СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы развивающего обучения на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приёмы развивающего обучения на уроках географии»

Приёмы развития внимания при работе с географической картой.



Вниманием называется направленность сознания личности на какой-либо объект и сосредоточенность на нём психической деятельности. В психологии принято различать шесть качеств, определяющих индивидуальные свойства внимания: объём внимания, его переключаемость, распределённость, сосредоточенность, устойчивость и колебание. Объём, колебание и распределённость внимания во многом определены врождёнными качествами человека и неподконтрольны педагогу. Сосредоточенность, переключаемость и устойчивость зависят от наличия волевого компонента и степени заинтересованности личности в объекте внимания. Именно они и являются объектом педагогического воздействия на уроке со стороны учителя.

Вообще, высокая степень сосредоточенности, особенно при участии волевого компонента, процесс весьма утомительный. Как правило, после периода сосредоточенности наступает период расслабления, при котором внимание или рассеивается, или переключается на другой объект. Для школьников период сосредоточенности редко превышает 15-20 минут. В то же время, если ребёнок увлечён чем-то, этот период может значительно растянуться во времени. Отсюда и главный принцип развития внимания на уроке - «ученье с увлеченьем».

Развитие внимания ещё тесно связано с одним человеческим качеством -наблюдательностью. Умение наблюдать даёт возможность хорошо ориентироваться не только в учебном материале, но и в окружающей человека природе, более точно воспринимать предметы и явления, подмечать их внешние и внутренние особенности. Наблюдательность и внимание у различных людей проявляется по-разному. Известно четыре типа восприятия и наблюдения:

  • синтетический (объект наблюдения воспринимается как единое целое, без дифференциации на отдельные составляющие);

  • аналитический (объект наблюдения воспринимается как сумма отдельных составляющих его деталей);

  • аналитико-синтетический (восприятие объекта и в целом, и через детали);

эмоциональный ( объект наблюдения оценивается не на логическом, а на эмоциональном уровне).

Для мужчин более характерен синтетический тип восприятия, а для женщин- аналитический. В индивидуальной работе учителю важно учитывать тип восприятия каждого конкретного ученика.



Приёмы развития внимания.

«Парадокс».

Суть этого приёма сводится к тому, перед началом объяснения нового материала учитель приводит детям некий парадоксальный пример или загадку, захватывающую детское воображение. Хорошо известно, ничто не привлекает так детское внимание, как нечто удивительное.

Учителю необходимо отметить, что при всей удивительности этого явления его можно объяснить с точки зрения науки и содержание данного урока в этом поможет. После изложения нового материала учитель просит учеников объяснить парадокс.

Например, в 7 классе, при изучении темы «Литосфера – подвижная твердь», рассказать предисторию возникновения гипотезы дрейфа материков, автором которой является немецкий учёный Альфред Вегенер.



«Географическая цепочка».

Этот приём развивает внимание, позволяет легко запомнить карту материка и многочисленную географическую номенклатуру. В его основу положены правила игры в города. Они очень простые. Надо назвать город на ту букву, на которую оканчивалось название предыдущего города. На уроке географии эта игра немного видоизменяется. В 7 классе перед учениками лежат атласы с открытой картой одного из материков. Учитель называет любой географический объект, ученик должен найти на карте объект, начинающийся на последнюю букву названия объекта, заданного учителем. За первым учеником в игру вступает второй и т.д.

влк. Сан-Педро – река ОринокоОринокская низменность – река Тапажос – река Сан-Франсиску – река Уругвай – река Амазонка – вдп. Анхель – влк. Льюльяйльяко и т.д.







«Наблюдатель».



Учитель предлагает ученику внимательно посмотреть на определённый участок карты. Потом ученик поворачивается к карте спиной. Учитель называет начальную и конечную точку маршрута, а ученик по памяти перечисляет географические объекты, через которые проходит заданный маршрут:



  • объекты географической номенклатуры вдоль береговой линии Африки (при проверке домашнего задания): Гибралтарский пролив, Средиземное море, Суэцкий канал, Красное море, Баб-Эль-Мандебский пролив, Аденский залив, Индийский океан и т.д.



  • круиз по странам Балтийского моря: Россия, Эстония, Латвия, Литва, Россия(Калининградская обл.), Польша, Германия, Дания, Швеция, Финляндия.





«Штурман».



Этот приём является усложнённым вариантом приёма «Наблюдатель». К доске вызываются два ученика. Один становится у карты с указкой, а второй поворачивается к карте спиной. Ученик у карты направляет конец указки в любой географический объект и начинает движение указкой по карте, постоянно рассказывая о направлении движения и тех объектах, по которым проходит выбранный им маршрут. В любое время учитель может сказать «Стоп».Это означает, что ученик, стоящий спиной к доске, должен назвать тот географический объект, на который в данный момент показывает указка. Если он ответил правильно, то ученики меняются местами, а если нет, то игра продолжается:



  • граница между Европой и Азией проходит по Уральским горам, реке Урал, северному побережью Каспийского моря, Кума-Манычской впадине и т. д.



  • с Россией на западе граничат страны: Норвегия, Финляндия и т.д. …на юге граница проходит с …



  • Россию омывают моря Северного Ледовитого океана: Белое, Баренцево, Карское и т.д. … моря Тихого океана: Берингово и т.д.



  • в Северный Ледовитый океан впадают реки: Онега, Мезень, Печора, Обь и т.д.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!