СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения. Текст к презентации

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрим поэтапные виды работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения. Текст к презентации»

Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения


На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой

читательский опыт и интеллект.

Как научить младшего школьника "смысловому чтению"?

Почему речь идёт о развитии смыслового восприятия именно у младших школьников? Потому, что с психологической точки зрения важно, с какого возраста начинать обучение. Наиболее благоприятным периодом, и педагоги, и психологи, и физиологи считают младший школьный возраст. Именно в этот период закладывается так называемое «умение учиться», одной из основ которого является работа с книгой.

Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего

образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер.

У глухих детей навыки чтения развиваются более медленно, чем у слышащих. Трудности в понимании читаемого задерживают появление интереса к  чтению и способности самостоятельно работать с книгой. Чтобы могло состояться общение глухих детей с литературой, нужны соответствующие методические приёмы и  средства, стимулирующие и направляющие чтение, т.е. требуется руководство их читательской практикой со стороны педагога.  

Паскаль сказал: «Мы ничего не поймём, если  будем читать слишком быстро или слишком медленно».

Поэтапные виды работы с текстом

Рассмотрим поэтапные виды работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

  • Практическое отличие текста от набора предложений.

  • Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

  • Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

  • Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

  • Озаглавливание текста (подбор заголовков).

2 класс - обучение детей работать с текстом:

  • Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.

  • Смысловое чтение.

  • деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения).

  • Владение пересказом разного вида.

  • Выделение опорных слов (словосочетаний).

  • Подбор антонимов и синонимов к словам.

  • Характеристика героев и их поступков.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному.

  • Самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента).

  • Нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме.

  • Выделение главной и второстепенной информации.

  • Выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями).

  • Прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку.

  • Самостоятельное формулирование вопросов по тексту.

  • Сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Каждый урок литературного чтения - это особая встреча с автором того произведения, о котором в данном случае пойдет речь. Эта встреча должна быть незабываемой, неожиданной, интересной и полезной. Если мы хотим услышать мнение ребенка об этой встрече, значит и нужно постараться ее организовать.

Виды работы над текстом на уроках литературного чтения

Итак, этапов работы с текстом будет три:

1. до начала чтения

2. в процессе чтения

3. после чтения.

Внутри каждого этапа существует определенная последовательность «шагов».

Работа с текстом до чтения.

Цель: развитие такого важнейшего читательского умения, как предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.

1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях развития действия.

Виды деятельности учащихся, воспитанников на этапе первичного знакомства с текстом:

Чтение текста литературного произведения про себя.

Чтение текста вслух.

Чтение текста вполголоса.

Поочередное чтение текста в парах.

Прослушивание чтения текста учителем.

Чтение текста цепочкой по предложению, по абзацу.

Работа с текстом во время чтения.

Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.

1. Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.

2. Чтение вслух предложениями или небольшим абзацем (2-3 предложения) с комментариями. По ходу чтения (а не после!) учитель задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предложениям, как только текст дает возможность их подтвердить.

Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) также ведется по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, и само слово толкуется в контексте, а не вне его.

Вопросы, которые задает учитель по ходу чтения, - это вопросы к автору, ответы на них нужно искать или уже в прочитанной части текста, или в той, которую нужно прочитать.

3. Если текст большой по объему и за один урок до конца не прочитан, то можно предложить детям дома прочить про себя следующую главу, а на уроке начать сразу с чтения вслух. Какую-то часть текста можно прочитать вслух учителю, а затем провести работу с текстом во время чтения детей вслух.

4.Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чем совпали и в чем не совпали первоначальные предположения о теме и содержании текста, развитии событий и героев.

Виды деятельности учащихся, воспитанников на этапе детализированной работы с текстом:


Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.

Чтение текста и установление правды и вымысла в нем.

Чтение текста с сокращением (обучающиеся не читают предложения или слова, которые мож­но опустить).

Подготовка к краткому пересказу.

Чтение самого красивого (понравившегося) места в тексте.

Комбинированное чтение (попеременное чтение учителем, обучающимися хором).

Нахождение предложения, отрывка по озвученному учителем или обучающимся началу или концу предложения или отрывка.

Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста.

Чтение текста, пометка непонятных слов.

Работа с текстом после чтения.

Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли)

1. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа.

2. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора и т.д. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть иллюстрация ко всему тексту в целом?) Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим и т.д.

Виды творческих заданий для работы с текстом после чтения.

1. Иллюстрирование произведений и подписывание рисунков словами из текста.

2. Серия рисунков к одному тексту.

Каждый ученик получает задание проиллюстрировать только одно предложение или один абзац из произведения. Потом рисунки вывешиваются по порядку. Такая серия рисунков помогает лучше понять текст.

3. Портрет героя.

Каждый ученик рисует портрет героя, затем в классе проходит конкурс «Кто точнее?». Все портреты рассматриваются, читаются соответствующие отрывки из текста, определяется победитель.

4. Изобрази, как представляешь.

Могут быть составлены словесные портреты героев произведения (н-р, Лета, Весны и др.) Это написание сказок, стихотворений о временах года, о явлениях природы и т.д.

5. Приём «Ромашка Блума»

«Ромашка» состоит из лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, сколько лепестков - столько вопросов: Простые вопросы. Уточняющие вопросы. Оценочные вопросы. Практические вопросы.


И в заключении

Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

Умственные способности человека, как известно, не остаются неизменными во времени, они формируются в деятельности, в творчестве. Однако не всякая деятельность одинаково формирует способности. Нужна её правильная организация. Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения урока.


«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Дени Дидро





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!