Приёмы обучения стратегии смыслового чтения и работы с текстом.
Добрый день, уважаемые члены жюри и коллеги! Вашему вниманию представляю приёмы обучения стратегии смыслового чтения и работы с текстом. Я выбрала рассказ Николая Носова «Живая шляпа». Есть 3 этапа работы с текстом: работа с текстом до чтения; во время чтения; после чтения.
Уважаемые коллеги, хочу с вами продемонстрировать приёмы, которые я использую на этапах работы с текстом.
1 этап: Работа с текстом до чтения. Приём «Дерево предсказаний».
- Будем работать в группах. Вспомним правила работы в группах.
1. Работайте дружно. 2.Принимайте активное участие в работе своей группы.
3. Не бойтесь высказывать своё мнение. 4. Уважайте мнение других членов группы.
- Используя иллюстрации, как на ваш взгляд, связаны между собой слова «шляпа» и «кот»? Каких героев не хватает? (Ответы).
- Правильно, они являются героями рассказа Н. Носова “Живая шляпа”.
- Вы познакомились с названием произведения, есть иллюстрация к рассказу, используя это, вам нужно расположить свои предположения на дереве предсказаний на ветвях, а аргументы своих предположений на листьях.
1. Попытайтесь представить, кто может быть героями этого произведения?
2. О чём пойдёт речь в произведение с таким названием?
3. Шляпа может быть живой?
- Работаем в группе. На выполнение этого задания даётся 3 минуты.
Цель приёма «Дерево предсказаний»: формирование умения прогнозировать содержание произведения.
Учащиеся знакомятся с названием произведения, определяют о чем может быть произведение с таким названием. Учащиеся работают в группах, строят предположения по развитию сюжетной линии рассказа. Высказывают предположение, о чем данный рассказ, кто главный герой. Располагают свои предположения на дереве предсказаний на ветвях, а аргументы своих предположений на листьях. В конце урока, мы возвращаемся к дереву предсказаний, делаем выводы, сравниваем получившиеся ответы.
- 3 минуты прошли, озвучьте, пожалуйста, свои получившиеся предположения и аргументы. Хорошо, спасибо.
2 этап: Работа с текстом во время чтения. Приём Ромашка Блума».
- Уважаемые коллеги, сейчас мы послушаем рассказ, далее продемонстрируем использование приёма «Ромашка Блума».
После знакомства с произведением я использую прием «Ромашка Блума». Учащиеся работают в группах, выбирают лепесток с вопросом. Обсуждают и дают ответ на поставленный вопрос. Возможны 2 варианта использования, вопросы формулирует учитель либо сами ученики.
- Вам нужно выбрать лепесток, ответить на вопрос либо придумать вопрос, далее этот вопрос обсуждается в группе и озвучивается ваш ответ.
1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". («Кто был под шляпой?»)
2. Уточняющие вопросы. Уточняют, можно привести в док-во строчки из произведения. («Если я правильно поняла, то шляпа угрожала ребятам?»).
3. Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" («Почему ребята испугались «живой шляпы?»)
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы" («Как изменился бы рассказ, если главными героями были бы вы?»)
5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. («Что почувствовали мальчики при встрече с живой шляпой?»)
6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой. («Что произошло, если бы ребята не воевали с живой шляпой, а были бы к ней доброжелательны?»)
3 этап – Работа с текстом после чтения. Рефлексия.
Учитель: В начале урока вы попытались представить, кто может быть героем этого произведения. Совпали ли ваши предложения с настоящим героем? Рефлексия. Возвращает детей к «Дереву предсказаний».
Учитель: Чему может научить эта случившаяся история? (У страха глаза велики).
Прием «Ромашка Блума» - Научить ребёнка мыслить, задавать вопросы. "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов. Этот прием помогает детям обучаться умению работать с текстом, более глубоко понимать смысл прочитанного и анализировать содержание. Спасибо за внимание!
Кто был под шляпой? |
Почему ребята испугались «живой шляпы? |
Что почувствовали мальчики при встрече с живой шляпой? |
Если я правильно поняла, то шляпа угрожала ребятам? |
Как изменился бы рассказ, если главными героями были бы вы? |
Что произошло, если бы ребята не воевали с живой шляпой, а были бы к ней доброжелательны? |
3