СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приложение к программе психолого-педагогической подготовки к ГИА

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В данном приложении представлены разработки занятий с обучающимися по  психологической подготовке выпускников к ГИА.  Это поможет классным руководителям в организации часов общения с обучающимися 9-11 классов. 

Просмотр содержимого документа
«Приложение к программе психолого-педагогической подготовки к ГИА»

«Готовимся к ГИА-9»

Программа занятий с обучающимися.

(Методические рекомендации классных руководителей)


Мы уже говорили о том, что важным компонентом психологической подготовки выпускников к Государственной итоговой аттестации (ГИА) является фронтальная подготовка детей, предоставляющая необходимую информацию и направленная на выработку индивидуального стиля работы. В каком виде она должна вестись? Мы полагаем, что оптимальной формой фронтальной психологической подготовки выпускников к ГИА являются психолого-педагогические занятия.

Содержание занятий включает три блока:

Информационный (сведения о процедуре и правилах экзамена, о тех правах, которые есть у выпускников).

Эмоциональный (какие чувства есть или могут быть у выпускников и как к этому относиться)

Поведенческий (отработка желаемого поведения)

Занятия составлены таким образом, что проводить их может как школьный психолог, так и классный руководитель. В каждом занятии принимают участие ученики выпускного класса. В принципе занятия рассчитаны на весь класс, но если время и возможности позволяют, его можно разделить на под­группы. Продолжительность встречи — 40 минут (длительность школьного урока).

Организация пространства для занятий зависит от условий конкретной школы. Если детей не очень много или есть возможность поделить класс на подгруппы, можно посадить участников в круг.

Что можно порекомендовать педагогу или психологу, ведущему занятия с выпускниками?

Как показывает практика, подростки, особенно не имеющие опыта участия в тренингах, могут испытывать неловкость и сму­щение в ходе выполнения задания, при необходимости организации работы в мини-группах. Поэтому очень важно, чтобы ведущий сам был активен, подбадривал и мотивировал участников. Когда они начнут работать, можно походить по классу, посмотреть, кто испытывает трудности, при необходимости поговорить с учеником, может быть, что-то подсказать.

При обсуждении результатов групповой работы необходимо выслушать все группы. Если же упражнение имело индивидуаль­ный характер, то при большом количестве участников невозможно выслушать каждого, да это и не нужно, потому что потеря­ется динамика занятия. Поэтому будет вполне достаточно, если вы послушает приблизительно одну пятую часть участников (на­пример, если всего в классе двадцать пять учеников, выслушайте пятерых). В начале обсуждения спросите: «Кто хочет поде­литься своими мыслями?» Если желающих нет, подбодрите ребят, напомните, что эти задания не оцениваются. Если и в этом случае нет желающих, спросите сами, причем в первую очередь детей активных и уверенных.

Для того чтобы материалы занятий лучше усваивались, чтобы повысить эффективность занятий и закрепить полученные навыки, мы рекомендуем составлять «копилку полезных советов», которая может служить чем-то вроде памятки. В начале занятий участники заводят особый маленький блокнотик или тетрадку, куда в конце каждого занятия записывают выводы и рекомендации. В результате к окончанию работы у каждого будет собственный сборник советов себе.

Занятие имеет определенную структуру. Начинается оно с разогрева. Это короткое динамичное упражнение, задача которого — повысить энергию группы. Затем следует презентация темы, то есть краткое объяснение того, о чем пойдет речь на занятии и почему это важно. Задача презентации — повысить мотивацию выпускников. Затем происходит информирование: сообщение детям необходимых сведений, которые обязательно должны проигрываться и подкрепляться, что и происходит в содержательной части (проигрывание). Завершается занятие рефлексией, то есть осмыслением новых знаний, и пополнением «копилки».

Темы занятий:

1. Что такое государственный экзамен в независимой форме?

2. Индивидуальный стиль деятельности.

3. Как справиться со стрессом на экзамене?

4. Уверенность на экзамене.

5. Ролевая игра «Сдаем ГИА».

В зависимости от специфики класса можно менять содержание занятий. Каждое занятие рассчитано на класс с высоким темпом деятельности и высокой работоспособностью. В слабом классе вы можете сократить объем упражнений на занятии или увеличить общее количество занятий.










Занятие 1. Что такое Государственная итоговая аттестация?

Цель: познакомить девятиклассников с сущностью, процедурой и содержанием государственного экзамена, повысить учебную мотивацию и мотивацию на участие в занятиях.

Необходимые материалы: демонстрационные материалы ГИА, тетради или блокноты по количеству участников («копилки»), ручки, писчая бумага.

Ход работы.

Разогрев. Игра «Ассоциации»

Участники получают инструкцию: «Ассоциации — это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Во время разминки вам нужно будет давать ассоциации на то слово, которое скажет предыдущий игрок. Например, если я начинаю и говорю слово «тумбочка», то Петя (называете ученика, продолжающего игру) говорит свою ассоциацию на это слово, например, «телевизор», а Маша дает свою ассоциацию на слово Пети и т.д. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: экзамен...»

Презентация темы

«Очень скоро завершатся учебные занятия. Впереди у вас очень важный период — экзамены. Вам предстоит сдавать их в особой форме — в независимой форме. Эта форма отличается от привычной для вас форм проверки знаний: письменных контрольных, самостоятельных работ и устных экзаменов».

Прежде чем переходить к информированию, попросите учеников сформулировать, что они хотели бы узнать о государственном экзамене в независимой форме. Это можно сделать в мини-группах (разделите учеников на группы по 5-6 человек и попросите каждую группу придумать как можно больше вопросов про ГИА) или индивидуально (в этом случае предложите ученикам озвучить их вопросы и составьте общий список).

Информирование

На этом этапе занятия задача ведущего — максимально ясно и подробно изложить, в чем заключается суть государственного экзамена в независимой форме, каково его содержание, процедура и права учащихся. Для этого можно использовать материалы первой главы, необходимо также проиллюстрировать рассказ демонстрационными материалами. Когда ваш рассказ будет завершен, обратитесь к составленному участниками списку вопросов и проверьте, на все ли вопросы были даны ответы.

Проигрывание

Для повышения мотивации очень важно, чтобы ученики сами нашли для себя какой-то смысл в Едином государственном экзамене. Поэтому проигрывание лучше начать с «мозгового штурма» на тему «Что может мне дать ГИА?». Участников нужно разделить на группы по пять-шесть человек и предложить им в течение 5 минут сформулировать как можно больше ответов на вопросы: чем ГИА может быть для меня лучше традиционной формы экзамена и в чем его плюсы для меня? При этом необходимо объяснить, что не нужно критически относиться к предлагаемым вариантам, даже если они кажутся на первый взгляд совсем бессмысленными. Напротив, нужно записывать все высказываемые идеи.

Когда обсуждение завершится, группы должны озвучить его результаты. Задача ведущего — обобщить и подытожить все выс­казанные идеи.

Рефлексия

На первом занятии рефлексию можно провести в игровой форме. Дети продолжают работать в группах. Предложите каждой группе разработать тест о правилах и процедуре ГИА, состоящий из трех блоков: А, В и С (всего не менее 7 и не более 10 вопросов), и договориться, сколько баллов можно начислить за каждый вопрос. После выполнения этого задания группы меня­ются «тестами» и отвечают на них, а затем «тесты» возвращают­ся к «разработчикам». «Разработчики» становятся «независимыми экспертами», проверяют результаты «тестирования» и начисляют баллы.

Составление копилки

На первом занятии расскажите участникам о том, что пред­ставляет собой эта копилка и зачем она нужна. Очень важно, чтобы дети вносили туда те советы и рекомендации, которые покажутся важными им самим. Объясните, что эту копилку никто не будет проверять, что она составляется для личного пользования. «Копилки» раздаются ученикам, они их подписывают и вносят туда первую информацию.

Методические рекомендации

Одна из важнейших функций первого занятия — мотивационная, ей следует уделить особое внимание. Очень важно, чтобы девятиклассники осознали необходимость подготовки к экзамену не только в виде заучивания материала. В некотором смысле цель первого занятия — поставить перед учениками проблему подготовки к ГИА как таковую.

При проведении разогрева нужно определить последовательность игроков, чтобы участники всегда знали, кто будет следующим. Сделать это можно в зависимости от того, как вы расса­дите детей в классе.

При обсуждении результатов «мозгового штурма» очень важ­но попытаться найти рациональное зерно во всех предлагаемых детьми идеях, даже на первый взгляд абсурдных.

В конце занятия «копилки» лучше собрать и раздать их насовсем только после завершающей встречи. В этом случае боль­ше вероятность, что они не потеряются и будут заполнены.


Занятие 2. Индивидуальный способ деятельности

Цель: познакомить выпускников с возможными способами деятельности при сдаче ГИА, выработать индивидуальный стиль.

Необходимые материалы: демонстрационные тестовые материалы по количеству учащихся; три листа ватмана с нарисованными вверху листа оценками («3», «4», «5»), маркеры или фломастеры, мягкая игрушка.

Ход работы

Разогрев. «Самый — самый»

Тот, у кого в руках оказывается игрушка, должен себя похвалить, продолжив фразу: «Я самый...».

Презентация темы

Отличие ГИА от обычного экзамена заключается в том, что есть разные пути к желаемой оценке. Очень важно решить для себя, на какую оценку ты хочешь претендовать, и в соответствии с этим планировать свои действия.

Информирование

В контрольно-измерительных материалах ГИА есть разные задания — простые и трудные (в конце каждого варианта). По данным статистики, по большинству предметов примерно половина школьников справляются с при­мерно половиной заданий. Это нормально для тестового метода. Тестовый метод не предполагает, чтобы решались все задания. Даже отличники решают только 70-80% заданий, но очень мало кто решает все.

Все варианты экзамена состоят из двух-трех частей (по разным предметам – разное количество частей). Самая трудная часть — задания с развернутым ответом. Экзамены по разным предметам содержат разное количество заданий в каждой части. На «тройку» надо выполнить не менее половины заданий из первой части. Чтобы получить школьную «четверку», надо правильно выполнить почти все задания первой части. Лучше не бросать работу и не уходить из аудитории раньше времени, даже не попробовав решать вторую или третью части теста. Кто знает, может быть, вам не хватит всего-то пары баллов до заветной «тройки» или для более высокой оценки, а решив правильно всего одно задание из второй части, вы как раз и достигнете этой границы.

Как влияют результаты ГИА на школьный аттестат? За экзаменационную работу выставляется две оценки (одна по привычной для нас пятибалльной системе, другая в баллах – рейтинг). По результатам рейтинга обучающегося зачисляют (без дополнительных вступительных экзаменов) в профильные 10 классы или в средние специальные учебные учреждения.

Проигрывание

Для следующего задания класс необходимо разделить на мини-группы. Лучше всего сделать это с помощью жеребьевки (например, раздав участникам карточки с цифрами).

Задача каждой группы — описать «пути» к различным оценкам (что нужно сделать, чтобы получить «тройку», «четверку» и т.д.). Например, для «пятерки» нужно выполнить все задания части 1, часть заданий группы В и два задания с развернутым ответом (на всякий случай два, а не одно) или половину заданий части 1 и три задания с развернутым ответом и т.д. Причем для каждого варианта требуется дать еще и планирование по времени (указать, сколько минут отводится на тот или иной этап). Напомните, что в планирование необходимо включить время на общую ориентацию в тесте (в начале) и проверку (в конце).

Когда эта работа будет завершена, попросите команды по очереди озвучить свои варианты. Фиксируйте предлагаемые алгоритмы на соответствующих листах. После завершения обсуждения в классе вывешиваются три плаката с нарисованными вверху листа оценками «3», «4» и «5».

Подведите итог и еще раз скажите о том, что к каждой оцен­ке можно прийти различными путями, и перечислите эти пути. Затем напомните, что не существует единственно правильного пути, для каждого человека есть свой, и предложите участникам подумать и решить, какой путь кажется им наиболее подходя­щим лично для них, и записать его.

По завершении этого задания скажите о том, что нет необходимости выполнять все задания. Даже если какие-то задания будут пропущены или решены неверно, общая оценка может быть достаточно высокой.

После этого раздайте детям демонстрационные материалы. Попросите просмотреть их и вычеркнуть те задания, которые для них абсолютно незнакомы. Затем предложите просмотреть ос­тавшиеся вопросы и определить, на какую оценку их хватит.

Общий вывод из этого упражнения: даже пропустив часть заданий, вполне возможно претендовать на высокую оценку.

Рефлексия

Попросите желающих сказать о том, какой способ деятельности для них оптимален.

Составление копилки

В копилку необходимо записать или все возможные пути достижения желаемой оценки, или тот, который кажется наиболее подходящим.


Методические рекомендации

При проведении этого занятия не следует акцентировать внимание на содержании тестовых заданий. Никакие задания не нужно решать или обсуждать способы их решения. Если же у школьников возникнут подобные вопросы, переадресуйте их к учителям-предметникам.

Если участникам будет трудно формулировать способы достижения желаемой оценки, можно предложить им один или два варианта в качестве образца. Однако очень важно, чтобы стратегии были предложены самими детьми. При формулировании способов особое внимание стоит обратить на то, чтобы они были «избыточными», то есть обеспечивали немного больший объем заданий (вдруг где-то закрадется ошибка или неточность).

В ходе анализа материалов занятия особое внимание следует обратить на то, что речь идет о достаточном объеме выполнения тестовых заданий и что совершенно не требуется справляться со всеми заданиями. Если у детей возникает впечатление, что при работе с демонстрационными материалами они вычеркивают слишком много вопросов, напомните, что они выполняли это упражнение без целенаправленной подготовки и, возможно, по предмету, который они сдавать вообще не будут.


Занятие 3. Как справиться со стрессом на экзамене?

Цель: познакомить учеников с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.

Необходимые материалы: мягкая игрушка.

Ход работы

Разогрев. «Самое трудное»

Ведущий показывает детям игрушку и предлагает следующее задание: «Тот, у кого в руках оказывается эта игрушка, должен продолжить фразу «Самое трудное на экзамене — это...» и передать игрушку любому другому человеку. Нельзя передавать игруш­ку одному и тому же человеку больше одного раза».

Презентация темы

Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, бес­покоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство меша­ют сосредоточиться, снижают внимательность. Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию, причем для этого совсем не нужно быть йогом. Существуют простые психо­логические способы справиться с тревогой в ситуации экзаме­на, и сегодня мы с ними познакомимся.

Информирование

Существуют различные способы справиться со своей тревогой. Мы познакомимся с некоторыми из них.

Простой, но очень эффективный способ — аутотренинг. Аутотренинг позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия и уверенности. Формулы аутотренинга направлены на подсознание.

Правила составления формулы аутотренинга:

1. Все утверждения должны быть сформулированы в утвердительной форме. Употребление частицы «не» запрещается.

2. Все утверждения должны быть сформулированы в настоящем времени. Нельзя употреблять слова типа «пытаться», «стараться». Например, удачной будет такая формула: «Все хорошо в моем мире. Я уверен и спокоен. Я быстро вспоминаю весь материал. Я сосредоточен».

Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.

Проигрывание

(Лучше всего проводить упражнения непосредственно после рассказа о той или иной технике.) Предложите учащимся составить формулы аутотренинга для себя. Попросите желающих прочитать составленные ими формулы.

«Состояние тревоги и покоя».

(Это упражнение можно провести перед тем, как рассказывать детям о релаксации.) Предложите участникам закрыть глаза и как можно лучше вспомнить или представить ситуацию, которая вызывает у них тревогу или волнение. Необходимо обратить внимание на то, что происходит с физическим самочувствием, как дети ощущают себя в ситуации тревоги. Затем предложите вспомнить ситуацию, в которой они чувствуют себя уверенно, и снова обратить внимание на физическое самочувствие.

По завершении этого упражнения обсудите его результаты и составьте «портрет тревоги» и «портрет спокойствия». Обратите особое внимание на то, что тревога сопровождается напряжением, а спокойствие — расслабленностью.

Упражнения на релаксацию

«Мышечная релаксация».

Наиболее простой способ — расслабление рук. Попросите детей принять удобное положение, положить руки на колени или на стол и закрыть глаза. Предложите им сосредоточить внимание на руках. Пусть дети ощутят тепло своих рук, их мягкость. Если в руках есть напряжение, просто позвольте ему быть. О том, что достигнуто полное расслабление, можно судить, если руки теплеют и становятся тяжелыми.

«Дыхательная релаксация».

Наиболее простой способ — это дыхание на счет. Предложите детям принять удобную позу, закрыть глаза и сосредоточиться на дыхании. На четыре счета де­лается вдох, на четыре счета — выдох.

«Медитация на предмет».

Попросите участников выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.) и положить его перед собой. Предложите им попробовать в течение определенного времени (не более 3-5 минут) удерживать все внимание на этом предмете, внимательно его рассматривать, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли.

По завершении релаксационных упражнений спросите у детей, как меняется их состояние.

Рефлексия

Спросите детей, какой способ снятия тревоги показался им наиболее подходящим лично для них. Составление копилки

Предложите детям записать наиболее подходящий для них способ снятия напряжения.

Методические рекомендации

Во время этого занятия очень важно создать особую спокойную атмосферу. Желательно, чтобы и сам ведущий был уравновешен и сдержан. При обсуждении формул особое внимание уделите удачным находкам. Объясните участникам, что не существует единственно правильного способа справиться со стрессом, каждый должен выбрать то, что подходит лично ему.

Занятие 4. Уверенность на экзамене

Цель: освоение способов совпадения с тревогой, актуализация внутренних ресурсов.

Необходимые материалы: листы бумаги (по количеству уча­щихся), запись медитативной музыки, цветные карандаши или мелки.

Ход работы

Разогрев. Игра «Передача хлопка»

Дети должны по очереди друг за другом хлопнуть в ладони, не делая пауз. Можно провести это упражнение на время (на­пример, какой ряд передаст хлопок быстрее).

Презентация темы

Мы уже говорили с вами о том, каким образом можно спра­виться с состоянием тревоги во время экзамена. Сегодня мы узнаем, что еще помогает чувствовать себя уверенно.

Информирование

Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как ты выглядишь. Внутреннее состояние уверенности можно обрести с помощью техники аутотренинга и релаксации, которые мы осваивали на прошлом занятии. А как еще можно повысить свою уверенность? Прежде всего, очень важно вести себя уверенно. Когда ведешь себя таким образом, то и ощущение тоже меняется. Кроме того, у каждого из нас есть свои собственные ресурсы, на которые можно опираться в стрессовой ситуации.

Проигрывание

Упражнение «Статуя уверенности и неуверенности». Попросите каждую группу представить, что у дверей школы решили поставить скульптуру, которая будет называться «Уверенность и неуверенность».

«Сейчас мы все попробуем себя в роли скульпторов. Задача каждой команды — представить проект такой скульптуры, в которой будут принимать участие все члены группы». Дайте детям 3—4 минуты на подготовку и предложите проде­монстрировать свои скульптуры. Затем подведите итоги упражнения и сформулируйте «образ уверенности» (из каких составляю­щих он складывается). Запишите на ватмане, какие особенности присущи образу уверенного человека, и озвучьте для учащихся (например, прямая спина, поднятый подбородок и т.д.).

Упражнение «Мои ресурсы». Попросите учеников разделить лист бумаги на две части. В одной части напишите: «Чем я могу похвастаться». Пусть дети запишут те свои качества и характеристики, которыми они могут гордиться, которые считают своими сильными сторонами. (Эти качества и характе­ристики могут и не иметь отношения к учебной деятельности.) Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может мне помочь на экзамене». Пусть ученики напротив каждой своей сильной стороны напишут, каким образом она сможет им помочь во время экзамена.

Предложите желающим озвучить результаты выполнения упражнения.

Упражнение «Образ уверенности». Попросите учеников зак­рыть глаза и представить, какой образ мог бы для них символи­зировать состояние уверенности. Когда они представят этот об­раз или символ, попросите их нарисовать его. Во время выполнения этого упражнения хорошо использовать запись медитативной музыки.

После окончания работы попросите участников показать рисунки окружающим и кратко рассказать о них. Скажите де­тям о том, что, представив себе этот символ в трудной ситуации, можно усилить свое ощущение уверенности. В конце урока подведите итоги и еще раз напомните о том, какие ресурсы можно использовать для обретения уверенности.

Рефлексия

Попросите учеников продолжить фразу: «Уверенность для меня — это ...».

Составление копилки

Дети записывают рекомендации самим себе, что помогает им чувствовать себя более уверенно.

Методические рекомендации

В ходе выполнения упражнения «Мои ресурсы» многие подростки испытывают затруднения при необходимости превратить сильные стороны в «помощников». Поэтому очень важно оказать им индивидуальную помощь, подсказав возможные варианты (например, общительность помогает вступать в контакт с экзаменатором). При обсуждении результатов упражнения «Образ уверенности» обратите внимание учеников на то, что они могут обогатить свою «коллекцию» образов уверенности за счет образов других.

Занятие 5. Сдаем ГИА-9

Цель: закрепление полученных знаний и навыков, переживание и осмысление ситуации экзамена.

Необходимые материалы: конверты (по числу участников), в каждом из которых находятся список заданий и бланки ответов — регистрационный, № 1 и № 2 (несколько конвертов должны содержать неполный комплект материалов); бланки с ключами правильных ответов и шкалой оценок (можно по одному на пару участников); плакат с названиями «профилей» в вашей школе и около каждого нужно указать необходимое для поступления количество баллов.

Ход работы

Разогрев. Игра «Счет до 30»

Участники должны досчитать до 30, каждый называет только одно число. Тот, кому выпадает число, которое делится на 3 или в котором есть тройка, вместо этого числа говорит «Не собьюсь».

Презентация темы

«Сегодня мы попробуем сдать государственный итоговый экзамен и поступить в профильный класс. При этом вы не будете сдавать экзамен ни по одному из школьных предметов и не будете поступать ни в один из реально существующих профильных классов или ССУЗов. Это игра, но игра с особым смыслом».

Попросите участников вспомнить, какой способ они выбрали для себя, и предложите им поработать во время «экзамена» именно этим способом.

Информирование

В ходе нашего занятия мы в игровой и сокращенно форме пройдем тот путь, который вам скоро предстоит пройти в реальности. Сначала каждый из вас получит конверт с заданиями ГИА и должен будет справиться с этими заданиями. Затем вы станете экспертами, проверите работы друг друга и подсчитаете баллы.

Проигрывание

Занятие имитирует реальную процедуру сдачи ГИА. Вначале дети получают конверты и проверяют их содержимое. В некоторых конвертах не хватает необходимых материалов, и ученики, обнаружившие отсутствие бланка или листа с заданиями, должны проинформировать об этом преподавателя. Он заменяет конверт, причем делает это публично, чтобы вы­пускники получили опыт самостоятельных действий в ситуации экзамена. Если никто из учеников не решится сказать о недостающих листах, следует задать вопрос: «У всех ли есть все необходимые материалы?» и обратить особое внимание ребят на то, что на экзамене очень важно внимательно проверить содержимое конверта и попросить заменить комплект, если он неполный или какой-либо из листов не очень хорошо пропечатан.

Предложите ученикам распланировать свое время с учетом того количества баллов, которое они хотят получить. Затем дети выполняют задания (в течение 10—15 минут). После этого они становятся экспертами, обмениваются своими тестами, проверяют тесты друг у друга и выставляют общее количество баллов. Для облегчения работы раздайте «экспертам» бланки с правильными ответами. Затем вывешивается плакат с названиями «профилей», и каждый ученик определяет, в какой класс он мог бы поступить.

Спросите детей, в какие «профильные классы» или ССУЗы они «поступили». Поздравьте всех «поступивших» с удачным завершением экзамена.

Рефлексия

Прежде всего, попросите участников поделиться впечатлениями, пусть они расскажут о том, что оказалось трудно, а что — легко, с какими неожиданностями они столкнулись.

Предложите выпускникам озвучить основной вывод из занятий, главную мысль, которую они с собой унесут.

Составление копилки

Пусть участники запишут в копилки тот вывод, который был сформулирован на предыдущем этапе.

Методические рекомендации

Завершающее занятие представляет собой моделирование ситуации сдачи государственного экзамена, поэтому желательно посвятить ему больше времени, чем обычно (1 — 1,5 часа). Это, по сути, репетиция, но ее особенности заключаются в том, что здесь проигрывается весь процесс сдачи ГИА. Это позволяет выпускникам более четко представить себе процедуру экзамена, а также его значение в переходный для каждого школьника момент: каждый сможет самостоятельно принимать решение о том, какую стратегию выбрать во время сдачи экзаменов, сколько баллов необходимо набрать для осуществления дальнейших планов и т.п.

Занятие проводится на симулированном (игровом) материале. Отказ от использования демонстрационных материалов позволяет детям отвлечься от содержательных моментов экзамена и целиком сконцентрироваться на процедурных моментах.

Некоторые конверты следует сделать неполными (положить туда не весь комплект). Процедура экзамена обязательно должна каким-то образом нарушаться, чтобы хотя бы один из участников мог попробовать подать апел­ляцию.

На этапе рефлексии, если позволяет время и особенности класса, можно обсудить в целом, что дали детям эти занятия, как изменилось их отношение к предстоящим экзаменам. В конце этого занятия копилки, которые хранились у ведущего, раздаются детям.

Очень важно закончить занятие на эмоционально положительном настрое. Хочется особо отметить, что ролевая игра не заменяет пробного экзамена, а является лишь подготовкой к нему.


Материалы к занятию 5

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из 3 частей. На ее выполнение дается 30 мин.

Часть 1 состоит из 14 заданий. К каждому заданию дано 4 ответа, один из которых является правильным. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте варианты отве­та. Выбранный вами ответ укажите в бланке ответов в соответ­ствии с номером задания (А1—А14).

Часть 2 состоит из 10 заданий, на которые надо дать соб­ственный краткий ответ. Свой ответ запишите в бланке ответов в соответствии с номером задания (В1 — В10).

Если в части 1 под одним номером предлагаются два вопроса (например, А9.1 и А9.2), то отвечайте только на один из них, относящийся к той теме, которую вы подробно изучали. Правильный ответ на оба вопроса будет зачтен как ответ на один вопрос.

Для экономии времени при выполнении заданий из частей 1 и 2 пропускайте те из них, которые вызывают у вас затруднение. К ним вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

Часть 3 состоит из 4-х заданий. В заданиях С1 — С4 вы даете письменно прямой развернутый ответ на вопрос.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1—А14) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

Группа А

А1. В каком веке творил поэт А.С. Пушкин?

1) XV 2) XIX

3) XVII 4) XX

А2. У кого из литературных персонажей в голове были одни опилки?

1) Карлсон 2) Винни-Пух

3) Гарри Поттер 4) Курочка Ряба

АЗ. Столицей какого государства является город Париж?

1) Англия 2) Россия

3) Франция 4) Швеция

А4. Сколько углов у треугольника?

1) три 2) четыре

3) ни одного 4) один

А5. Как долго просидел на печи Илья Муромец?

1) до совершеннолетия 2) с первого до одиннадцатого класса

3) тридцать лет и три года 4) пока не закончился полевой сезон

А6. Ботаника — это наука о:

1) животных 2) растениях

3) насекомых 4) очень старательных учениках

А7. Кто из названных ученых является известным физиком?


1) Дарвин 2) Ньютон

3) Фрейд 4) Добролюбов

А8. С кем сражалась Россия в войне 1812года

1) с немцами 2) с англичанами

3) с японцами 4) с французами

Выполните ОДНО из двух предложенных ниже заданий (А9.1 или А9.2). При выборе задания А9.1 поставьте знак «х» в позиции 5 для задания А9 в бланке ответов № 1, а при выборе А9.2 позиция 5 должна остаться пустой.

А9.1. На каком музыкальном инструменте играл Шерлок Холмс?

1) гармонь 2) балалайка

3) виолончель 4) скрипка

А 9.2. Музыку к балету «Лебединое озеро» написал:

1) Прокофьев 2) Чайковский

3) Рахманинов 4) Эминем

А10. С помощью какого оружия искал себе невесту Иван-царевич?

1) танк Т-34 2) лук со стрелами

3) автомат Калашникова 4) меч-кладенец

А11. Как звали Достоевского?

1) Иван Сергеевич 2) Александр Сергеевич

3) Федор Михайлович 4) Михаил Юрьевич

А 12. Какими способностями обладал главный герой сказки «Колобок»?

1) математическими 2) литературными

3) вокальными 4) организационными

А 13. Кто из названных животных является млекопитающим?

1) дельфин 2) ящерица

3) акула 4) рак-отшельник

А 14. Какой головной убор дал название литературному произведению?

1) зеленая фуражка 2) золотая корона

3) красная шапочка 4) черная бандана


Часть 2 Группа В

При выполнении этих заданий запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 рядом с номером задания (В1—В10), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде последовательности отдельных слов или слово­сочетаний без пробелов, знаков препинания и кавычек. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво.

В1. Напишите химическую формулу воды.

Ответ__________________________________

В 2. Как называется картина, на которой изображена природа?

Ответ __________________________________

В 3. Кто разработал Периодическую таблицу химических эле­ментов?

Ответ __________________________________

В 4. Назовите млекопитающих, которые умеют летать.

Ответ ____________________________________

В5. Кто из героев сказки «Репка» оказал решающее влияние на итоги сбора урожая?

Ответ ______________________________________

В 6. Кого из героев фильма «Матрица» сыграл актер Киану Ривз?

Ответ ______________________________________

В 7. Напишите инициалы и фамилию автора произведения «Война и мир».

Ответ _________________________________________

В 8. В каком году закончилась Вторая мировая война? Ответ_________________________________________

В 9. Назовите столицу Соединенных Штатов Америки. Ответ____________________________________

В 10. Как называется традиционная часть басни, в которой заключен основной авторский вывод?

Ответ _____________________________________


Часть 3 Группа С

Для ответов на задания этой части (С1—С4) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво.

С1. Рассмотрите историческую ситуацию в России в начале XX века.

С 2. Проведите сравнительный анализ главных героев сказок «По щучьему веленью» и «Царевна-лягушка».

С З. Опишите взаимоотношения в американской семье на при­мере сериала «Симпсоны».

С 4. Охарактеризуйте особенности отношения монархов и служителей религиозных культов в Средневековье на материале сказки «Спящая красавица»