СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Приход Баас к власти в Сирии»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Приход Баас к власти в Сирии»

Просмотр содержимого документа
««Приход Баас к власти в Сирии»»

Тема: «Приход Баас к власти в Сирии»

Боев Александр Андреевич
МБОУ «Школа №52» г. Донецк

Баас не имела никакой политической легитимности, поскольку пришла к власти в результате государственного переворота. Насер и его пропагандистский аппарат продолжали неустанную кампанию против Баас, ставя под сомнение их арабскую националистическую репутацию и побуждая сирийцев отвергать их. Пронассеровские офицеры сирийской армии тщетно пытались совершить контрпереворот. Сам Баас был разделен между гражданским аппаратом, который доминировал на государственных должностях и секретным военным аппаратом, основанным на военном комитете и его сторонниках. Что касается структуры партии, то союзники гражданского руководства, включая соучредителей Афляка и Битара, доминировали в "Национальном" панарабском командовании партии, а "региональное" сирийское командование контролировалось Военным комитетом.1
Главной фигурой в региональном командовании был Салах Джадид (умер в 1993 году). Это был алавитский офицер, служивший в Каире во время войны с Англией. Поскольку Баас пришел к власти в результате заговора, а военные группировки имели решающее значение для борьбы за власть, развернувшейся после этого, политически влиятельные военные офицеры, такие как Джадид, создавали свои личные клиентуры и вербовали сторонников в Вооруженные силы. Это привело к тому, что регион, клан, племя и секта стали ключевыми элементами политической организации в период после 1963 года.
Новый режим Баас был широко нелюбим в крупных городах страны. Исторически это были центры сирийской торговли, и в период независимости старые националисты доминировали в них политически. В мае 1963 года новый режим ренационализировал банки, вызвав бегство капитала и банкротство. Столкнувшись с кризисом доходов, правительство сократило расходы, что усугубило недовольство населения. К 1964 году экономический кризис был широко распространен, и антиправительственные протесты распространялись все шире. Протесты были организованы и поддержаны нестабильной коалицией Насеристов и Братьев-мусульман. Между тем, в некоторых сельских районах крестьяне жаловались на бездействие правительства из-за новой земельной реформы.

Все чаще противники режима Баас (как Насеристы, так и Братья-мусульмане) изображали его как "режим меньшинств", а радио Каира (вновь используя аргументы, которые оно использовало против друзов в 1954 году) предположило, что баасисты даже не были арабами. Особенно острой была сектантская риторика в Хаме и вокруг нее. В апреле 1964 года мусульманские лидеры в городе использовали в своей борьбе символы джихада и выдвинули лозунг "ислам или Баас". В Старом городе вспыхнули вооруженные столкновения между правительственными войскаими - и антиправительственными силами. Использование правительством артиллерии против мечети в старой Хаме стало ключевым символом в поднятии религиозной оппозиции против правительства Баас в других частях страны. Говорили, что баасистские друзские офицеры особенно стремились отплатить Хаме за те страдания, которые Шишакли и его подчиненное Хаме ближайшее окружение причинили Джабальским друзам десять лет назад.
Тот факт, что власть исходит из “стволов орудий”, а партия и военные были разделены на фракции, означал, что политические акторы набирали поддержку там, где они считали ее наиболее надежной. Для алавитских и друзских офицеров, имевших большую поддержку в военном комитете, вербовка происходила среди родных, близких и надежных элементов, связанных личными и общинными узами. Процесс расформирования вооруженных сил шел быстрыми темпами. В стране, которая развивала культуру переворотов, различные фракции внутри вооруженных сил боролись за победу. Риторические или идеологические абстракции были менее важны в такого рода расчетах, чем примордиалистские и клиентелистские узы лояльности.

В марте 1964 года произошла крупная чистка вооруженных сил, когда члены Военного комитета Баас отсеяли политически неблагонадежных офицеров.2 Пострадавшие – либо уволенные, либо переведенные на маргинальные посты – были преимущественно суннитами, что добавило масла в огонь обвинений оппозиции в миноритарном (антимусульманском, даже Антиарабском) характере режима. Такие аргументы смешивали арабскую идентичность с суннитской идентичностью, что являлось постоянным подводным течением в развитии арабского национализма двадцатого века, сравнимого с ирландскими националистами, которые смешивали гэльскую этническую и католическую религиозную идентичности. Против антиправительственного насилия ‘трудовая милиция " во главе с Исмаилитским Баасистом отбивалась от протестующих в Хаме.
Городская буржуазия и крупные землевладельцы были против этого режима. Чувствуя, что они ничего не выиграют, если будут тянуть время, Баас двинулся в более радикальном направлении. Тон задавало региональное командование партии, в котором доминировали сельские районы. Осенью 1964 года правительство возобновило осуществление земельной реформы. В Новый год 1965 года она объявила о волне национализации практически всех современных отраслей промышленности. Затем последовали другие национализации, включая коммунальные услуги и внешнюю торговлю. Последовали новые армейские чистки, в ходе которых алавиты и друзы сменили суннитов, которых подозревали в нерешительности или симпатии к разрозненным силам оппозиции. Национализация открыла новые возможности для патронажа, поскольку теперь можно было открыть управленческие и административные должности для участников регионального командования.
Эти политические инициативы углубили раскол внутри Баас между старой гвардией Афляка и Битара, которые были захвачены врасплох быстрым лишением собственности старых коммерческих классов страны, и радикалами регионального командования, главным представителем которого был Салах Джадид. Президент Сирии генерал Амин аль-Хафез был связан с национальным командованием и стремился продвигать своих протеже и союзников. Внутренняя напряженность в Баас достигла критической точки, когда Джадид и региональное командование начали переворот против Амина аль-Хафеза, соучредителей партии Афляка и Битара, а также национального командования в феврале 1966 года.
Старая гвардия Бааса исчезла, вынужденная отправиться в изгнание. Суннитский союзник регионального командования Нуреддин Аль-Атасси (радикальный член видной семьи Хомса) стал президентом. Региональное командование Салаха Джадида и его союзников, включая командующего ВВС Хафеза аль-Асада, взяло бразды правления в свои руки. Они объявили старое Национальное командование незаконным и заменили его новым национальным командованием, сформированным по образу регионального командования. Отныне Национальное командование сирийского Бааса не имело независимой институциональной власти. Она следовала диктату регионального командования и действовала про-сирийскими партиями Баас в других арабских странах. Переворот 1966 года открыл этап политической истории Сирии, длившийся до ноября 1970 года, обычно именуемый господством Нео-Баас.3


1 Federal Research Division.Syria: A Country Study. — Kessinger Publishing, 2004. — ISBN 978-1-4191-5022-7

2 Finer, Samuel; Stanley, Jay. The Man on Horseback: The Role of the Military in Politics, Transaction Publishers, 2009. — ISBN 978-0-7658-0922-3

3 Ayubi, Nazih. Over-stating the Arab state: Politics and Society in the Middle Eastю I.B. Tauris, 1996. — ISBN 978-1-85043-828-1.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!