СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы теории развития критического мышления на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В монографии описаны приёмы теории развития критического мышления для развития навыка осмысленного чтения младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Приёмы теории развития критического мышления на уроках литературного чтения»


На этапе формирующего эксперимента была поставлена следующая цель: создать для учащихся педагогические условия, способствующие формированию навыков смыслового чтения, и разработать и реализовать методические приёмы по литературному чтению, предполагающие работу над смысловым чтением учащихся. Выстраивая работу по формированию осознанности чтения, мы прибегали к нетрадиционным приёмам понимания текста младшими школьниками, в частности к методам и приёмам теории развития критического мышления (ТРКМ). Мы остановились на тех приёмах, которые заинтересовали, и которые педагоги наиболее часто используют на своих уроках. Напомню, базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов или стадий: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имеющиеся знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причём работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.

Назовём некоторые приёмы стадии «вызова» - «Кластер», «Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения», «Фешбон», или рыбья кость. Приём «Фешбон», действительно, представляет собой скелет рыбы, где нижний прямоугольник - это проблема, которая ставится в начале урока, боковые кости - это факты и причины, которые аргументируют проблему, а голова - это вывод, который необходимо сделать по разрешению проблемы.

Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» - универсальный. Он используется на всех стадиях. Суть приёма заключается в том, что информация, касающаяся какого–либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Ученики легко используют этот приём. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот приём стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.

На стадии осмысления используются методы активного чтения: маркировка с использованием значка «V», «+», «‑», «?» (по мере чтения становятся на полях справки); введение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленный в первой части урока вопросы, стратегия РАФТ, стратегия ИДЕАЛ, стратегия ФИШБОУН, стратегии: «Мозаика проблем», «Уголки», стратегии постановки вопросов: «Ромашка Блума», «Тонкие» и «толстые» вопросы.

Стадия рефлексии включает заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на

поставленные вопросы, организацию устных и письменных круглых столов; оформление портфолио; «бортовых журналов», синквейн, диаманта, эссе, органайзер, стратегию «Шесть шляп».

Рассмотрим уроки чтения с применением ТРКМ. Тема урока литературного чтения рассказ Виктора Петровича Астафьева «Капалуха». Цель урока: с помощью приёмов технологии развития критического мышления, стимулирующих мыслительную деятельность учеников, учить внимательному чтению, учить понимать смысл рассказа, формулировать его основную мысль и охарактеризовать героев. Приёмы: групповой мозговой штурм, "Корзина идей", работа в группах (приём "Зигзаг 2"), приём "Шесть шляп", составление синквейна (домашняя работа).

Класс делится на 4 группы по 6 человек.

Стадия вызова.

Учитель предлагает учащимся внимательно рассмотреть иллюстрацию (иллюстрации) к рассказу В.Астафьева и, посовещавшись в группах, выдвинуть предположение о смысле названия рассказа. Кто или что такое «капалуха»? Предположения записываются на доске в "корзине идей". Затем учитель предлагает составить «Дерево предсказаний». На интерактивной доске - дерево, на стволе написана тема «Что произойдет в конце рассказа?». Даётся 5 минут на обсуждение в группах, затем предположение каждой группы записывается на ветвях дерева, на листьях - аргументы в пользу того или иного мнения.

Стадия осмысления.

Текст изучается всеми учениками. На группы они были разделены по количеству вопросов к тексту, сколько вопросов - столько человек в группе.) Каждая из 4 групп получает по 6 разноцветных карточек с вопросами к тексту. Вопросы:

Карточка 1. Какую птицу охотники называют капалухой? Подумай, откуда могло появиться такое название.

Карточка 2. Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята? Какие чувства вызвала у них эта находка?

Карточка 3. Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? Как ты думаешь, помогают ли представить ситуацию выражения "озираться по сторонам", "сердце мое забилось от испуга"?

Карточка 4. Прочитай беседу рассказчика с мальчиком, сравни их реплики. Кто из них думает о птицах и окружающей нас природе как о живой, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?

Карточка 5. Найди эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам?

Карточка 6. Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? Изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет?

Вопросы записаны на карточке определенного цвета. Ученики берут по одной карточке, изучают текст рассказа в рабочей ("родной") группе, ищут ответы на свои вопросы. Затем собираются по цветовым карточкам в экспертные группы, детально обсуждают свой вопрос, составляют подробный ответ, обмениваются мнениями, приходят к общим выводам.

Стадия рефлексии.

Вернувшись в свою рабочую группу эксперты знакомят своих товарищей с ответами на вопросы. Таким образом, все ребята из группы готовятся ответить на любой вопрос по тексту. Группы по очереди отвечают на вопросы, дополняя друг друга.

Усиление рефлексии. Учитель предлагает ребятам вернуться к нашей корзине идей и дереву предсказаний и посмотреть, какие предположения были верны и сбылись, а какие нет.

Итог. Подводя итог урока, учитель раздает каждой группе одну из 6-ти цветных шляп.

Учитель: "Ребята, посовещайтесь в группах и скажите то, что велит вам ваша шляпа.

Чёрная - найдёт, что плохого в поступках героев. Белая - учит, чему следует поучиться у героев.

Красная - скажет, что мы чувствуем к герою, к поступкам, к природе.

Зелёная - даст советы герою, читателю.

Жёлтая - что хорошего возьмем из произведения для себя.

Синяя - заглянет в будущее, расскажет продолжение."

Ребята, посовещавшись, обдумывают свой ответ, выбирают отвечающего, и он, надев шляпу, озвучивает этот ответ группы.

В качестве домашнего задания ребятам предлагается составить синквейн на тему прочитанного рассказа.

Рассмотрим урок литературного чтения с использованием ТРКМ, посвящённый изучению рассказа Льва Николаевича Толстого «Прыжок».






Название этапа

Основные методы и приёмы

Формы организации работы учащихся

Первый этап – вызов

  • дерево предсказаний;

  • верные и неверные утверждения;

  • синквейн

  • обращение к личному опыту учащихся.



Работа ведётся индивидуально, в парах, в группах.

Второй этап – осмысление



  • чтение с остановками;

  • поиск ответов на поставленные в первой части вопросы;

  • проверка первоначальных предположений

  • заполнение кластеров,

  • исследования по отдельным вопросам темы

  • вопросы тонкие и толстые

Работа ведётся индивидуально, в парах.



Третий этап – рефлексия

  • возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

  • ответы на поставленные вопросы;


Работа ведётся индивидуально, в группах.



Стадия вызова.

Учитель предлагает синквейн без первой строчки:

- На доске вы видите синквейн. Работая в парах, подумайте и определите 1 слово.

1) . . . . . . . . . . . . . . . .

2) правдивый, имеющий место в жизни;

3) было, произошло, свершилось;

4) рассказ о свершившихся событиях;

5) достоверность

- Определите первое слово синквейна.
- Посмотрите значение слова быль по толковому словарю.
- Сегодня мы поговорим о том, что бывает в действительности, сравним её со сказкой.
- Как заканчиваются сказки?
(Всегда хорошо, со счастливым концом)

-А в действительности, все ли истории заканчиваются хорошо?

-А можно ли сделать так, чтобы в действительности было как можно меньше несчастий?
-Какова же тогда цель урока на ваш взгляд?

-Сегодня мы познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого «Прыжок» и ответим на вопрос, правдивая это история, или сказка? Прежде, чем приступим к чтению, давайте составим «Дерево предсказаний». Работаем по группам (делим класс на три группы).

1 группа

1) Что может произойти в рассказе с таким названием?

2)Как будут развиваться события ?

3)Чем может закончится рассказ?




2 группа




3 группа





(Записи делаются на стрелках)

Работа по группам.

1 группа: Речь пойдёт о каком-то прыжке. (Опора на название)

2 группа: Мальчик будет прыгать в воду. (Опора на иллюстрацию)

3 группа: История может закончиться несчастным случаем или счастливо.

- Мы проверим ваши предсказания после чтения рассказа.

Стадия осмысления.

- Прежде чем приступим к чтению, поработаем с толковыми словарями Найдём значение слов: палуба, мачта, расходилась, каюта, аршин.

- Сейчас мы будем читать текст.

Чтение с остановками.

Вопросы после чтения (открываются на интерактивной доске)

- Где происходило действие?

- Кто ещё был среди людей?

- Как она себя вела?

- Читаем текст дальше до слов «Но как увидали…»

Вопросы после чтения (открываются на интерактивной доске)

- Почему мальчик полез вслед за обезьяной?

- Думал ли мальчик об опасности?

Вопрос перед чтением:

- Как вы думаете, что может произойти дальше?

Чтение до слов «Когда капитан…»

Чтение вопросов после текста по учебнику.

-Надо ли было целиться в мальчика?

-Видно ли по поведению этого человека, что это капитан, а не матрос, и не пассажир.

Чтение текста до конца рассказа.

Вопросы после чтения (открываются на интерактивной доске)

- Почему капитан убежал к себе в каюту?


Ф и з м и н у т к а

- А теперь поработаем с « толстыми и тонкими вопросами» по содержанию рассказа.

- Работаем по карточкам в парах.


Тонкие?

Толстые?

1) Кто действующие лица рассказа?

2) Как вели себя матросы, когда мальчик полез на мачту?

3) Что кажется тебе более важным для спасения мальчика: то, что человек, который спас мальчика, его отец, или то, что он капитан?

4) Каким капитан воспитал своего сына?

1) Объясните: почему матросы не могли так поступать?

2) Почему вы так думаете?

3) В чем различие в поведении матросов и капитана?

4)Почему вы так считаете?


Работа в парах.

Предполагаемые ответы детей на тонкие вопросы:

  1. мальчик, обезьяна, капитан, пассажиры, матросы;

  2. весело, безответственно, смеялись, шутили;

  3. этот человек - капитан;

  4. ловким, обидчивым, задорным, решительным.

Предполагаемые ответы на толстые вопросы:

1) матросы, которые в отличие от пассажиров, являются более знающими, опытными и бывалыми людьми, не остановили мальчика вовремя, не просчитали грозящей ему опасности, а забавлялись ситуацией наравне с пассажирами;

2) человек, спасший мальчика должен быть быстро думающий и быстро принимающий решения, умеющий отдавать приказы, с жесткостью в голосе;

3) капитан – ответственный, матросы – безответственные;

4) потому, что мальчик смело полез на мачту, ловко это делал, смело прыгнул в воду, быстро принял решение.

- А сейчас вы дадите характеристику нашим героям самостоятельно, заполнив «кластеры». Работаем по группам на карточках (формат А4).







Работа по группам


решительный

ловкий


1группа

ловкий


задорный

весёлый


мальчик




обидчивый

испуганный

смелый




уверенный



авторитетный


2 группа


смелый

капитан


решительный




быстрый

Умеющий командовать






знающие



3 группа

матросы

опытные

весёлые





безответственные








Стадия рефлексии.

1) Чтение 1 вопроса по учебнику.

- Как ты думаешь, это сказка или правдивая история? (Если бы её нам рассказывал кот учёный, он шёл бы направо или налево?)

- Вернёмся к «Дереву предсказаний». Сопоставим ответы с вашим мнением сейчас. Какие из них сбылись, какие надо изменить.

Работа в группах.

1 группа - ответ совпал

2 группа – ответ совпал

З группа – уточняем – история закончилась благополучно

(дети на доске исправляют ответ)

2) Обобщение: Вопросы читают по учебнику с.165

- Кто же виноват, что, чуть было, не случилось несчастье ?

- Скажите, чему учит рассказ?

- Почему рассказ называется «Прыжок»?

3) Оцените свою работу на уроке. Зажгите нужный свет светофора: (У каждого на столах лежат круги 3 цветов: красный, зелёный, жёлтый)




отвечать есть ответ

более небольшие хороший

точно ошибки






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!