СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы работы с текстом на уроках русского языка, математики, окружающего мира.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе с текстом  не так уж важно читать много, гораздо важнее – качественно обрабатывать в своем сознании  прочитанное.

Чтение и понимание текста одновременно является и средством, и целью в современном образовании.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы работы с текстом на уроках русского языка, математики, окружающего мира.»

Приёмы работы с текстом на уроках русского языка, математики, окружающего мира.

Работа над пониманием текста на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Склянкина Л.Н.,

учитель начальных классов МОУ Гимназии №13

  На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Как научить младшего школьника "смысловому чтению"? Этот вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в реальной жизни.

В работе с текстом  не так уж важно читать много, гораздо важнее – качественно обрабатывать в своем сознании  прочитанное.

Чтение и понимание текста одновременно является и средством, и целью в современном образовании.

Как добиться наивысшей продуктивности самостоятельного чтения на уроке, как сделать так, чтобы за минимум отведённого времени добиться наиболее эффективного результата?

Школьная практика показывает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, потеря интереса к познанию часто возникают из-за неумения учениками понимать прочитанное. Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, является одной из самых актуальных задач учителя.

Поэтому учителю начальных классов важно научить детей различным приёмам понимания текста, применению этих приёмов на разных предметах.

Приведу примеры работы с текстом на разных уроках в начальной школе.

Русский язык

  1. Работа с правилом «Правописание парных согласных в корне слова»

Формулировка: чтобы проверить парный согласный в слабой позиции нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный или сонорный согласный (например: дуб – дубы, дуб – дубрава).

Примечание: парный согласный стоит в слабой позиции в конце слова или перед глухим согласным.

Приёмы работы с текстом правила

  • в тексте правила подчеркнуть все глаголы, объяснить их значение;

  • в тексте правила найти ключевые слова;

  • составить памятку-алгоритм (схему) к данному правилу.



Памятка «Правописание парных согласных в корне слова»

Памятка составляется учителем совместно с обучающимися. Учитель предлагает ученикам шаблон с пропусками. Обучающиеся на основе изученного материала заполняют пропуски, вклеивают памятку в специальную тетрадь.

  1. Вспоминаю правило:

Чтобы проверить парный согласный в корне слова, нужно подобрать _________________

или изменить так, чтобы после _______________ стоял______________________________.

  1. Применяю правило:

А) Нахожу__________________________.

Б) Подбираю ________________________.

В) Выделяю корень.

Например: ____________________________________________________





2. Решение орфографической задачи

Текст задания к упражнению

А) Спишите, вставив пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова.

Б) Во втором предложении подчеркните грамматическую основу и выпишите словосочетания.

К…нец но…бря – самое грус..ное время (в)д...ревне. (В)с..ду шумит мокрый ветер. Дорогу (раз)мыло.

Приёмы работы с текстом задания

  • разбить задания А,Б на смысловые части, обозначив их скобками;

  • в каждой части подчеркнуть все глаголы, объяснить их значение;

  • выполнить задания А, рядом со скобкой поставить отметку о выполнении;

  • выполнить задания Б, рядом со скобкой поставить отметку о выполнении.



Математика



Работа с текстом арифметической задачи

Формулировка: в первой вазе лежало 5 пирожных, а во второй – на 2 пирожных меньше, чем в 1. Сколько пирожных лежало в двух вазах?



Приёмы работы с текстом задачи



  • разбить текст задачи на две части (условие, вопрос);

  • прочитать вопрос задачи, выделить ключевое слово (то, о чём говорится в задаче);

  • прочитать условие задачи, выделить числовые данные, объяснить роль в условии задачи;

  • составить схему или краткую запись к задаче;

  • решить задачу, записать ответ.





Окружающий мир

На уроках окружающего мира осуществляется работа над пониманием познавательного текста, т.е. вычитывание фактуальной информации. Одним из приёмов работы с познавательным текстом является чтение текста с остановками.

Пример работы с научным текстом «Тела» на уроке окружающего мира.

Тебе уже знакомо выражение «тело человека» (Как вы понимаете это выражение?). В науке словом тело обозначают все окружающие нас предметы (Назовите тела, которые нас окружают). Берёза, заяц, камень, Луна, карандаш, тарелка – всё это тела.

Звёзды, камни, птицы, звери – это тела, созданные природой (Как бы вы их назвали?). Их так и называют – тела природы. Тела природы бывают живыми и неживыми (Приведите свои примеры). К неживым относят, например, Луну, звёзды, камни. К живым – растения, животных, людей.

Дома, машины, посуда, мебель – тела, созданные трудом человека (Как бы вы их назвали?). Их называют изделиями.

Задавая вопросы по ходу чтения, осуществляется диалог с текстом, в ходе которого обучающиеся находят непонятные слова, а также ключевые слова, которые помогают лучше усвоить информацию. Выполняя такую работу, у обучающихся происходит осознавание – выведение в осознанную умственную деятельность процессов, которые скрыты от непосредственного наблюдения, но играют важную роль в понимании. Это позволяет лучше понять и запомнить прочитанное.

Умение работать с текстом помогает обучающимся успешно овладевать различными учебными предметами, так как повышает учебную мотивацию, формирует положительное отношение к чтению, к познавательной деятельности, развивает устную речь, умение слышать другого.

А эффективность обучения пониманию текста во многом зависит от систематичности и последовательности в работе учителя.