СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приложение к презентации "Жизнь и творчество Анны Андреевны Ахматовой".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приложение к презентации "Жизнь и творчество Анны Андреевны Ахматовой".»

Приложение к презентации

Анна Андреевна Ахматова

Анна Ахматова – человек высокой духовной и интеллектуальной культуры, сумевший через невероятные испытания пронести царственное достоинство и верность себе, – символизирует величие России, её гордый дух.

Она родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Отец Ахматовой был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребёнком её перевезли в Царское Село под Петербургом: там она прожила до 16 лет и училась в Царскосельской женской гимназии. Первые стихи Ахматова написала, когда ей было 11 лет.

В 1905 году родители Ахматовой расстались, и мать с детьми уехала на юг. Год семья прожила в Евпатории, где Ахматова дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала множество, по её словам, беспомощных стихов. Последний класс гимназии она заканчивает в 1907 году в Киеве. Там же Ахматова начинает учиться на юридическом факультете Высших женских курсов, затем поступает на Высшие историко-литературные курсы в Петербурге, но не оканчивает их.

В 1910 году Ахматов вышла замуж за Н.Гумилёва, и супруги поехали на месяц в Париж.

Мировую культуру Анна Андреевна изучала не только по книгам, она много путешествовала: весну 1911 года провела в Париже, в 1912 году проехала по Северной Италии.

1 октября 1912 года родился её единственный сын Лев.

В 1911 году Ахматова входит в организованный Гумилёвым «Цех поэтов». До революции 1917 года её дни были активны и насыщены, её окружали незаурядные люди. Ахматова читает свои стихи на «Башне» Вячеслава Иванова, в «Бродячей собаке», в Городской думе Петрограда на литературном вечере, выпускает сборники стихотворений.

В первый поэтический сборник Ахматовой 1912 года «Вечер» вошли 46 стихотворений. В ранних стихах Ахматовой главные герои – Он и Она. Стихи похожи на любовный роман – в центре внимания поэта психологические портреты героев, история их отношений, сюжеты чувств. И чаще всего это неразделенное чувство, приводящее к разлуке, «невстрече». Через выразительные детали Ахматова передает оттенки чувств лирической героини, её душевное состояние:

Сразу стало тихо в доме,
Облетел последний мак,
Замерла я в долгой дреме
И встречаю ранний мрак.

Плотно заперты ворота,
Вечер черен, ветер тих.
Где веселье, где забота,
Где ты, ласковый жених?

Не нашелся тайный перстень,
Прождала я много дней,
Нежной пленницею песня
Умерла в груди моей.

В марте 1914 года вышла вторая книга – «Чётки», укрепившая успех ахматовской поэзии. Здесь любовный роман развивается, часто переплетаясь с темой города. Героем лирики Ахматовой становится Петербург, «город, горькою любовью любимый»:

Вновь Исакий в облаченье
Из литого серебра. 
Стынет в грозном нетерпенье 
Конь Великого Петра.

Ветер душный и суровый 
С черных труб сметает гарь… 
Ах! своей столицей новой 
Недоволен государь.

За десять лет Ахматовой было выпущено пять поэтических сборников. Почти всё это десятилетие Анна Андреевна окружена толпой поклонников; о ней слагают стихи Блок и Мандельштам, её портреты пишут Петров-Водкин, Анненков и Модильяни.

Тема ранних стихов Ахматовой – трагедия любви. Вроде бы вечная тема, но в голосе Ахматовой чувствуется своя собственная манера. Особая разговорная манера, внутренняя музыкальность, сюжетность, исповедальность, глубина переживаний.

С началом Первой мировой войны, а затем революции 1917 года стихи Ахматовой приобретают новое звучание. Выйдя за пределы личностной тематики, она заговорила уже не голосом женщины, а жены: в стихах крепнет «голос отречения», слышится библейская торжественность. Уже с самого начала в Ахматовой жили качества творческие и человеческие, которые дали ей возможность стать народным поэтом в трагические времена. Она вместе с народом готова пережить выпавшие на долю страны испытания:

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но
вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

И знаем, что
в оценке поздней
Оправдан будет каждый час
;
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.

В основе композиции стихотворения лежит принцип антитезы. В первой строфе лирическая героиня словно обозначает резкую границу между собой и «бросившими землю». Вторая строфа посвящена «изгнанникам». «Изгнанники» у поэтессы не только несчастны и их дорога «темна», они – «жалки». Несмотря на то, что в русской поэзии образ изгнанника, странника часто опоэтизирован, у Ахматовой он теряет весь свой романтический ореол. По ее мнению, изгнанничество лишь унижает человека. Третья и четвертая строфы о трагической судьбе своего поколения и великом смысле, значительности этой жизни.

Стихотворение 1915 года «Молитва» передаёт ощущение России, любовь к ней, тревогу за неё:

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар -
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.

Любовь к родине и тревога за неё определили решение Ахматовой остаться в России после революции 1917 года. Тогда были написаны потрясшие многих строки «Мне голос был…», по поводу которых А.Блок сказал: «Ахматова права – это недостойная речь. Бежать от русской революции – позор».

Мне голос был. Он звал утешно.  
Он говорил: "Иди сюда,  
Оставь свой край глухой и грешный.  
Оставь Россию навсегда.  
Я кровь от рук твоих отмою,  
Из сердца выну черный стыд,  
Я новым именем покрою  
Боль порожений и обид".  
Но равнодушно и спокойно  
Руками я замкнула слух,  
Чтоб этой речью недостойной  
Не осквернился скорбный слух. 

В 1920-е годы начинается изгнание Ахматовой из литературы. Её поэзию хоронят как «чуждую новому человеку». В 1927 году на Ахматову заводят дело в ОГПУ, начинается шельмование её в пролетарской критике. 16 лет, с 1924 до 1940 года, стихи Ахматовой вообще не появлялись в печати.

Ахматовой выпало на долю такое время и такая судьба, когда люди метались в страхе, горе и отчаянии: расстрел мужа, три ареста сына, вторая мировая война, гибель близких друзей. Все пережитые страдания легли в основу ее знаменитой поэмы «Реквием». Это живая боль, кричащее горе матери, потерявшей сына, сдавленный стон, проникновенная мольба; это скорбный дневник человека, доведенного отчаянием до безумия и смерти:

И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.

А не то... Горячий шелест лета,
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.

Великую Отечественную войну Ахматова восприняла как искупление народом исторического греха революции и безбожия, обернувшегося неисчислимыми жертвами. Ахматова видит свое предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбу своей страны. Из осажденного Ленинграда Ахматову в тяжелом состоянии эвакуируют в Ташкент, где она прожила до 15 мая 1944 года. Там было написано стихотворение «Мужество», его опубликовали в «Правде» 8 марта 1942 года, и на время оно примирило официальную литературу с Ахматовой.

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
              Навеки!

В 1946 году выходит Постановление ЦК КПСС, практически перечеркивающее все творчество Ахматовой. Её творчество объявляется далеким от народа и ненужным советскому человеку. Ахматову исключают из Союза писателей.

Время с конца 1950-х годов самое благополучное в послереволюционной судьбе Ахматовой. Её стихи публикуются в прессе, выходят книги. В 1964 году она впервые после долгого перерыва читает стихи публично. В начале 1960-х годов стихи Ахматовой, запрещенные в СССР, печатаются в зарубежных изданиях, переводятся, изучаются. Приходит мировое признание: в Италии она получает премию, в Англии ей присуждается почетная докторская степень.

В последние годы жизни Ахматова продолжает думать о сущности поэзии, музыки. Трагическая ахматовская летопись завершается господствующей в последних стихах мыслью о том, что мудрость человека и художника состоит в постижении «сладости бытия»:

Пусть всё сказал Шекспир, милее мне Гораций.

Он сладость бытия таинственно постиг…