Конспект интегрированного занятия в средней группе
по формированию элементарных математических представлений
с использованием инновационных технологий
«Поможем Золушке».
Цель: внедрение инновационных технологий по формированию элементарных математических представлений в воспитательно-образовательный процесс детей среднего дошкольного возраста через игровые ситуации.
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта в пределах 1-5. Продолжать учить понимать отношения между числами в числовом ряду, соотносить цифры 1-5 с количеством предметов.
Закрепить название геометрических фигур (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат, количественный счет в пределах пяти; знания о частях суток, временных представлениях.
Развивающие: развивать наблюдательность, речь, мыслительную активность, умение обосновывать свои суждения. Развивать умение работать в команде, навык внимательно слушать и выполнять задания.
Воспитательные: воспитывать интерес к занятию; стремление оказывать помощь другим, тем, кто оказался в трудной ситуации, прививать доброжелательное отношение к сказочным героям.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: ознакомление детей с элементами технологий
М. Монтессори, В. Воскобовича, Дьенеша.
Домашнее задание : Работа с родителями – изготовление цифр по технологии
М. Монтессори.
Оборудование и материал: «Ковёр - самолёт» с геометрическими фигурами,
математические корзинки с грибами вкладышами по технологии
В. Воскобовича, блоки Дьенеша, цифры из разнообразного материала по технологии М. Монтессори, ИКТ, конверт с письмом от Золушки, картинка с изображением Золушки, цифры от 1 до5, красочные геометрические фигуры, объемное, туфелька с сюрпризом, смайлики.
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте дети, вы прекрасней всех на свете. Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение. А еще хорошее настроение мы возьмем с собой в сказку, в которую я вас приглашаю.
«Много сказок есть на свете.
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать
И немножко поиграть».
-Ребята, сегодня мы с вами побываем в сказке, а в какой сказке вы узнаете только, если отгадаете загадку.
Загадка:
И на мачеху стирала,
И горох перебирала
По ночам при свечке.
Она спала у печки.
Хороша, как солнышко
Кто же это?
Дети отгадывают загадку: - Золушка.
Воспитатель: - Значит, это письмо пришло к нам от сказочной героини.
Воспитатель: - Почему эту девушку прозвали Золушкой?
Дети: - Потому что она убирала золу.
Воспитатель: - Давайте прочитаем это письмо. (читает письмо)
«Дорогие, ребята! Когда я была в Королевстве математики. Моя мачеха отпустила меня всего на часок. И я так торопилась, что не заметила как обронила там свою туфельку, а без туфельки мне домой нельзя. Мачеха будет очень недовольна. Пожалуйста, помогите, выполните все задания, и тогда королева математики сразу же вернет мне мою туфельку».
Воспитатель: - Ну, что, ребята, поможем Золушке? Чтобы выполнить все задания, которые приготовила для нас Королева Математики, мы должны быть дружными и сплоченными.
-А теперь - в путь! Нам с вами надо попасть в Королевство Математики. На чем мы можем туда отправиться? (предлагают свои варианты ответов). Какие виды транспорта мы с вами знаем?
Дети: - Наземный, водный, воздушный.
Воспитатель: - А какие вы знаете сказочные виды транспорта? (перечисляют)
Воспитатель: - Я предлагаю полететь туда на волшебном ковре-самолете. Как вы думаете, к какому виду транспорта относится ковер-самолет?
Дети: - К воздушному, потому что передвигается по воздуху.
Воспитатель показывает ковер-самолет:
- Ой, ребята, его прогрызли мыши. Надо его срочно починить. У меня на подносе лежат геометрические фигуры (дети по очереди накладывают и определяют те «заплатки», которые находят для ремонта ковра).
Воспитатель: - Какие вам понадобились «заплатки» для ремонта коврика?
Дети: - «Заплатки» формы квадрата, прямоугольника, треугольника, овала, круга.
Воспитатель: - Наш ковер готов к полету. А теперь, друзья, все на борт (дети становятся друг за другом, имитируют движения полета под музыку).
«Наш ковер летит и мчится
Трудностей мы не боимся,
В Королевство мы летим,
Золушке помочь хотим».
(Во время полета дети закрывают глаза, зал «превращается» в Королевство Математики).
Воспитатель: - Вот мы и прилетели, вокруг все так красиво. Посмотрите, ребята, а вот и конверт с первым заданием. (Воспитатель в беспорядке расставляет на доске цифры (числовой ряд).
1 задание «Дети, какая здесь допущена ошибка. (Просит детей поставить все цифры по порядку от 1 до 5 и посчитать (дети ведут прямой и обратный счет).
Воспитатель: - Молодцы, ребята! С первым заданием мы справились.
- Ребята, а чем занималась Золушка целыми днями?
Дети: - Трудилась, работала.
Воспитатель: - Как мы можем сказать про нее, какая она?
Дети: - Работящая, трудолюбивая.
Воспитатель: - Мачеха Золушке дала задание: разложить грибы по корзинкам. Золушка выполнила всю работу добросовестно, но дочки мачехи, которые не взлюбили Золушку, опрокинули корзинки и все грибы перемешались, теперь Золушка не знает, сколько и в какой корзинке лежало грибов (воспитатель показывает математические корзинки, на которых наклеены цифры: 1,2,3.4.5.
Каждому ребенку раздается одинаковое количество грибов-вкладышей.
2 задание. Дети раскладывают грибы по корзинкам в соответствии с указанной на корзинке цифрой).
Воспитатель: - В корзинке под каким номером больше всего грибов?
Дети: - Под номером 5.
Воспитатель: - В какой корзинке меньше всего грибов?
Дети: - В корзинке под номером 1.
Физминутка: «На балу».
«На балу у короля
Собрались его друзья
Тихо мы в кружок все встали
Во дворец на бал попали».
(Под музыку песни «Добрый жук» дети выполняют движения в соответствии с текстом).
«Встанем дети, скажем тихо
Раз, два, три, четыре, пять
На носочки надо встать
А теперь присесть.
Быстро встаньте, улыбнитесь
Выше, выше потянитесь
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите
Влево, вправо повернулись,
Ручками мы ног коснулись
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали».
3 задание. Игра «Когда это бывает?» (с использованием ИКТ)
Воспитатель сообщает о том, что в Королевстве Математики случилась беда. Там все перепуталось и теперь жители этого Королевства не знают когда нужно ложиться спать, когда нужно обедать, когда наступает ночь. Предлагает детям помочь в этом разобраться.
- Сколько частей в сутках? (четыре)
Воспитатель зачитывает четверостишье, дети определяют, в какую часть суток это происходит.
Утро
Над рекой заря встает,
На дворе петух поет.
Умываются котята,
Просыпаются ребята.
День
Солнце в небе высоко.
До заката далеко.
Зерна в норку тащит мышь.
Учит азбуку малыш.
Вечер
Солнце красное зашло.
Белка прячется в дупло.
Дрема в гости к нам идет,
Сказку он с собой ведет.
Ночь
В небе звездочки горят.
Птицы спят и рыбки спят.
Спят цветы в саду на грядках,
Ну а мы – в своих кроватках.
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, кто в сказке помогал Золушке? Кто ей помог попасть на бал? Кто ей подарил красивые хрустальные туфельки?
Дети: - Её крестная Фея.
Воспитатель: - выполнить следующее задание, которое приготовила для нас Королева математики, нам поможет Фея. (показывает картинку с изображением Феи)?
«Я вам, дети, подскажу,
Красивый домик покажу,
Но вы только не спешите,
Вы жильцов в нем расселите».
4 задание. Ребята, в нашем необычном домике сколько подъездов? (дети считают, отвечают 4 подъезда). Сколько этажей? (тоже 4). Какие фигуры будут жить в первом подъезде? (круги). Во втором? (квадраты). В третьем? (прямоугольники). В четвертом? (овалы). Воспитатель предлагает детям, используя блоки Дьенеша, заселить в дом жильцов. (здесь приклеить геометрические фигуры в домики)- Молодцы, ребята! Вот и справились мы со всеми заданиями.
- Вот и сказки конец, а кто Золушке помогал, тот молодец! А нам пора возвращаться в наш родной детский сад.
Рефлексия.
Воспитатель: Кому было интересно на нашем занятии? Кто доволен своим участием? Я тоже очень довольна вами. Вы очень хорошо работали. Молодцы!
(Воспитатель даёт смайлики и дети отмечают свое впечатление о занятии).