СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки литературного чтения в современной начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я работаю в школе 24 года. В своей работе постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися. Цель моей работы: создать условия для осуществления учебной деятельности каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям, опыту, интересам. Задачи: - организовать учебный процесс так, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно; - создать условия для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса; - стимулировать учащихся к самостоятельному приобретению знаний; - помочь преодолеть отставание и ликвидировать пробелы в знаниях; - повысить самооценку личности школьника; - создать условия для развития творческих способностей. На современном этапе в системе образования происходят большие изменения. Пришло время образование выстраивать в виде открытой системы. Поэтому назрела необходимость создать другое сознание – творческое, способное решать новые задачи. А что такое творчество? Это процесс реализации собственных представлений. Как же развить творческое мышление? Что может организовать детей? Моё убеждение в том, что детей может организовать только совместная деятельность. Как правильно построить современный урок? Чтобы ответить на этот вопрос, я побывала на уроках своих коллег, которые уже работают по новым технологиям, изучила литературу по этой проблеме, участвовала в семинарах, в РМО. Я пришла к выводу: чтобы вести урок по новым технологиям надо научить ребенка в первую очередь сотрудничать. А что такое сотрудничество? Во-первых, необходимо на уроке дать ребенку высказаться. Те, кто высказался, подали руку к сотрудничеству. Я могу с ними сотрудничать, т. е. предложить посмотреть на эту проблему с разных сторон. Но если ребенок не задает вопросов, помочь ему невозможно. Ребенок должен понимать, о чем спрашивает учитель. По исследованиям Дубровиной, у 78% детей наблюдается тревожность, т.к. они не понимают прочитанный текст и не понимают, что спрашивает учитель. Пока ребёнок не проговорит, он не понимает ничего. Поэтому у детей в структуре урока должна быть возможность говорить, а это и есть творчество. Надо предложить им: нарисуйте, посоветуйтесь, проверьте, помоги, найди ошибки и т. д. Когда дети будут друг другу доказывать, тогда поймут, о чем идёт речь. Во-вторых, ребенок развивается только тогда, когда он работает с предметами, так как первоначальное мышление у ребенка является предметным, потом появляется картинка-образ, а впоследствии уже развивается логическое мышление. Человек устроен так, что мы помним то, что было в практике. Если этого не было, то через 1-2 недели все забудется. На уроке должны звучать вопросы и предложения: Как ты понял? Нарисуй, сделай модель, сравни с первоисточником. Сделайте вместе, опишите вместе и т. д. Мне, как учителю, необходимо так выстроить педагогический процесс, чтобы любая тема была дана во всех видах деятельности: учащийся выстраивал модели от предметных до образных, обсуждал их с другими участниками учебного процесса и переводил в знаковую форму. И так, от эмпирического восприятия предмета к символическому и знаковому обозначению. На уроках учащиеся часто рисуют. Рисунок – это средство мышления, реализация представлений учащихся. Рисунок – это речь, вынесенная извне. Можно оформить выставку рисунков. Всем интересно, что думают другие. Можно обсудить рисунки, в ходе обсуждения - доказать свою точку зрения. А это и есть сотрудничество. Таким образом, рисунки помогают лучше усваивать текст и обобщать услышанный материал (ведь каждый нарисовал что-то свое, а вместе – получилась общая картина). На уроках я использую различные виды работы над текстом: - чтение и рисование рисунка к прочитанному; - чтение произведения и соотнесение рисунков к событиям в произведении; - нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на поставленный вопрос; - составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту); - делением текста на части; - составление словесного плана или плана в виде рисунка; - нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни); - чтение с выписыванием слов на заданную тему; - выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность. В начале урока я всегда обращаюсь к личному опыту ребенка. Например, на доске записано предложение: «Какие поступки надо совершить, чтобы прослыть самым смелым?». Для ответа на вопрос используется прием «корзина идей». Предполагаемые ответы учащихся записываются на доске. Обсуждая полученные ответы, учащиеся приходят к выводу: «Не надо бояться совершать поступки, которые помогают другим». Мнений может быть множество, все должны быть записаны, но учителю необходимо подвести детей к выводу, которые прописаны в образовательных стандартах (иначе так и будет – есть два мнения МОЁ и неправильное). Для этого четко прописать задачи урока и продумать вопросы, на которых необходимо сконцентрировать внимание детей. Используемые приемы: обращение к личному опыту, корзина идей, чтение с остановками, эссе. На уроках основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, прочитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. На каждом уроке литературного чтения отвожу пять минут для развития творческих способностей, которые так и называются “творческие минутки”. Детям предлагаются следующие задания творческого характера: - продолжи рассказ, начатый товарищем; - составь рассказ-цепочку (каждый ученик придумывает по одному предложению на заданную тему, чтобы получился связный рассказ. Часто провожу уроки в технологии критического мышления по схеме: «вызов – осмысление содержания – рефлексия». Использую приёмы этой технологии (верные и неверные утверждения, рассказ-предположение по ключевым словам), составляем кластеры, синквейны. Это большая и сложная работа, но она актуальна и оправдывает себя. Я осознаю, насколько ответственна моя работа, но ещё она не перестает быть для меня интересной. Использованные источники: 1. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004. 2. Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник под ред. И.М. Осмоловской. – М.: ИТиИП РАО, 2004.

Просмотр содержимого документа
«Уроки литературного чтения в современной начальной школе»

Методическая тема: «Уроки литературного чтения в современной начальной школе».

Я работаю в школе 24 года. В своей работе постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися.

Цель моей работы: создать условия для осуществления учебной деятельности каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям, опыту, интересам.

Задачи:

- организовать учебный процесс так, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно;

- создать условия для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса;

- стимулировать учащихся к самостоятельному приобретению знаний;

- помочь преодолеть отставание и ликвидировать пробелы в знаниях;

- повысить самооценку личности школьника;

- создать условия для развития творческих способностей.

На современном этапе в системе образования происходят большие изменения. Пришло время образование выстраивать в виде открытой системы. Поэтому назрела необходимость создать другое сознание – творческое, способное решать новые задачи. А что такое творчество? Это процесс реализации собственных представлений. Как же развить творческое мышление? Что может организовать детей? Моё убеждение в том, что детей может организовать только совместная деятельность.

Как правильно построить современный урок? Чтобы ответить на этот вопрос, я побывала на уроках своих коллег, которые уже работают по новым технологиям, изучила литературу по этой проблеме, участвовала в семинарах, в РМО. Я пришла к выводу: чтобы вести урок по новым технологиям надо научить ребенка в первую очередь сотрудничать.

А что такое сотрудничество? Во-первых, необходимо на уроке дать ребенку высказаться. Те, кто высказался, подали руку к сотрудничеству. Я могу с ними сотрудничать, т. е. предложить посмотреть на эту проблему с разных сторон. Но если ребенок не задает вопросов, помочь ему невозможно. Ребенок должен понимать, о чем спрашивает учитель. По исследованиям Дубровиной, у 78% детей наблюдается тревожность, т.к. они не понимают прочитанный текст и не понимают, что спрашивает учитель. Пока ребёнок не проговорит, он не понимает ничего. Поэтому у детей в структуре урока должна быть возможность говорить, а это и есть творчество. Надо предложить им: нарисуйте, посоветуйтесь, проверьте, помоги, найди ошибки и т. д. Когда дети будут друг другу доказывать, тогда поймут, о чем идёт речь.

Во-вторых, ребенок развивается только тогда, когда он работает с предметами, так как первоначальное мышление у ребенка является предметным, потом появляется картинка-образ, а впоследствии уже развивается логическое мышление. Человек устроен так, что мы помним то, что было в практике. Если этого не было, то через 1-2 недели все забудется. На уроке должны звучать вопросы и предложения: Как ты понял? Нарисуй, сделай модель, сравни с первоисточником. Сделайте вместе, опишите вместе и т. д. Мне, как учителю, необходимо так выстроить педагогический процесс, чтобы любая тема была дана во всех видах деятельности: учащийся выстраивал модели от предметных до образных, обсуждал их с другими участниками учебного процесса и переводил в знаковую форму. И так, от эмпирического восприятия предмета к символическому и знаковому обозначению.

На уроках учащиеся часто рисуют. Рисунок – это средство мышления, реализация представлений учащихся. Рисунок – это речь, вынесенная извне. Можно оформить выставку рисунков. Всем интересно, что думают другие. Можно обсудить рисунки, в ходе обсуждения - доказать свою точку зрения. А это и есть сотрудничество. Таким образом, рисунки помогают лучше усваивать текст и обобщать услышанный материал (ведь каждый нарисовал что-то свое, а вместе – получилась общая картина).

На уроках я использую различные виды работы над текстом:

- чтение и рисование рисунка к прочитанному;

- чтение произведения и соотнесение рисунков к событиям в произведении;

- нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на поставленный вопрос;

- составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту);

- делением текста на части;

- составление словесного плана или плана в виде рисунка;

- нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни);

- чтение с выписыванием слов на заданную тему;

- выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность.

В начале урока я всегда обращаюсь к личному опыту ребенка. Например, на доске записано предложение: «Какие поступки надо совершить, чтобы прослыть самым смелым?». Для ответа на вопрос используется прием «корзина идей». Предполагаемые ответы учащихся записываются на доске. Обсуждая полученные ответы, учащиеся приходят к выводу: «Не надо бояться совершать поступки, которые помогают другим». Мнений может быть множество, все должны быть записаны, но учителю необходимо подвести детей к выводу, которые прописаны в образовательных стандартах (иначе так и будет – есть два мнения МОЁ и неправильное). Для этого четко прописать задачи урока и продумать вопросы, на которых необходимо сконцентрировать внимание детей. Используемые приемы: обращение к личному опыту, корзина идей, чтение с остановками, эссе.

На уроках основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, прочитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. На каждом уроке литературного чтения отвожу пять минут для развития творческих способностей, которые так и называются “творческие минутки”. Детям предлагаются следующие задания творческого характера:

- продолжи рассказ, начатый товарищем;

- составь рассказ-цепочку (каждый ученик придумывает по одному предложению на заданную тему, чтобы получился связный рассказ.

Часто провожу уроки в технологии критического мышления   по схеме: «вызов – осмысление содержания – рефлексия». Использую приёмы этой технологии (верные и неверные утверждения, рассказ-предположение по ключевым словам), составляем кластеры, синквейны.

Это большая и сложная работа, но она актуальна и оправдывает себя. Я осознаю, насколько ответственна моя работа, но ещё она не перестает быть для меня интересной.

Использованные источники:

  1. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004.

  2. Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник под ред. И.М. Осмоловской. – М.: ИТиИП РАО, 2004.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!