СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Приёмы обучения английскому языку обучающихся с ЗПР»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад посвящён проблеме обучения английскому языку учащихся с ЗПР. В работе уделено внимание особенностям учащихся с ЗПР и приёмам обучения основным видам речевой деятельности

Просмотр содержимого документа
««Приёмы обучения английскому языку обучающихся с ЗПР»»

Доклад «Приёмы обучения английскому языку обучающихся с ЗПР»


Так как мы столкнулись с реалиями, в которых учащихся с ЗПР становится всё больше, и они обучаются в классах с обычными детьми, то проблема обучения детей с задержкой развития учебным предметам представляется актуальной и каждый учитель – предметник должен владеть приёмами, которые позволяют обеспечивать успешное обучением таких детей.

Для учащихся с ЗПР такой предмет учебного плана как английский язык является недосягаемой вершиной. Языковой барьер, то есть непонимание всего, пугает и одновременно отталкивает учеников с первых же уроков. Поэтому для учителя, работающего с такими детьми необходимо с самого начала подобрать правильные методы обучения, максимально облегчающие учебную деятельность.

В процессе обучения ИЯ учащихся с ЗПР целью ставится не практическое владение языком, а общее развитие детей. В первую очередь, стоит задача развития познавательной сферы: мышления, памяти, речи; а также активизация их познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающем мире, чему иностранный язык способствует как никакой другой предмет. Практическое владение языком становится не целью, а действенным средством решения этой задачи. Основная цель - развивающая, «не знания, а развитие».

Учитель ИЯ имеет право составить собственную программу для обучения таких классов или   внести изменения в общеобразовательную программу:  

  • уменьшила объем изучаемой лексики;

  • выбрала легко запоминающиеся конструкции по грамматике;

  • подобрала упрощенные тексты;

  • снизила требования к изучению иностранного языка.

Для достижения поставленных целей и позитивных результатов деятельности в обучении и воспитании детей с ЗПР я использую игровые технологии, технологию дифференцированного обучения, технологию коллективного способа обучения, ИКТ – технологии, технологию личностно-ориентированного обучения.

Для моих уроков английского языка характерны:

- выполнение заданий по нарастающей степени трудности;

- включение заданий, предполагающих использование различных анализаторов, т. к. мы обучаемся тем лучше, чем больше чувств мы используем при обучении.

Если говорить об особенностях работы учеников на уроке английского языка, то можно сказать следующее:

1) Ученики отличаются незрелостью эмоционально-волевой сферы. То есть заставить себя работать ребёнок почти не может, часто отвлекается. В моём случае дети  постоянного говорят, что устают, слова не учатся, тексты не читаются. Времени на выполнение домашнего задания нет.

2) Дети имеют нарушения внимания. Очень тяжело сконцентрироваться на чём-либо. Например, проходим мы животных. Показываю я  красивые цветные картинки, раз семь повторяю a tiger. Некоторые дети смотрят, куда только могут, но только не на картинку, а иногда создается ощущение, что смотрят «сквозь нее» (произвольное внимание  неустойчиво, велика рассеянность, плохо развито переключение).

3) Ученики обладают незрелостью механизмов памяти. Оперативная память, так нужная нам, работает крайне слабо. Хотя многократные повторения, основанные на эмоциональном восприятии предмета иногда помогают.

4) Отставание в развитии всех форм мышления. Тяжело устанавливают словесно-логические связи. У многих плохо развита речь.

При изучении ИЯ замедленно происходит усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в речи, затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике; характерно возникновение проблем при слушании (аудировании) устной речи, а также возникают трудности при усвоении форм диалогической речи.

За счет специальных упражнений учащиеся лучше воспринимают новый материал и лучше запоминают старый. Использование таких приемов в структуре урока, как индивидуально, так и в малых группах. Систематическая целенаправленная коррекционно-развивающая работа способствует повышению уровня учебной деятельности школьников с ЗПР.

Учитывая психофизиологические особенности детей, я придерживаюсь следующих методических принципов:

1. Обеспечение подвижной деятельности детей, насколько возможно.

2. Частая смена видов деятельности.

3. Погружение в языковую среду.

4. Многократное аудирование вводимых структур.

5. Преемственность и постоянное повторение материала.

6. Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей.

Задания по 4-м видам речевой деятельности для детей с ЗПР должны порождать и развивать репродуктивную деятельность учащихся. В процессе обучения ИЯ на начальном этапе обучения необходимо, прежде всего, формировать и развивать навыки адекватного произношения, развивать речевые умения, расширять объем продуктивной и рецептивной лексики; формировать и развивать навыки и умения работы с текстом и больше внимания уделить изучению слов. 

Специфика обучения английскому языку детей предполагает использование на уроках большое количество игрового, занимательного материала и наличие зрительных опорных схем, необходимых для усвоения лексических, грамматических и синтаксических структур. Введение в урок элементов игры, даже в старших классах, повышает работоспособность детей и способствует развитию, коррекции познавательных процессов.

Большая часть программного материала при изучении ИЯ берется только в качестве ознакомления. Новая лексика отрабатывается в предложениях и сочетается с работой со словарем; на дом даются не новые упражнения, а отработанные на уроке.

Письмо на всех этапах обучения используется только как средство обучения, способствующее более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а так же совершенствованию навыков  чтения и устной речи.  Сокращается объем письменных упражнений, остальные тщательно разбираются или выполняются в классе.

Изменяется  объём лексического материала. Следует исключить малоупотребительную лексику, расширять словарный запас на основе интернациональных слов. С целью тренировки и лучшего запоминания следует использовать разнообразные лексические игры и большое количество иллюстративного материала.

На каждом уроке используется наглядный материал: опорные таблицы и схемы, пособия. Так при изучении темы «Цвета» может применяться пособие «Цветик - семицветик», время – циферблат. При изучении чтения открытых и закрытых слогов учащиеся с помощью учителя составляют алгоритмы запоминания правил.

Значительно изменён объём изучаемого грамматического материала. Исключён из изучения материал, представляющий для учащихся определённую сложность в усвоении и малую практическую значимость. (Следует помнить, что сложные грамматические конструкции и клише учащимися не будут усвоены, т.к. у них низкий уровень развития родного языка. Однако важно проводить эту работу с целью ознакомления.)

Аудирование необходимо практиковать на каждом уроке, но желательно, чтобы материал для слушания содержал знакомые языковые единицы в контексте изучаемой темы. Предварительно следует снимать трудности посредством пояснения, использования зрительных опор.

При обучении диалогической речи необходимо использовать доступные для понимания обиходные ситуации, представляемые для учащихся практическую значимость. Следует отметить важную роль такой формы работы как драматизация. С этой целью в качестве образца используется учебный диалог, который после тщательной проработки позволяют детям без труда составить подобные микродиалоги по образцу.

Обучение монологической речи следует осуществлять на знакомом материале с использованием логико-смысловых схем.

Необходимо оценивать учащихся не столько по достигнутым результатам, а за старание и усилия учащихся. Контроль аудирования следует исключить ввиду слабости  формирования данного вида речевой деятельности у учащихся с ЗПР.

Приемы работы с лексическим материалом на уроках английского языка

Я использую в своей работе приёмы мнемотехники, игру «Мемо», интерактивные упражнения, лексические тренажёры.

В работе с детьми целесообразно использовать картинки по разговорным темам, презентации, интерактивную доску с многочисленными подстановочными упражнениями.

Приемы активизации лексики следующие:

1) С большим интересом дети относятся к графическим рисункам. Пишу крупно слово на карточке, добавив какой либо графический символ (это один из приемов, взятых мною из мнемотехники), помогающий запомнить слово.  Например, к слову look– над буквой «о» пририсовываем глазки, в слове «read» - внутри элемента буквы  «d» рисую книжку, в слове «go» - внутри буквы «о» рисую  схематически идущего человечка или пририсовываю ножки  и т.д.

2) Изучая глаголы, мы обязательно сопровождаем изучение слова с показом действия, которое оно обозначает, соединяя различные виды восприятия. Слово записано на доске - я его произношу, а ученики «показывают» перевод движением, а потом только вербально переводят слово.   Способ этот называется «моторно-мышечный»

3) «Методика наращивания слова». Сначала я пишу на доске «скелет слова» из гласных и ученики пытаются вспомнить и дописать  нужные буквы.

4) Пытаемся вспомнить слова, путем замены или добавления 1-2 букв, например: See-sea-tea-teach-teacher. Это сложное задание и, как правило, я пишу нужные слова на индивидуальных листочках, перепутав их последовательность, в ходе выполнения данного задания очень хорошо повторять и правила словообразования.

5) «Методика наращивания предложений».  Учитель говорит простую фразу, например:  «Kate has got a mother.» Ученики друг за другом не только повторяют фразу, но и «наращивают» ее, добавляю по 1 слову. «Kate has got a mother, a brother, a grandmother…..»

В качестве физкультминутки  я использую лексические подвижные игры.

- ученики по очереди выбегают к доске и соединяют слово с его  переводом, с ошибками. в качестве перевода «everyevening» использую «каждое утро»), такие  «ошибки» необходимы,  так как позволяют тренировать произвольное внимание, слабо развитое у учеников.

6) Вычеркни цифру

расставить буквы в правильном порядке (unscramble the word),

нахождение новых слов в змейке (word snake),

вставить пропущенные слова из нового вокабуляра в предложение (fill in the word),

игры «снежный ком» (snowball),

- проведи линию от картинки к слову

- раздели слова на смысловые группы (одежда, посуда, животные).

- соедини половинки слов stu dent, sis ter, win dow.

- составь знакомые тебе слова из разрезанных букв

- найди рифмующие слова

7) "Chainword". Учитель пишет на доске любое слово. Затем участники игры по очереди пишут слова, первая буква которых является последней буквой предыдущего слова. Каждое слово ученики переводят на русский язык (устно). Выбывают из игры те, кто не смог в отведенное время (5-10 сек.) вспомнить нужное слово.

8) «Составь фоторобот»

Класс делится на три команды, каждая из которых представляет отделение милиции. Выбираются 3 ведущих. Они обращаются в отделение милиции с просьбой отыскать пропавшего друга или родственника. Ведущий описывает их внешность, а дети делают соответствующие  рисунки. Если рисунок соответствует описанию, считается, что пропавший найден.

Ведущий: I can`t find my sister. She is ten. She is a schoolgirl. She is not tall/ Her hair is dark. Неr  eyes are blue. She has а red coat and a white hat on.

Максимальная повторяемость материала является принципом успешного усвоения лексических единиц. В незнакомом тексте содержится приблизительно 10-15% новой лексики. После многократного повторения в различных заданиях учебника, рабочей тетради, а также заданиях, составленных учителем, эти слова становятся тем вокабуляром, которым учащиеся должны активно пользоваться. Лишь активно отработав лексический материал, я перехожу к работе с текстом.

Развитие умений чтения

Работа с текстом – это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке английского языка. Во главу угла выходит формирование и отработка навыков чтения. Однако с детьми, имеющими трудности в обучении, целесообразно использовать преимущественно один вид чтения: чтение с полным охватом содержания. Работа с текстом традиционно начинается с ввода новой лексики. При каждом новом вводе лексики устное усвоение слов сопровождается показом их письменных образцов как блоков, а так же различными наглядностями.

Преимущественно, работа с текстом делится на три фазы: до - текстовый этап (pre - reading), активное чтение (while - reading), послетекстовый этап (post - reading). До – текстовый этап (введение в ситуацию) включает следующие задания: составление диаграмм, подбор заголовков, ответы на наводящие вопросы. Как показывает опыт, в начале данного этапа ученики работают вяло, делают много фонетических ошибок. Второй этап чтения стабилен по структуре. Текст озвучивается по определённой схеме: чтение учителя, хоровое чтение за учителем, прослушивание аудиозаписи текста, хоровое повторение, индивидуальное чтение учащихся каждого блока текста. Таким образом, при многократном чтении и повторении производится непроизвольное запоминание материала, эффективно отрабатывается техника чтения. На завершающей фазе второго этапа необходимо давать детям несколько минут для повторения чтения и перевода текста про себя. Во время повторения можно включить спокойную музыку, чтобы снять умственную усталость. Послетекстовый этап включает в себя задания следующего плана: соотнесение идеи и абзаца (matching), заполнение всевозможных таблиц (fill in the table), тестовые задания с множественным выбором (multiple choice), определение верного-неверного высказывания (true or false). Следует отметить, что на третьем этапе работы с текстом существенно увеличивается темп работы учеников, снижается психо – эмоциональный барьер перед неизвестным материалом.


Упражнения для развития аудирования

1. Слушание и выполнение распоряжений преподавателя

Преподаватель говорит: Ореn thе dооr, shut thе window, tаkе thе bооk и т. Д. Ученик выполняет действие.

2. Повторение фразы или предложения

Преподаватель произносит фразу, учащийся должен четко и безошибочно и бегло ее повторить. I like this white house.

3. Повторяемость предложений, но с включением новизны. Kate has a cat. Kate has a cat and a car and a hare.

Такие коррекционные упражнения вырабатывает у учащихся умение свободно и быстро использовать речевые образцы. Особенностью коррекционной работы является тщательная дозировка речевого материала. Нужно учитывать утомляемость, склонность к торможению и для этого нужно часто проводить смену видов деятельности

Развитие грамматических умений

Учащиеся с ЗПР испытывают большие трудности при изучении временных структур. При изучении грамматического материала я также огромное внимание уделяю изучению лексики, и лишь хорошо отработав лексический материал, я перехожу к ознакомлению с новым грамматическим материалом на базе этих слов. Лишь хорошо зная лексику, учащиеся смогут понять, почему в одних случаях «do and have» переводятся, в других нет.

Обучение грамматике также происходит через игру, так как дети ещё не знают по-русски названия частей речи и членов предложения. Поэтому слово “глагол” я заменяю словом “действие”, “существительное” – “название” и отрабатываю их по картинкам.

Для объяснения спряжения глагола to be я рассказываю учащимся сказку: “Жил-был король to be и было у него трое верных слуг: am, is и are. Самым привилегированным был слуга am, он прислуживал лишь одному господину I. Is прислуживал трём …..

  1. Игра “Есть ли действие?” Я говорю по-русски ряд предложений и прошу хлопнуть тогда, когда действия нет.

  2. «Волшебное зеркало». К зеркалу подходят звери - игрушки (по одному). В волшебном зеркале отражаются несколько зверей. Детям нужно сказать, кого они видят и в каком количестве: - I see a dog. - I see five dogs.

3. «I can't see». На столе стоят несколько игрушечных зверей. Дети закрывают глаза, а одна игрушка «убегает ». Учащимся нужно ответить, какой из игрушек не хватает, и кто из зверушек остался: - I can see… - I can't see…

На своих уроках я использую различные грамматические тренажёры, интерактивные упражнения. Является полезным для учащихся с ЗПР сочетание урока английского языка с музыкальной деятельностью, изобразительной деятельностью, физической деятельностью, театральной деятельностями.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!