Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, подготовленный учителем-логопедом Петришиной Е.В.
Логосказка «Приключения поросенка Коржика»
Цель: развитие лексико-грамматических категорий на материале темы «Домашние животные»
Коррекционно-образовательные задачи: систематизировать знания о домашних животных, их внешнем виде; упражнять детей в умении отгадывать предмет по описанию; образовывать сложные прилагательные, существительные в родительном падеже; выделять из текста родственные слова; сравнивать части тела человека и животного; называть членов семьи домашних животных и их дома; упражнять в подборе антонимов и составлении предложений.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение работать в коллективе, переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
Материалы: картинки с изображением животных и их домов, картинки для создания интеллектуальной карты, наборы картинок для составления предложений для каждого ребенка, мяч.
Ход ОД
1. Логопед. Ребята, хотите послушать сказку? Жил был поросенок Коржик. Это был очень славный поросенок: умный, добрый и внимательный. Ферма, на которой жил поросенок была очень большая. Ребята, а вы знаете, как называется мама и папа поросенка? А где живет его семья? (в свинарнике). Поросенок никогда не выходил из своего свинарника. Но ему было очень интересно, что же находится за его пределами. И вот однажды, когда мама свинья была занята своими делами, Коржик выбежал во двор.
Поросенок Коржик вышел погулять,
На лугу резвиться, в мячик поиграть.
Коржик рад, он видит лужу,
Искупаться ему нужно.
В лужу Коржик наступил
И от счастья все забыл.
В луже он купается, хрюкает, старается.
Поросенок маленький. Как бы с ним чего-нибудь не случилось. Может быть вы последите за ним и если понадобится, то придете к нему на помощь? Хотите узнать, что было дальше? Тогда присаживайтесь поудобнее.
Искупавшись в луже, Коржик увидел лохматую, злую, она лает, грызет, сторожит. Кого увидел Коржик? (Собаку)
Ребята, а вы можете рассказать Коржику про семью собаки? (Собака, пес, щенок)
А где живет собака? (В будке, в конуре).
Ребята, а вы хотите накормить собаку. Составьте предложение, собрав картинки. (Я накормлю собаку косточкой)
У собаки была очень длинная шерсть. Значит собака какая? (длинношерстная).
Собака была большая, а щенок … маленький.
Коржик спросил у собаки, какую пользу она приносит хозяину? А вы знаете, что ответила собака?
2. Логопед. Коржик поиграл немного со щенками и тут увидел маленькую, пушистую, ласковую (кого?)… кошку.
Кошка сидела и смотрела на Коржика. «Мяу» сказала кошка. Ребята, что она делает, когда говорит «мяу» (Мяукает).
Рядом с кошкой была вся ее семья. Назовите семью кошки. (Кошка, кот, котенок)
Где живет кошка? ( в доме хозяина)
У кошки были короткие лапы. Значит она какая? (коротколапая).
Ребята хотите накормить кошку? Составьте предложение, а картинки вам помогут.
Коржик поинтересовался, какую пользу приносит кошка хозяину. Что ответила кошка?
Коржик вдруг задумался: «Как называются части тела у человека и части тела у кошки? А вы знаете? Давайте проверим.
У человека рот, а у кошки…(пасть)
У человека руки, а у кошки … (лапы)
У человека ногти, а у кошки … (когти)
У человека лицо, а у кошки… (морда)
У человека волосы, а у кошки … (шерсть)
3. Логопед, Коржик немного поиграл с котятами и тут увидел сильную, резвую, стройную. Она скакала и лягалась. Кто это ребята? (лошадь).
Вы расскажите Коржику про лошадь? Назовите членов ее семьи.
А где живет лошадь? ( в конюшне).
У лошади длинные ноги. Значит она какая? (длинноногая).
Ребята, накормите лошадь. Составьте предложение.
Коржик спросил у лошади, какую пользу она приносит хозяину? Что ответила лошадь?
Лошадь была высокая, а жеребенок …низкий.
Коржик решил поиграть с жеребенком.
Ребята, пока Коржик с жеребенком играют, хотите и мы поиграем с мячом в игру «Есть-нет»? Вы говорите, кто у вас есть. Ваш сосед говорит, что у него нет этих животных, но зато есть другие.
Дети передают друг другу мяч и комментируют свои действия:
У меня есть кошки.
А у меня нет кошек, но зато есть свиньи.
А у меня нет свиней, но зато есть козы.
У меня нет коз, но зато есть коровы.
У меня нет коров, но зато есть овцы.
У меня нет овец, но зато есть собаки.
У меня нет собак, но зато есть лошади.
У меня нет лошадей, но зато есть кролики.
Хотите узнать, кого еще встретил Коржик? Тогда присаживайтесь на стулья.
4. Логопед. Поиграв немного с теленком, Коржик увидел большую, спокойную, рогатую. Она все время что-то жевала. Кто это? (корова). Она сказала «му-у-у». Что она делает, когда говорит «му-у-у»? (мычит).
Корову звали Зорька. Коровка была светлая с черными пятнышками. Жила Зорька в коровнике. Коровушка давала много молока. Коровье молоко было очень вкусное.
Ребята, а вы заметили похожие слова-родственники? Назовите их.
Ребята, я предлагаю вам с помощью картинок рассказать Коржику все, что вы знаете о корове. Согласны? Тогда подойдите к доске.
Ребята с помощью логопеда составляют интеллектуальную карту о корове.
5. Итог. Ребята, Коржику пора возвращаться домой. На сегодня у него достаточно впечатлений. С какими животными он сегодня познакомился? А как они называются одним словом? А каких еще домашних животных вы знаете? Но с ними вы Коржика познакомите в следующий раз. Договорились?