-Мы очень рады видеть вас,
Даем сегодня мастер-класс.
И познакомить вас хотим
С продуктивным опытом своим,
Чтоб дети грамотно писали,
И слова запоминали.
Приёмы работы над правописанием словарных слов
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка,» - писал известный ученый – методист А.В.Текучев.
Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь. Как помочь запомнить написание словарных слов, изучаемых в течение всего курса русского языка в школе? Рассмотрим несколько интересных приемов.
1. Метод звуковых ассоциаций.
а) Фонетические (звуковые) ассоциации (по схожести звучания).
Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. Методом фонетических ассоциаций дети составляют предложения со словарными словами, которые созвучны по звучанию с другим словом в предложении:
Пассажир – пассажир берет билет в кассе.
Улица – на улице встречаю знакомые лица.
Запад – на заПАДе солнце ПАДает.
КОСтя пришел в КОСтюме.
ПАпа носит ПАльто.
МебЕЛь из ЕЛи.
Я вышел на уЛИЦу и увидел много ЛИЦ
б). В слове спряталось другое слово.
Горизонт – гори, зонт! (Нарисуй этот фантастический сюжет.)
Облако – на облаке лак.
Пловец – пловец плывет в плове.
Соловей – соловей поет соло.
У детей вырабатывается большое внимание, к слову, его структуре, составу, этимологии. Дети видят слово с разных сторон. Они учатся думать, рассуждать, дискуссировать над словом.
2.«Мнемотехника» (графические ассоциации)
Смысл данного приёма в том, что необходимо увидеть сходство формы буквы и предмета. К приёму мнемотехники можно отнести ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации, т.е., суть» заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой. Дети должны сами делать рисунки прямо в тетрадях или в отельных словариках. Попробуйте самостоятельно зашифровать любое словарное слов
К методу графических ассоциаций или мнемотехнике можно отнести такие ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации, т.е., суть заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.
Необходимо использовать эффективные приёмы. Например, приём “Чепушина”.
Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.
Г - горох
О - огурец
Р - ребята
О - огород
Д - девочка
Затем из этих слов составляют мини-текст или отдельные предложения.
- Я вам предлагаю слово (морфология)
-Этот приём эффективен и интересен тем, мы повторяем изученные слова и знакомимся с новым, развиваем кругозор и словарный запас. Идёт развитие творческих способностей.
Шифровка
Чтобы расшифровать новое словарное слово, надо последовательно выполнить ряд заданий. Готовы?
е | с | о | д | р |
о | г | и | ю | ж |
к | я | а | в | з |
- Буквы гласных, указывающих на мягкость предшествующего согласного, обведите в кружок;
- Буквы, обозначающие парные звонкие согласные, зачеркните.
-У кого осталось 6 букв, поднимите руки. Назовите их.
- Сложите из оставшихся букв слово. Запишите его в тетрадь.
«Лишнее слово»
Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подготовку изучению к новому материалу.
Например, Тема урока: «Имена существительные».
ТЕТРАДЬ, КАРАНДАШ, УЧЕНИК, ДЕЖУРНЫЙ, РЕБЯТА
Заранее тщательно подбираются словарные слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление). Далее идут рассуждения:
1.Я считаю, что «лишнее» слово ТЕТРАДЬ, т.к. количество букв и звуков во всех остальных словах совпадает.
2.Я считаю, что «лишнее» слово ТЕТРАДЬ, т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2.
3….слово РЕБЯТА, т.к. все слова заканчиваются на согласный, а данное слово – на гласный.
4…..слово УЧЕНИК, т.к. все слова начинаются с согласного, а слово УЧЕНИК – с гласного и т.д.
Произнося каждое слово несколько раз, дети быстрее запоминают его написание
(Ассоциативный мультфильм)
Хочется с вами поделиться с очень интересным заданием, которое не только помогает в работе над правописанием словарных слов, но также развивает логическое мышление, речь и творческие способности.
Это ассоциативный мультфильм. В чем суть задания?
Дана «цепочка» словарных слов, необходимо составить связный рассказ, сюжет которого бы разворачивался последовательно от слова, к слову. Например, предложены слова: учитель, класс, ученики, альбом, пенал, карандаши, хорошо.
Получился бы примерно такой рассказ: «Учитель вошел в класс. Ученики открыли альбомы. Достали из пенала карандаши. Хорошо ребята рисовали на уроке».
Дети охотно защищают свои рассказы, оформляют их и собираем наши мультфильмы в отдельную папку.
Словарные слова мелькают снова и снова, интересно и непроизвольно запоминаются. Запоминание идет с опорой на зрительную, слуховую память и мыслительную деятельность.
Высокий результат достигается за счёт использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями. Применение, которых способствует развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса, развитию мыслительных способностей, кругозора учащихся.
Мастер-класс мы хотим закончить словами С. Соловейчика «Учитель — это ученик, навсегда вызванный к доске». Обучая других – учись сам. Всем огромное спасибо за работу. Спасибо за внимание
Шифровка
Чтобы расшифровать новое словарное слово, надо последовательно выполнить ряд заданий.
е | с | о | д | р |
о | г | и | ю | ж |
к | я | а | в | з |
- Буквы гласных, указывающих на мягкость предшествующего согласного, обведите в кружок;
- Буквы, обозначающие парные звонкие согласные, зачеркните.
-У кого осталось 6 букв, поднимите руки. Назовите их.
- Сложите из оставшихся букв слово. Запишите его.
М -
О -
Р -
Ф -
О -
Л -
О -
Г -
И -
Я -