Приложение к АООП ООО обучающихся с ЗПР
Адаптированная рабочая программа
по обществознанию
для обучающихся с задержкой
психического развития
(5 класс – 70 часов)
Учитель: Кузнецова В.В.
(высшая квалификационная категория)
г. Калининград
2020 г.
Адаптированная рабочая программа по обществознанию
для обучающихся с задержкой психического развития
для 5-го класса.
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала обучающимися с ОВЗ, испытывающими трудности в обучении.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Программа содержит систему знаний и заданий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся:
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
Познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Обучающиеся должны знать\уметь и использовать в практической деятельности:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания направленные на:
-на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание учебного предмета, курса
Введение (2 часа)
Что нам предстоит узнать. Чему мы должны научиться. Как работать с учебником и рабочей тетрадью в классе и дома. Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.
Человек (5 часов)
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека от животного. Наследственность. Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости. Почему человеком нельзя стать без общения. Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и с младшими по возрасту партнерами.
Семья (6 часов)
Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни. Я и моя семья. Учимся рационально вести домашнее хозяйство. Семейный досуг и здоровый образ жизни.
Школа (6 часов)
Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Уровни школьного образования. Образование и самообразование. Учёба — основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс. Школа в жизни человека и общества. «Век живи — век учись». Учись учиться. Мои одноклассники.
Труд (5 часов)
Труд – основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд — условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. Каким бывает труд человека. Труд и его оценка. Труд и творчество.
Внутрипредметный модуль: Я гражданин России -10 часов.
Русский язык — государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва — столица России. Гражданин Отечества — достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. Россия — многонациональное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Наша Родина — Россия. «Честь российского флага». Быть настоящим гражданином. Уважать людей любой национальности.
Итоговое повторение, контрольная работа (1 час)
При подготовке к урокам следует предусмотреть достаточное количество времени на рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь истории с жизнью, с теми явлениями, наблюдениями, которые хорошо известны обучающим из их жизненного опыта. Важно также максимально использовать межпредметные связи с такими дисциплинами, как история, литература, география, биология, т.к. дети с ЗПР особенно нуждаются в преподнесении одного и того же учебного материала в различных аспектах, в его варьировании, в неоднократном повторении и закреплении полученных знаний и практических умений. Позволяя рассматривать один и тот же учебный материал с разных точек зрения, межпредметные связи способствуют его лучшему осмыслению, более прочному закреплению полученных знаний и практических умений. В связи с особенностями детей с ЗПР изучение нового материала требует:
подробного объяснения материала;
беглого повторения с выделением главных определений и понятий;
многократного повторения;
осуществление обратной связи — ответы обучающихся на вопросы, работа по плану и т.п.
При планировании образовательной деятельности желательно предусмотреть использование:
разнообразных методов обучения: наглядных: иллюстрация, демонстрация, практических; разнообразных форм обучения: индивидуальных, парных, групповых (со сменным составом обучающихся);
современных образовательных технологий (информационно-коммуникационных, развития критического мышления).
3. Тематическое планирование
№ | Название раздела с указанием количества часов, темы уроков | Кол-во часов |
Введение (2 часа) | |
1 | Введение в изучение курса. Что изучает обществознание | 1 |
2 | Введение в изучение курса. Науки, помогающие в изучении обществознания | 1 |
Человек (5 часов) | |
3 | Загадка человека. Зачем человек рождается | 1 |
4 | Загадка человека. Что такое наследственность | 1 |
5 | Отрочество - особая пора жизни | 1 |
6 | Самостоятельность - показатель взрослости | 1 |
7 | Учимся общаться (практикум). Контрольная работа | 1 |
Семья (6 часов) | |
8 | Зачем люди создают семьи | 1 |
9 | Семья и семейные отношения | 1 |
10 | Семейное хозяйство | 1 |
11 | Учимся помогать вести семейное хозяйство | 1 |
12 | Свободное время | 1 |
13 | Семья (урок обобщения) | 1 |
Школа (6 часов) | |
14 | Школьное образование в жизни человека | 1 |
15 | Образование в жизни человека | 1 |
16 | Образование и самообразование | 1 |
17 | Самообразование и самоорганизация | 1 |
18 | Одноклассники, сверстники, друзья | 1 |
19 | Школа (урок обобщения). Контрольная работа | 1 |
Труд (5 часов) | |
20 | Труд — основа жизни. Каким бывает труд | 1 |
21 | Труд — основа жизни. Учимся трудиться и уважать труд | 1 |
22 | Труд и творчество | 1 |
23 | Творчество в искусстве | 1 |
24 | Учимся творчеству (практикум) | 1 |
Внутрипредметный модуль: Я – гражданин России (10 часов) | |
25 | Наша Родина — Россия. Карта России | 1 |
26 | Калининградская область на карте России | 1 |
27 | Что значит быть патриотом | 1 |
28 | Русский язык – государственный язык | 1 |
29 | Государственные символы России. Герб России. Флаг России. Гимн России | 1 |
30 | Символы Калининградской области | 1 |
31 | Конституция – главный закон государства | 1 |
32 | Гражданин России | 1 |
33 | Гражданин – Отечества достойный сын. (герои России) | 1 |
34 | Мы — многонациональный народ. Контрольная работа | 1 |
35 | Итоговое повторение – обобщение | 1 |
Итого: 35 часов | |