ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дурницына М.А.
Почетный работник общего образования РФ,
преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
Общее понятие о методике. Методика преподавания русского языка представляет собой одну из педагогических наук. Она изучает процессы обучения студентов родному языку (усвоение ими знаний о языке, формирование у них языковых и речевых умений и навыков). Методика родного языка опирается на лингвистические и психологические концепции о роли языка в социальном развитии, о связи языка и сознания, речи и мышления.
Ф.И. Буслаев писал: «Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого». Методика обеспечивает такую систему обучения языку, которая строго соответствует современной теории лингвистики о сущности языка и его социальной функции - быть важнейшим средством человеческого общения, средством формирования мысли и ее выражения в языковом коде.
Задача образовательного учреждения и научной методики - сделать для каждого студента его собственные языковые умения максимально гибким, совершенным органом интеллектуального мира человека. Родной язык служит инструментом познавательной деятельности, формой мышления и средством его развития.
Для решения своих задач методика выбирает оптимальные варианты в рамках классно-урочной системы, жестко ограниченного числа уроков и объема учебного материала по утвержденным программам и учебникам с использованием оборудования - от тетрадей и доски с мелом до лингафонных кабинетов, телевидения и компьютеров.
Иногда высказывается мнение о методике как о прикладной, практической отрасли педагогики, дающей рекомендации по обучению конкретному предмету, конкретной теме. Методика действительно дает такие рекомендации, но она имеет и теоретическую часть; практические решения опираются на познанные закономерности формирования грамматических понятий, овладения речью, усвоения письма и орфографии, навыков чтения, интонаций, на изученные трудности и ошибки обучающихся. На познании закономерностей основываются диагностическая и прогностическая функции методики.
Предмет методики. Предметом методики является процесс обучения русскому языку, причем понятие обучение включает в себя:
а) содержание обучения, языковой материал, который изучается, языковые умения, которые должны быть усвоены;
б) деятельность преподавателя по отбору и «подаче» материала обучающимся, по организации их учебного труда, по их развитию, по выявлению их знаний и умений;
в) деятельность студентов по усвоению знаний, их творческий труд по применению знаний, выработка умений и навыков.
Результат обучения также входит в объем понятия предмет методики как его важнейшее звено.
Деятельность студентов и преподавателя методика рассматривает как взаимодействие, как совместную деятельность, как сотрудничество при ведущей роли преподавателя.
Задачи методики. Методика решает четыре задачи: первая - «зачем изучать», т. е. определение целей и задач обучения русскому языку как родному; вторая - «чему учить», т.е. определение содержания обучения; обоснование и составление программы, учебников и учебных комплексов для обучающихся, пособий. Методика определяет максимум знаний, умений по языку, критерии их выявления и оценки. Третья задача - «как учить»: разработка методов и приемов обучения, конструирование уроков и их циклов, методических пособий и учебного оборудования. Четвертая - «как контролировать усвоенное», т.е. определение критериев оценки, методов контроля.
Задача курса - дать студентам минимум теоретических и практических сведений, которые послужат основой овладения практическими умениями и навыками в области преподавания русского языка; подготовить студентов к реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций этого предмета, к творческой деятельности и к изучению передового опыта образовательных учреждений.
Курс предназначен для студентов, которые готовятся стать преподавателями, они будут преподавать русский" язык как родной для студентов.
Но методика русского языка как наука шире:
она объединяет в себе направления:
«Методика начального обучения русскому языку»,
«Методика преподавания русского языка как неродного» и пр.