научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности также применяю на уроках русского языка приёмы и упражнения, корригирующие процессы мыслительной деятельности.

Все упражнения, используемые учителями начальных классов на уроках, продуманы так, что каждый обучающийся, выполняя ряд заданий, может сам сформулировать тему и цель урока. Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в коллективной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.



























                                      Список литературы

1 Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов

2.Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка, 3 класс. – М, «Владос», 2003 г.

3. Львов М.Р..Развитие речи учащихся в начальной школе.

Просвещение, Москва,1965г.

4. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М, «Владос», 2005 г.

5. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль, «Академия развития», 2001 г.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!