СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы сжатия текста и оформления аннотации в рамках формирования читательской грамотности школьников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье предлагаются современные приёмы сжатия текстового учебного материала и оформления аннотации как эффективные средства формирования читательской грамотности обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы сжатия текста и оформления аннотации в рамках формирования читательской грамотности школьников»

Стратегия сжатия текста



Стратегия «G – S – R» (Gist – Summary – Retelling», автор ‒ Н.Н. Сметанникова) ‒ это стратегия сжатия текста в трех форматах: аннотации, сжатого и развёрнутого пересказа. Работа над текстом организуется фронтально, в парах, индивидуально.



1.Прочитываем текст и разделяем его на смысловые отрывки. Конец каждого маркируем. Как правило, смысловой отрывок совпадает с абзацем. Начинать надо с небольшого текста на 3‒4 абзаца, которые уже выделены. Возможно, это будет не весь параграф, а его фрагмент или текст, который подобран учителем.


2. Выделяем в тексте незнакомые слова или термины, определяем их лексическое значение (если необходимо). Это можно сделать, обратившись к любому доступному ресурсу: словарю, справочнику, Интернету. Учеников надо учить пользоваться мобильным телефоном как инструментом, т.е. показать им, как искать нужные сайты, на которых можно брать информацию о лексическом значении слова, и как определять, можно ли этому сайту доверять.


3. В тетради или на листочке каждый ученик обязательно рисует таблицу. Количество строк в таблице равно количеству смысловых отрывков.





4. Читаем текст по абзацам (на каждый абзац заполняется одна строка таблицы) и последовательно заполняем таблицу по горизонтали. К следующему абзацу приступаем только после того, как строка таблицы заполнена целиком.


5. Заполняем строку следующим образом: первые две колонки − после обсуждения в парах и принятия согласованного решения, последнюю – индивидуально. Каждый школьник в эту колонку может записать то, что он труднее всего запоминает (даты, имена и т.д.) и детали, которые привлекли его внимание. Записи в последней колонке делаем в свободной форме.


6. На первых порах после заполнения каждой строчки делаем остановку и обсуждаем заполнение первых двух граф. Помним, что в формулировках вопросов, перечне ключевых слов могут быть несовпадения. Последняя строка таблицы заполняется после чтения: текст в каждой графе создается с обязательным использованием тех слов, которые записаны в других графах этой колонки.


7. Ученикам надо дать необходимые комментарии:

Обобщённый вопрос – это вопрос ко всему абзацу. К каждому смысловому отрывку можно поставить не более 1−2 вопросов.

Ключевые слова – это слова из текста, необходимые для ответа на поставленный вопрос. В качестве ключевых слов можно в этой стратегии использовать существительные и существительные + прилагательные

(или + причастия).

Заполнение таблицы по ходу чтения обязательно.


8. После завершения работы в парах проверяем себя: если, используя все слова из первой и второй колонок, можно составить краткий пересказ, то работа выполнена правильно. Если нет, то исключаем лишние слова и/или добавляем пропущенные.
















Алгоритм создания аннотации


Аннотация – обобщенный ответ на вопрос, о чем идет речь в тексте. Составляется на основе суммирования всех вопросов по следующему алгоритму:

  1. В первой колонке подчёркиваем существительные и глаголы.

  2. Записываем ответ, обязательно используя подчёркнутые слова, и затем редактируем написанное, заменяя повторы. Запись можно начать с клише: в тексте излагается мнение о…, в статье анализируется…

  3. Чтобы было легче создать реферат, по возможности лучше сначала определить фрейм абзаца: вопрос и ответ, проблема и её решение и т.д.

  4. Ответить на вопрос (из первой колонки), используя все ключевые слова (из второй колонки).

  5. Записать полученный текст и проверить себя: если слова выписаны правильно, сделать реферат легко − лишних слов не остается.

  6. Записывается только аннотация и краткий пересказ. Подробный пересказ делается устно на основе краткого пересказа с добавлением деталей.







Пример создания аннотации


Покажем образец заполнения таблицы (в ней заполнен только первый абзац, остальные мы предлагаем заполнить вам):


М. Адлер

Как читать книги

В истории образования люди всегда четко различали два источника знаний: учёбу и открытие. Учёба – это процесс, в ходе которого один человек обучает другого устно или письменно. Но знания можно приобрести и без учителя. Это возможно, иначе каждый учитель должен был бы иметь своего учителя. Но кто же тогда научился первым? Таким образом, должна существовать возможность открытия – узнавания нового в результате поиска, исследования или размышления, но без участия учителя в этом процессе.

Открытие имеет такое же отношение к учёбе, как узнавание нового без помощи учителя к узнаванию нового с его непосредственным участием. В обоих случаях деятельность по изучению берёт на себя тот, кто учит. Будет большой ошибкой предполагать, что открытие активно, а обучение пассивно. Ведь пассивное узнавание нового так же невозможно, как и абсолютно пассивное чтение.

Разница между двумя видами узнавания чего-то нового состоит в особенностях материала, над которым работает учащийся. При поддержке учителя он выполняет определённые действия с сообщаемой ему информацией. Он работает со словом, устным или письменным. Он учится путем чтения или слушания. Кстати, обратите внимание на тесную взаимосвязь процессов чтения и слушания. Если не брать в расчёт небольшие различия между этими двумя способами коммуникации, можно сказать, что чтение и слушание – это одно и то же искусство учиться. Но когда учащийся двигается вперед самостоятельно, он постигает новое скорее из самой природы, чем из слова – сказанного или написанного. Такое обучение представляет собой чистый акт открытия. Трактуя слово «чтение» в широком смысле, можно сказать, что открытие – это искусство чтения природы, а обучение (с учителем) – это искусство чтения книг или (если включать сюда и процесс слушания) искусство учиться благодаря словам.



















При освоении этой стратегии нужно помнить, что:

  1. Должны быть заполнены все ячейки таблицы, обязательно записаны аннотация и реферат, а пересказ можно делать устно.

  2. Начинать работу с учениками надо с предварительных упражнений с «ключевыми словами».

  3. Самостоятельно ученик может использовать стратегию только после продолжительной совместной работы.

  4. Стратегия непростая, поэтому для того, чтобы школьник ей умело пользовался при сжатии текста, необходимо постоянно к ней обращаться на всех предметах, где требуется пересказ и аннотирование текста.

  5. Стратегия может быть использована на уроках по любому предмету.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!