Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Благодаровская средняя общеобразовательная школа»
«Развиваем творческие способности на уроках литературного чтения»
Подготовила
учитель начальных классов:
Терентьева Елена Ивановна.
с.Благодаровка, 2021г.
Аннотация:Наше современное общество нуждается в ярких неординарных личностях, которые ответственны, способны креативно мыслить, творить, принимать решения. Это значит, что особое внимание на уроках литературного чтения следует уделять развитию творческих способностей учащихся. В данном сборнике подобран материал-приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения.
Игры со словами
1. «С каждой буквы». Придумать слова на каждую букву заданного слова. Например: «искорка» – игра, сила, красота, очарование, радость, конкурс, аккуратность.
2. Игра-аукцион в «весенние», «осенние», «летние», «зимние» слова. Выигрывает тот, кто скажет последнее слово, относящееся к определенному сезону.
3. «Составь словарик» печального (веселого, пластилинового, стеклянного, глиняного) человека. Можно предложить детям составить словарик мамы; папы, продавца, доктора, повара, сторожа и т. д.
4. «Хвосты». Подобрать слова к их «хвостам» (окончаниям слов). Например: ...чка – птичка, ...еть – лететь и т. д.
5. «Назови одним словом»
Чиж, сова, ласточка, стриж, грач;
Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;
Шарф, варежки, пальто, кофта;
Телевизор, утюг, пылесос, холодильник; Картофель, свекла, лук, капуста;
Лошадь, корова, свинья, овца;
Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки;
Липа, береза, ель, сосна;
Курица, гусь, утка, индейка;
Зеленый, синий, красный, желтый;
6. «Какое слово лишнее и почему»
Красивый, синий, красный, желтый;
Минута, время, час, секунда;
Дорога, шоссе, тропинка, путь;
Молоко, сметана, простокваша, мясо;
Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр;
Ель, сосна, кедр, осина;
Лук, огурец, морковь, яблоко;
Гриб, ландыш, ромашка, василек;
7. «Точка зрения». Рассказать, что видит расположившаяся на верхушке дерева гусеница.
8. «Чем похожи и чем отличаются?», например: слова: снег и снежинки; мороз и морозец, весельчак и веселый.
9. «Пары слов». Это первые шаги ребенка к стихосложению. Детям предлагается подобрать пары слов, у которых последние 2-3 буквы одинаковые. Например: роса – коса, трава – дрова, почки – кочки, ель – трель, врач – грач.
Игры для развития творческого воображения
1. «Камушки на берегу» – Пошел волшебник по берегу, увидев камушки, превратил их в ...
2. «На что это похоже?» Называются разные предметы, например: настольная лампа похожа на … (гриб); швейная машина – на .., капли дождя – на...
3. «Кто без кого не может быть?» Водитель – без …, учитель – без ...., врач – без ... и т. д.
4. «О чем думает?..» Старик, глядя из окна... Новорожденный на руках... Воробей зимой... Свинка в панаме...
5. «Чем похожи?» Сухость и сырость Блеск и тень Дерево у дороги и цветок 6. «Что общего и различного?» У лысины и коленки У беды и горя У лжи и ошибки
7. «Конкурс переводчиков» С литературного языка на «уличный» С «уличного», разговорного – на литературный С языка кошки (собаки) на человеческий язык
8. «Продолжи предложение» «Хорошая жизнь – это...» «Если бы я был волшебником, я бы...» «Когда я смотрю на себя в зеркало, то...» «Я знаю, что добро и зло...»
9. «Продолжи историю» – Однажды маленький мальчик (очень добрый) шел по дороге и смотрел под ноги, чтобы ничего не раздавить, и нашел монету волшебника. Если бы ты был этим мальчиком, что бы ты сделал, когда монета очутилась бы у тебя в кармане?
10. «Игра в слова» Дети называют как можно больше слов на разные темы: зимние, осенние, весенние, летние, ночные, праздничные, новогодние, грустные, веселые и т. д.
Психологические игры, развивающие внимание, наблюдательность, память на уроках литературного чтения
1. «Как в зеркале». Дети разбиваются на пары, играть можно сидя и стоя. Один играющий – «зеркало», другой – его «отражение», он копирует как можно точнее все движения партнера: хмурится, улыбается, подмигивает, удивляется, огорчается и т. п. Если кто-то ошибается или засмеется, получает штрафное очко.
2. «Пишущая машинка». Каждому играющему присваивается название какой-либо буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из 2-3 слов. По сигналу дети начинают «печать»: первая «буква» слова называет себя и хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово «напечатано», все хлопают в ладоши 3 раза.
3. «Словесное путешествие». Это рассказ-фантазия или озвучивание мечты, которая может быть бесконечной, потому что сочиняется всеми по очереди. Путешествие может быть по своему городу, в горы, на море, за границу, на необитаемый остров, другую планету.
4. «Нарисуем портрет». (Например: счастья, любви, радости, веселья, грусти, печали и т.д., портреты могут быть детальными или схематичными.)
5. «Карнавал чувств». Если бы на карнавале встретились различные чувства и настроения, в какие костюмы вы бы их одели? (Костюмы можно нарисовать, раскрасить, сделать коллаж и др.)
6. «Нравится – не нравится». Скажите, что не нравится маме? Папе? Другу? Собаке? Кошке? Лесу? и т. д.
7. «Немое кино». Одна группа детей придумывает какой-либо сюжет без слов, другая – пытается его озвучить.
8. «Разговор с самим собой». (Примерные темы: «Перед сном», «Разговор с кошкой, которую обидел ты немножко», «Разговор с дождевым червяком, на которого ты только что чуть не наступил (конечно, нечаянно)» и т. д.)
9. «Вредные советы». Дети дают вредные советы: как надо вести себя в гостях, на улице, за столом. Советы сочиняют для упрямого малыша, который все делает наоборот, (т. е. из вредных советов малыш делает полезные).
10. «Если бы я был волшебником...». Детям предлагается рассказать о своем самом большом желании.
Литературные игры
«Небылица за 10 минут». Учитель пишет какую-нибудь фразу или несколько, затем загибает листок, чтобы не было видно, что написано, и передает ученику. Теперь на чистом листе ученик пишет свою фразу, тоже загибает лист и отдает другому. Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость: все эти фразы должны отвечать (по порядку) на такие вопросы: - Кто это был (была)? - Как выглядел? - Куда пошел? - Кого встретил? - Что ему (ей) сказал? - Что он (она) ответил? - Что ему (ей) сделали? - Какова была его (ее) реакция? - Чем вся история закончилась? - Вывод или мораль. Когда записан ответ на последний вопрос, листок разворачивается и выразительно читается получившаяся небылица.
«Древо мудрости». Дети быстро, но внимательно читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задает вопрос по тексту и прикрепляют ее к дереву. Дерево часто «меняется», т.к. ученики по очереди подходят к дереву, «срывают» записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Работа может быть организована в парах, четверках, по рядам. В конце определяются лучшие знатоки.
Интеллектуально-творческие задания «Необычная декламация». У вас есть любимое стихотворение? Попробуйте его прочитать так, словно вы сильно замерзли; выпили что-то горячее; вам очень хочется спать; у вас болит зуб; вы сильно напуганы.
«Памятник пословице». Вам очень нравится пословица и вы решили ее увековечить, соорудив памятник. Возьмите себе помощников. Соорудите «памятник» под названием: «В споре рождается истина», «Глаза боятся, а руки делают», «Сытый голодному не товарищ», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
«Новое применение». Очень часто у нас под рукой нет нужной вещи. Как быть? Научиться использовать то, что мы имеем. Новое применение: когда, как или вместо чего можно использовать носовой платок, столовую ложку, бельевую прищепку, зубную щетку, пластмассовую бутылку, перегоревшую лампочку.
«Зеркало». Не у каждого человека получается изобразить мимикой и жестами что-либо, a вот повторить изображение гораздо легче. Игра в парах: один – «зеркало», второй – его «отражение», т. е. второй повторяет все то, что видит перед собой.
Система заданий по словесному рисованию
1. Упражнения направлены на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное. С целью усиления эмоционального восприятия детям предлагается найти ответы на следующие вопросы:
- Какие чувства возникли в вашей душе при прочтении текста: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?
- Обратите внимание на слова, которые автор выбирает для того, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты.
- Найдите в тексте слова, передающие настроение автора.
2. Упражнения направлены на пробуждение воображения и фантазии школьников.
- Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, зелень, землю и т. д.
- Подберите словесную иллюстрацию ко всему произведению или к выбранному вами отрывку.
- Какие строки произведения подходят к вашей иллюстрации?
3. Упражнения направлены на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнениях, олицетворениях, метафорах.
- Подберите эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими.
- Найдите в стихотворении образные слова.
- Найдите эпитет и слово, которое его определяет.
4. Упражнения направлены на выражения личностного отношения.
- Какое настроение автора прослеживается в этом произведении?
- Поделитесь с товарищами своими впечатлениями об услышанном.
- Выразите возникшие у вас чувства.
- Расскажите о своем отношении к воображаемой ка
Сочинительство сказок .
Задания, которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников».
1. Выделение опорных слов из сказки. - Чтобы расколдовать сказку, надо по этим словам вспомнить, как она называется, кто ее автор. - Коллективное выделение опорных слов из сказки. - Самостоятельный подбор опорных слов. На листочках запишите опорные слова какой-нибудь сказки. По ним мы отгадаем, о какой сказке идет речь. - Сочинение сказки по опорным словам.
2. Решение «сказочных задач», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки. - Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал? - Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось? - Что нужно сделать бабушке Красной Шапочки, чтобы ее не съел волк?
3. Переделка знакомой сказки (ввести нового героя и развить новый сюжет). - По опорным словам вспомнить сказку, найти лишние слова. На основе этих слов придумать новые интересные действия в известной сказке. - Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, сорока. - Маша, дедушка, бабушка, лисичка со скалочкой. - Емеля, щука, печка, вёдра, Золушка.
4. «Сказки наизнанку». - Составь сказку, используя сказочные слова и выражения, где бы: Белоснежка встретила в лесу семь великанов. 20 Волк хотел съесть козлят, но они захватили его в плен.
5. Сочинение сказки по началу, или по концу. Дети имеют героев сказки, начало или конец какой-то истории, им нужно придумать продолжение. Например, сказка по аналогии, сказка и музыка, сказка по начальной фразе, дописывание сказок и др.
6. Создание собственной оригинальной сказки. Самый трудный вид работы, т.к. все детям нужно придумать самим: и название, и героев, и сюжет. Можно использовать такой прием работы: взять из названия сказки самое главное слово, написать его сверху вниз, букву под буквой и рядом с каждой буквой написать любое слово, начинающееся с этой буквы. Используя эти слова, можно написать сказку, слова, которые будут не нужны, не использовать.
7. Составление «сказочного словаря». Дети записывают зачины, концовки, сказочные выражения, средства передвижения, волшебные предметы.
8. «Свободное выступление». - Представьте себе, что на сказочную конференцию по правам сказочных героев собрались персонажи любимых сказок. Каждый из них выходит к трибуне и говорит…(Нужно выступить от имени сказочного героя любимой сказки).
Памятка для детей «Словесное рисование»
1. Прочитай отрывок из рассказа.
2. Определи, сколько можно нарисовать картинок. (О чем каждая из них?)
3. Что и кто будут изображены на каждой картинке? Назови.
4. Какие слова в тексте помогут выполнить задание? Подчеркни их.
5. Представь свою картинку.
6. Расскажи о каждой картинке.
Памятка для детей «Я сочиняю сказку»
1. Определите последовательность действий в работе над сказкой.
2. Подумайте: о чем будет сказка; чему она может научить.
3. Придумайте героя или героев вашей сказки.
4. Что с ними произойдет? Какие приключения их ждут?
5. Какие волшебные предметы будут в сказке?
6. Кто будет противостоять героям?
7. Как добро победит зло?
Задание «Продолжите стихотворение сами»
Примеры начала стихотворной строки:
1. Очень мне обидно стало, … Что собака покусала…
2. А у нас телёнок есть, … Любит он траву поесть…
3. Как-то раз в конце субботы … В наши сельские края…
4. Однажды я из школы … С портфелем возвращался…
5. У пруда собаки … Навострили ушки…
Работа с пословицами
«Собери пословицу».
Цель – развитие литературного вкуса и логического мышления.
Берется достаточно узнаваемая пословица, все слова в ней меняются местами, задача детей – восстановить исходный текст. Например: Не, пирогами, изба, а, красна, красна, углами. Версии детей: - Не изба, а красна углами, красна пирогами. Похоже на загадку, правда? - Не пирогами изба красна, а углами. - Не красна изба углами, а красна пирогами. Исходная пословица.
Учитель. - Что можно сказать о третьей версии? (Если стоят две одинаковые срубленные избы, то лучше из них та, где встретят тебя с лаской, добром да с румяными пирогами.) - Почему именно этот вариант остался в памяти народной?
«Картинка + рассказ + пословица».
Цель – развитие творческого воображения.
Каждому даются сюжетные картинки и совершенно произвольная пословица. Необходимо придумать рассказ по картинке так, чтобы он обязательно включил произвольную пословицу. Интересно получается и тогда, когда картинка одна, а пословицы у всех разные.
«Нарисуй пословицу».
Цель – развитие творческого воображения.
У каждого ребенка своя пословица, к которой ему необходимо сделать рисунок. Показывая рисунок, он называет пословицу. Остальные дети ее запоминают. На следующем занятии учитель показывает рисунки, а ребята стараются вспомнить пословицы к ним. Постепенно образуется банк рисованных пословиц.
«Изобрази пословицу схемой».
Цель – развитие творческого воображения.
Многие ребята пугаются того, что нужно что-то нарисовать, в этом случае выручают 22 схемы и пиктограммы. Изображение ножниц и расчески на улицах города сразу подскажет вам – здесь парикмахерская. Представьте, как может выглядеть пословица: «Не хвали себя сам, пусть тебя народ похвалит».
Литература:
1. Алешаева, Н. П. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения / Н. П. Алешаева, Н. В. Тупалева // Начальная школа. – 2004. – № 11.
2. Ашевская, Л. А. Развитие творческих способностей учащихся / Л. А. Ашевская // Русский язык в школе. – 2001. – № 6.
3. Былевская, В. Н. Развитие творческих возможностей младших школьников / В. Н. Былевская // Начальная школа. –1990. – № 5.
4. Воюшина, М. С. Анализ художественного произведения / М. С. Вьюшина // Начальная школа. – 1989. –№ 5.
5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк : Книга для учителя / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991.
6. Граблева, В. Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении литературоведческих произведений / В. Н. Граблева // Начальная школа. – 2000. – № 11.
7.Грошенкова, В. А. Обучение школьников талантливому чтению на уроках литературы / В. А. Грошенкова // Начальная школа. – 2004. – № 8.
8. Загурская, Е. Л. Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками / Е. Л. Загурская. – Мозырь, 2006.
9. Иванова, Л. И. Развитие творческих способностей школьников / Л. И. Иванова // Начальная школа. – 1994. – № 11.
10. Никитина, А. В. Развитие творческих способностей учащихся / А. В. Никитина // Начальная школа. – 2001. – № 10.