Просмотр содержимого документа
«Приёмы смыслового чтения на уроках математики»
Методы и приёмы смыслового чтения на уроках математики
Неподоба Наталья Анатольевна
учитель математики МАОУ «СОШ имени Декабристов», г.Ялуторовск
(авторская разработка)
Приём «Верю – не верю…». Математика 5 класс.
Для мотивации учащихся к изучению новой темы можно использовать прием «Верю – не верю…». Учащиеся заполняют таблицу, затем читают предложенный текст, сравнивают свои предположения с фактами. По прочитанному можно опросить ребят на предмет того, у кого мнения совпали, что не совпало. Также можно задать вопросы по тексту, причем не только простые. Прием позволяет обращение к изучаемому материалу на разных этапах урока: на этапе вызова, на этапе осмысления, а также во время рефлексии.
Натуральные числа
| Верите ли вы, что…. | Верю + Не верю - |
1 | Для счета предметов применяют натуральные числа | |
2 | Для счета предметов используют девять цифр | |
3 | Значение цифры не зависит от её места в записи числа | |
4 | Нуль относится к натуральным числам | |
5 | Если запись натурального числа состоит из одной цифры, то его называют одиноким | |
6 | Если запись числа состоит из двух цифр, то число называют парным | |
7 | Многозначные числа – это трехзначные, четырехзначные, пятизначные и т.д. | |
8 | Многозначные числа разбивают справа на группы по три цифры, и называют группы классами | |
9 | В числе один миллион девять нулей | |
Плоскость. Прямая. Луч
| Верите ли вы, что…. | Верю + Не верю - |
1 | У плоскости нет края | |
2 | Прямая не имеет концов | |
3 | Через любые две точки можно провести только одну прямую | |
4 | Часть прямой, ограниченная точкой с одной стороны, называется лучом | |
5 | Через одну точку можно провести сколько угодно прямых | |
6 | Существуют дополнительные лучи | |
7 | Прямую нельзя измерить | |
Окружность.
Вопрос | “+” верю, “-” не верю |
1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность? | |
2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова? | |
3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке? | |
4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”? | |
5. Верите ли вы, что при заданном периметре именно окружность ограничивает наибольшую площадь? | |
6. Верите ли вы, что в русском языке слово “круглый” означает высшую степень чего-либо? | |
7. Верите ли вы, что выражение “ходить по кругу” когда-то означало “прогресс”? | |
8. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает “струна”? | |
Верите ли вы, что: верю + не верю - |
1 | Угол – это геометрическая фигура | |
2 | У угла три стороны | |
3 | У угла есть вершина | |
4 | Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки | |
5 | Тупой угол – это угол, нарисованный тупым карандашом | |
6 | Бывают углы остроумные и тупые | |
7 | Бывают углы развёрнутые и свёрнутые | |
8 | Бывают углы развёрнутые и прямые | |
9 | Равные углы это такие, у которых равные стороны | |
Угол. Прямой и развёрнутый угол.
Измерение углов
| Верите ли вы, что…. | Верю + Не верю - |
1 | Углы измеряют транспарантом | |
2 | Единица измерения угла – градус | |
3 | 1 градус равен доле развёрнутого угла | |
4 | Можно измерять углы и термометром, так как температура тоже измеряется в градусах | |
5 | Градусная мера тупого угла больше 90, но меньше 180 | |
6 | Прямой угол равен 90 | |
7 | Градусы обозначают: гр | |
Таблицы «Ключевые слова»
Многие учителя сталкиваются с тем, что у большинства учащихся нет желания слушать, на что влияет много факторов: самочувствие, время года, предыдущий урок (например, физическая культура) и др. В этом случае очень эффективным считаю прием «Ключевые слова». Кроме того, самыми прочными знаниями являются те, которые получены самостоятельно. Организую парную работу учащихся. Предлагаю ребятам прочитать определенный параграф учебника или дополнительный материал, выписать ключевые слова из текста в таблицу, составить к каждому ключевому слову вопрос. Затем, по истечении указанного времени, предлагаю учащимся задать вопросы друг другу. Также несколько вопросов задаю сама, но уже классу. В конце урока, при подведении итога, можно вернуться к данной таблице и вспомнить, что изучалось на уроке, некоторые понятия. Информация, которая повторяется на уроке неоднократно, но в разных приемах, запоминается лучше.