СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы работы с текстом на примере сказки М. Гаршина "Лягушка-путешественница"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приёмы работы с текстом на примере сказки М. Гаршина "Лягушка-путешественница"»

Приёмы работы с текстом на примере произведения М. Гаршина «Лягушка – путешественница»


Приём « Дополнение пропусков»

Приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста.

Жила – была на свете лягушка - ___________________. Сидела она в болоте, ловила _________________________, весной громко квакала ______

_____________________________. И век бы она прожила бы благополучно - конечно, в том случае, ___________________________________________. Но

случилось _____________________________.


Приём “Пометки на полях”

Прием “Пометки на полях” работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки. Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.

Маркировочные пометки:

Знаком “ ⱽ ” отмечают информацию, которая известна ученику.

Знаком “ + ” отмечают новую информацию, новые знания.

Знаком “ ? ” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.

Может быть несколько вариантов пометок. Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями



«Приём ассоциации»

Прочитайте название сказки.

-Поразмышляйте, бывают ли лягушки путешественниками? _________

-Как это может быть?___________________

- Какие ассоциации у вас возникли, прочитав название произведения? _______________________

Приём "Корзина идей»

1 вариант. Напишите, что вы знаете об утках.

2 вариант. Напишите, что знаете о лягушках.

-Каждый ученик вспоминает и записывает на листочках все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

-На доске прикрепляется значок корзины. Ученики называют сведения по данной теме, которые условно собираются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

-Ошибки исправляются по мере освоения новой информации

.

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ, основанный на фактах. Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы, требующие обстоятельного, развёрнутого ответа

Тонкие вопросы

Толстые вопросы.

1.Где сидела лягушка?

Почему лягушка решила отправиться в дальние края?

2. С кем путешествовала лягушка?

Как чувствовала себя лягушка во время путешествия?

3.Куда отправилась лягушка-путешественница с утками?

Почему лягушка просила лететь уток пониже?

4. Чем лягушка прицепилась к прутику?

Почему не состоялось путешествие лягушки?

5. Куда упала путешественница?

Могло ли путешествие лягушки закончиться удачно?



Приём “Верные и неверные утверждения”
Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Приём «Верные и неверные утверждения».

1. Верите ли вы, что утки не стали есть лягушку, потому что она была слишком велика?

2. Верите ли вы, что лягушка отправилась в путешествие с утками на юг?

3. Верите ли вы, что лягушка прицепилась к прутику лапками, а утки подхватили прутик с лягушкой и полетели?

4.Верите ли вы, что лягушка долетела с утками до юга?

5. Верите ли вы, что лягушка отцепилась от прутика, потому что устала держаться за него?

6. Верите ли вы, что лягушка упала с высоты и осталась жива?

7. Верите ли вы, что лягушка любила хвастаться?

Приём «Верные и неверные утверждения».

1.История с лягушкой произошла осенью.

2. Лягушка пришла в восторг, когда утки рассказали ей про юг.

3. Утки сами придумали, как им взять с собой лягушку на юг.

4. Лягушка сама придумала путешествовать на прутике с утками.

5. Лягушка отправилась в путешествие на спине одной из уток.

6.Оторвавшись от прутика, лягушка бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни.



Приём “СИНКВЕЙН”

Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму. В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.
Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.

Синквейн

1. Лягушка

2. Любопытная, сообразительная.

3. Изобретает, путешествует, хвастается

4. Изобретает необыкновенный способ путешествия

5. Путешественница.



Приём "Шесть шляп".
Меняя шляпу, мы сможем придать своим мыслям нужное направление, «нужное звучание»

На фазе рефлексии можно использовать «Приём шести шляп». Шляпы шести цветов, у каждой шляпы своё название и свой вопрос. Сначала дети знакомятся со значением каждого цвета шляпы. Затем выбирают любую шляпу и готовят сообщения.

1. Белая шляпа - факты. Соберите все факты, опираясь на текст, из жизни лягушки.

2. Красная шляпа - эмоции. Какие чувства вызывает у вас история с лягушкой?

3. Жёлтая шляпа - оптимизм. Что положительного вы взяли для себя, читая произведение В. М. Гаршина?

4. Чёрная шляпа - критика. Найдите, всё плохое в поступках лягушкиКакие трагические события могли произойти с лягушкой?

5.Зелёная шляпа- шляпа творчества. Придумайте своё окончание истории. Дайте свои советы героям произведения.

6. Синяя шляпа - жизненный урок. Чему тебя научило это произведение?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!