СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы работы над правописанием словарных слов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка,» - писал известный ученый – методист А.В.Текучев.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы работы над правописанием словарных слов»

-Мы очень рады видеть вас,

Даем сегодня мастер-класс.

И познакомить вас хотим

С продуктивным опытом своим,

Чтоб дети грамотно писали,

И слова запоминали.



Приёмы работы над правописанием словарных слов



«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка,» - писал известный ученый – методист А.В.Текучев.

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь. Как помочь запомнить написание словарных слов, изучаемых в течение всего курса русского языка в школе? Рассмотрим несколько интересных приемов.



1. Метод звуковых ассоциаций.

а) Фонетические (звуковые) ассоциации (по схожести звучания).
Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.  Методом фонетических ассоциаций дети составляют предложения со словарными словами, которые созвучны по звучанию с другим словом в предложении:
Пассажир – пассажир берет билет в кассе.
Улица – на улице встречаю знакомые лица.
Запад – на заПАДе солнце ПАДает.

КОСтя пришел в КОСтюме.

ПАпа носит ПАльто.

МебЕЛь из ЕЛи.

Я вышел на уЛИЦу и увидел много ЛИЦ



б). В слове спряталось другое слово.
Горизонт – гори, зонт! (Нарисуй этот фантастический сюжет.)
Облако – на облаке лак.
Пловец – пловец плывет в плове.
Соловей – соловей поет соло.

У детей вырабатывается большое внимание, к слову, его структуре, составу, этимологии. Дети видят слово с разных сторон. Они учатся думать, рассуждать, дискуссировать над словом.

2.«Мнемотехника» (графические ассоциации)

Смысл данного приёма в том, что необходимо увидеть сходство формы буквы и предмета. К приёму мнемотехники можно отнести ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации, т.е., суть» заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой. Дети должны сами делать рисунки прямо в тетрадях или в отельных словариках. Попробуйте самостоятельно зашифровать любое словарное слов





























К методу графических ассоциаций или мнемотехнике можно отнести такие ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации, т.е., суть заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.

Необходимо использовать эффективные приёмы. Например, приём “Чепушина”.

Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.

Г - горох

О - огурец

Р - ребята

О - огород

Д - девочка

Затем из этих слов составляют мини-текст или отдельные предложения.

- Я вам предлагаю слово (морфология)

-Этот приём эффективен и интересен тем, мы повторяем изученные слова и знакомимся с новым, развиваем кругозор и словарный запас. Идёт развитие творческих способностей.

Шифровка

Чтобы расшифровать новое словарное слово, надо последовательно выполнить ряд заданий. Готовы?

е

с

о

д

р

о

г

и

ю

ж

к

я

а

в

з

- Буквы гласных, указывающих на мягкость предшествующего согласного, обведите в кружок;

- Буквы, обозначающие парные звонкие согласные, зачеркните.

-У кого осталось 6 букв, поднимите руки. Назовите их.

- Сложите из оставшихся букв слово. Запишите его в тетрадь.

«Лишнее слово»

Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подготовку изучению к новому материалу.

Например, Тема урока: «Имена существительные». 
ТЕТРАДЬ, КАРАНДАШ, УЧЕНИК, ДЕЖУРНЫЙ, РЕБЯТА
Заранее тщательно подбираются словарные слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление). Далее идут рассуждения:

1.Я считаю, что «лишнее» слово ТЕТРАДЬ, т.к. количество букв и звуков во всех остальных словах совпадает.
2.Я считаю, что «лишнее» слово ТЕТРАДЬ, т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2. 
3….слово РЕБЯТА, т.к. все слова заканчиваются на согласный, а данное слово – на гласный.
4…..слово УЧЕНИК, т.к. все слова начинаются с согласного, а слово УЧЕНИК – с гласного и т.д.

Произнося каждое слово несколько раз, дети быстрее запоминают его написание

(Ассоциативный мультфильм)

Хочется с вами поделиться с очень интересным заданием, которое не только помогает в работе над правописанием словарных слов, но также развивает логическое мышление, речь и творческие способности.

Это ассоциативный мультфильм. В чем суть задания?

Дана «цепочка» словарных слов, необходимо составить связный рассказ, сюжет которого бы разворачивался последовательно от слова, к слову. Например, предложены слова: учитель, класс, ученики, альбом, пенал, карандаши, хорошо.

Получился бы примерно такой рассказ: «Учитель вошел в класс. Ученики открыли альбомы. Достали из пенала карандаши. Хорошо ребята рисовали на уроке».

Дети охотно защищают свои рассказы, оформляют их и собираем наши мультфильмы в отдельную папку.

Словарные слова мелькают снова и снова, интересно и непроизвольно запоминаются. Запоминание идет с опорой на зрительную, слуховую память и мыслительную деятельность.

Высокий результат достигается за счёт использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями. Применение, которых способствует развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса, развитию мыслительных способностей, кругозора учащихся.

Мастер-класс мы хотим закончить словами С. Соловейчика «Учитель — это ученик, навсегда вызванный к доске». Обучая других – учись сам. Всем огромное спасибо за работу. Спасибо за внимание

Шифровка

Чтобы расшифровать новое словарное слово, надо последовательно выполнить ряд заданий.

е

с

о

д

р

о

г

и

ю

ж

к

я

а

в

з

- Буквы гласных, указывающих на мягкость предшествующего согласного, обведите в кружок;

- Буквы, обозначающие парные звонкие согласные, зачеркните.

-У кого осталось 6 букв, поднимите руки. Назовите их.

- Сложите из оставшихся букв слово. Запишите его.



М -

О -

Р -

Ф -

О -

Л -

О -

Г -

И -

Я -