СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приказы МП РФ, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приказ Министерства просвещение Российской Федерации от 1 февраля 2024 г. № 62 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования"

Просмотр содержимого документа
«Приказы МП РФ, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования»

13


Проект


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О патриотическом воспитании граждан

Российской Федерации


  1. Настоящий Федеральный Закон устанавливает правые и

организационные основы формирования и развития целостной государственной системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

  1. Настоящий Федеральный Закон определяет цели, принципы,

основные направления и механизмы организации патриотического воспитания граждан.

Глава 1. 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе и их определения.

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и определения:

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Военно-патриотическое воспитание - это составная часть патриотического воспитания, направленное на формирование у граждан готовности к военной службе как особому виду государственной службы.

Система патриотического воспитания – это совокупность субъектов патриотического воспитания, нормативно-правовая и духовно-нравственная база воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.

Государственная поддержка патриотического воспитания – это совокупность выработанных и осуществляемых органами государственной власти мер образовательного, информационного, экономического, организационного, правового и иного характера, направленных на создание благоприятных условий для патриотической работы.


Статья 2. Законодательство о патриотическом воспитании граждан.

Правовой основой патриотического воспитания в настоящее время являются Конституция Российской Федерации, Федеральные законы: «Об образовании», «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы и памятных датах России», «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «О системе государственной службы Российской Федерации», «О культуре», настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, принимаемые в соответствии с ними.

Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то принимаются правила международного договора при их соответствии национальным интересам Российской Федерации.


Статья 3. Цели и задачи патриотического воспитания.

Целью патриотического воспитания является формирование патриотических чувств и сознания российских граждан, развитие у них высокой социальной активности, гражданской ответственности, готовности и способности проявить себя в защите Отечества и укреплении государства, обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

утверждение в сознании и чувствах граждан социально-значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение статуса и престижа государственной и военной службы;

создание возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально значимых проблем в важнейших сферах жизни и деятельности государства и общества;

воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга;

привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства – Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой символики и исторических святынь Отечества;

привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защите как высшего духовного долга;

создание условий для усиления патриотической направленности СМИ при освещении событий и явлений общественной жизни;

формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.


Глава 2. 

ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Статья 4. Принципы патриотического воспитания.

Государственная политика в области патриотического воспитания основывается на принципах:

системного организационного подхода, который предполагает скоординированную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан;

адресного и индивидуального подхода в формировании патриотизма, предполагающего использование многообразие форм, средств и методов работы с различными категориями граждан и учетом их специфики;

активности и сознательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

универсальности и взаимозависимости основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к их реализации;

учета региональных, национальных, этнокультурных и других условий в формировании патриотических идей и ценностей, определяющих содержание и особенности российского патриотизма;

открытость и независимость оценки результатов реализации мер, направленных на патриотическое воспитание граждан Российской Федерации.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.


Статья 5. Субъекты патриотического воспитания.

Цель и задачи патриотического воспитания выполняются субъектами воспитательной деятельности.

В качестве субъектов патриотического воспитания выступают:

федеральные органы государственной власти;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

органы местного самоуправления;

трудовые и воинские коллективы;

образовательные учреждения всех уровней;

учреждения культуры;

общественные объединения, включая ДОСААФ России и некоммерческие организации;

религиозные организации различных конфессий;

средства массовой информации;

семья;

граждане Российской Федерации.

Субъекты патриотического воспитания специфическими возможностями и средствами решают задачи патриотического воспитания определенных групп населения и граждан страны в целом.


Статья 6. Система патриотического воспитания.

Для осуществления единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан России создается соответствующая этому направлению деятельности государственная система патриотического воспитания граждан, способная консолидировать и координировать всю многоплановую работу в данной сфере.

Система патриотического воспитания включает в себя соответствующие государственные учреждения, общественные объединения, нормативно-правовую базу воспитательной, образовательной и культурно-массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации, выполняемых на постоянной основе соответствующими органами государственной власти при активном участии средств массовой информации, представителей общественных объединений, научных и творческих союзов, ветеранских организаций, религиозных конфессий страны.

Система патриотического воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у граждан активной позиции, способствовать всемерному включению их в решение социально значимых задач, создавать условия для развития у них государственно ориентированного сознания, самореализации в соответствии с национальными интересами России. Она должна подготовить молодежь и побудить представителей других поколений к такому характеру активной деятельности, в которой знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского и патриотического долга, становятся сопричастными с судьбой Родины, а личные интересы – с общественными.

Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, является государство.


Статья 7. Программы патриотического воспитания граждан.

В целях обеспечения правовых, социально-экономических и организационных, других условий и гарантий государственной политики в области патриотического воспитания граждан, ее комплексности и согласованности с иными направлениями государственной политики разрабатываются государственная, ведомственные и региональные программы патриотического воспитания.

Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации.

Ведомственные программы патриотического воспитания граждан разрабатывают федеральные органы исполнительной власти и организуют их исполнение.

Региональные программы патриотического воспитания с включением в них конкретных направлений деятельности по выполнению мероприятий государственной программы разрабатывают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации и организуют их исполнение.

Разработка и утверждение государственной, ведомственной и региональных программ патриотического воспитания осуществляются с учетом мнения общественных объединений.


Глава 3.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН


Статья 8. Осуществление государственного регулирования и управления в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию граждан.

Государственное регулирование и управление в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию граждан осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, иные государственные органы в соответствии с их компетенцией.

Государственное регулирование и управление в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию включает:

анализ, оценку, прогнозирование и моделирование состояния функционирования системы патриотического воспитания в стране с учетом тенденций общественного развития;

определение и постановку текущих и перспективных задач воспитательной деятельности;

научно-обоснованное планирование патриотического воспитания; подбор, обучение, расстановку кадров;

мониторинг состояния и действенности воспитательной работы и систематическое информирование органов власти о ходе реализации задач патриотического воспитания;

своевременную корректировку системы воспитательных воздействий;

обеспечение государственной поддержки субъектов патриотического воспитания необходимыми ресурсами, средствами, а также прогрессивными методами и технологиями воспитательной работы со всеми категориями граждан.

Государство осуществляет регулирование и управление в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию граждан, широко используя общественные институты.



Статья 9. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию граждан.

Президент Российской Федерации в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию граждан:

определяет единую государственную политику по патриотическому воспитанию граждан;

определяет государственный орган, ответственный за осуществление государственной политики по патриотическому воспитанию граждан;

утверждает государственную Концепцию по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.


Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию граждан.

Правительство Российской Федерации в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию:

проводит государственную политику по патриотическому воспитанию граждан;

осуществляет регулирование и управление в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию;

координирует деятельность государственных органов и иных организаций по вопросам реализации государственной политики по патриотическому воспитанию;

разрабатывает государственную программу патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

определяет порядок предоставления субсидий для финансирования проектов и программ общественных объединений, некоммерческих организаций в сфере патриотического воспитания;

определяет порядок и осуществляет ведение государственного реестра общественных объединений, участвующих в реализации государственной политики по патриотическому воспитанию граждан и пользующиеся государственной поддержкой;

осуществляет информационное и научно-методическое обеспечение деятельности по реализации государственной политики по патриотическому воспитанию;

осуществляет государственный контроль в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию;

определяет уполномоченный федеральный орган, ответственный за осуществление государственной политики по патриотическому воспитанию, который реализует свои полномочия через структурные подразделения, создаваемые в федеральных органах власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;

утверждает положение о федеральном центре, осуществляющем организационное сопровождение государственной программы;

определяет порядок материально-технического обеспечения мероприятий по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.


Статья 11. Полномочия федеральных органов власти в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию граждан.

К полномочиям федеральных органов власти в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию граждан относятся:

участие в реализации государственной политики по патриотическому воспитанию граждан;

разработка ведомственных программ патриотического воспитания граждан и их реализация;

в пределах своей компетенции разработка и принятие ведомственных нормативных актов, регулирующих вопросы патриотического воспитания;

определение порядка формирования реестра общественных объединений, участвующих в реализации ведомственных программ патриотического воспитания и пользующихся государственной поддержкой;

создание структурных подразделений, к ведению которых относятся вопросы патриотического воспитания;

создание Советов по патриотическому воспитанию, которые осуществляют разработку основных направлений работы по патриотическому воспитанию и координацию деятельности структурных подразделений федерального органа;

подбор, обучение и расстановка кадров-специалистов патриотического воспитания;

осуществление всестороннего обеспечения деятельности федерального органа в реализации государственной политики по патриотическому воспитанию граждан;

осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.


Статья 12. Полномочия органов власти субъектов Российской Федерации в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию.

К полномочиям органов власти субъектов Российской Федерации в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию относится:

участие в реализации государственной политики по патриотическому воспитанию граждан на территории субъекта Российской Федерации;

определение основных направлений патриотического воспитания граждан на территории субъекта Российской Федерации;

принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам патриотического воспитания граждан;

разработка, утверждение и реализация региональных программ патриотического воспитания граждан;

образование региональных межведомственных координационных советов по патриотическому воспитанию граждан, которые осуществляют координацию деятельности органов исполнительной власти, общественных объединений и религиозных организаций по выполнению мероприятий государственной и региональной программ патриотического воспитания граждан на территории субъекта Российской Федерации;

создание и утверждение положения центров патриотического воспитания – рабочих органов региональных межведомственных координационных советов;

совместно с органами местного самоуправления проведение мероприятий по привлечению общественных и религиозных объединений к решению задач патриотического воспитания граждан на территории субъекта Российской Федерации;

осуществление всестороннего обеспечения деятельности органов власти субъекта Российской Федерации в реализации государственной политики по патриотическому воспитанию;

осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.


Статья 13. Полномочия органов местного самоуправления в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию граждан.

Органы местного самоуправления в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию граждан в пределах своей компетенции:

проводят государственную политику по патриотическому воспитанию граждан;

разрабатывают и реализуют региональную программу патриотического воспитания граждан;

проводят мероприятия по привлечению общественных и религиозных объединений и организаций к решению задач патриотического воспитания граждан;

осуществляют всестороннее обеспечение деятельности органов местного управления и общественных организаций в реализации государственной политики по патриотическому воспитанию;

определяют уполномоченную структуру в органе муниципального образования в сфере патриотического воспитания;

организуют патриотическую работу с гражданами по месту жительства (месту пребывания);

осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.


Глава 4.

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПАТРОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН


Достижение требуемого уровня эффективности функционирования

системы патриотического воспитания достигается совокупностью определенных условий своевременным и разносторонним обеспечением.


Статья 14. Нормативно-правовое обеспечение патриотического воспитания.

Нормативно-правовое обеспечение патриотического воспитания включает в себя создание и совершенствование нормативной базы и определение социально-правового статуса патриотического воспитания, роли, места, задач, функций каждого органа власти, ведомства, организации как составных элементов единой системы патриотического воспитания с учетом их специфики и изменений, происходящих во всех сферах жизни страны.


Статья 15. Научно-теоретическое обеспечение патриотического воспитания.

Научно-теоретическое обеспечение означает организацию исследований актуальных проблем в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности; разработку методологических основ по проблемам формирования и развития личности гражданина; обогащение содержания патриотического воспитания посредством включения в него культурно-исторического, духовно-нравственного военно-государственного и других компонентов на основе важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук; научное обоснование путей приобщения граждан к патриотическим ценностям, их духовного освоения.


Статья 16. Психолого-педагогическое и методическое обеспечение патриотического воспитания.

Педагогическое и методическое обеспечение патриотического воспитания предполагает фундаментальную разработку комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм, методов и средств с учетом особенностей различных категорий граждан, обучение и повышение квалификации организаторов патриотического воспитания граждан Российской Федерации.


Статья 17. Информационное обеспечение патриотического воспитания.

Информационное обеспечение патриотического воспитания предполагает утверждение патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах граждан, активное использование элементов и идей патриотического воспитания в средствах массовой информации в процессе осуществления воспитательной деятельности со всеми категориями граждан при активном участии социальных и государственных институтов, противодействие попыткам дискредитации и девальвации патриотических ценностей.



Статья 18.Финансово-экономическое обеспечение патриотического воспитания.

Финансово-экономическое обеспечение патриотического воспитания осуществляется за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов, иных источников, не запрещенных законодательством.

Для финансирования мероприятий патриотического воспитания граждан могут создаваться специальные фонды.

Порядок формирования и расходования средств фондов, указанных в части второй настоящей статьи, устанавливается законодательством.


Статья 19. Критерии оценки эффективности патриотического воспитания граждан.

Оценка эффективности патриотического воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которая включает целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер, научную обоснованность методов и использование технологий воспитательного воздействия, его интенсивность, степень координации и взаимодействия субъектов патриотического воспитания различных уровней, широту охвата объектов воспитания.

Порядок использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов) определяется Правительством Российской Федерации.


Статья 20. Меры по реализации настоящего Закона.

Правительству Российской Федерации в шестимесячный срок:

привести решения Правительства Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом;

обеспечить приведение правовых актов федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.


Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона.

Настоящий Закон вступает в силу в день его официального опубликования.



Президент

Российской Федерации