СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приложение к теме самообразования «Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приложение к теме самообразования «Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС»

Слайд 1

Здравствуйте, меня зовут Рябичева Наталья Алексеевна, работаю учителем начальных классов.Сегодня хотела бы представить вам тему своего самообразования «Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС

Слайд 2

Свое выступление я хочу начать со слов выдающегося ученого Л. Леонтьева , он отмечал, что самоконтроль и самооценка представляют часть целостной учебной деятельности, значит их надо формировать (и рассматривать) в комплексе.

Слайд 3

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)  ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, развитие у него способности   самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать  и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.

   Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценивания, которая выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность. А значит, задача учителя – помочь ребёнку научиться оценивать свои возможности.  Ведь те дети, которые могут адекватно оценить себя, с интересом учатся в школе, легче переносят неудачи. Такие дети более общительны, раскрепощены на уроках и в повседневной жизни, у них много друзей.



Слайд 4

В структуре учебной деятельности особое место занимает действие контроля, имеющее специфические функции: оно направлено на саму деятельность, фиксирует отношение учащихся к себе как к субъекту, вследствие чего его направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер.

Кроме действия контроля большую роль в усвоении младшими школьниками знаний играет действие оценки . Оно позволяет определить усвоен или не усвоен ( и в какой степени ) общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели.





Слайд 5

Самооценка — компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. Главный смысл самооценки

заключается в самоконтроле обучающегося,

его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.



Слайд 6

Мне хочется рассказать о некоторых своих наработках в этой области, которые смогут помочь справиться с некоторыми затруднениями. Как может быть организовано самооценивание учеников начальных классов? Я хочу остановиться лишь на тех, которые использую в своей работе и внеурочной деятельности.

Самооценка необходима для личностного роста. Именно при наличии высокой самооценки возможно реальное понимание ситуации, себя и окружающих людей. Высокая самооценка прямо связана с достаточно низкой тревожностью. Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.

«Цветовые дорожки »

1. Цветовые дорожки позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трѐх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой.

  • Красный цвет — это сигнал тревоги: мне было очень трудно, мне нужна помощь

  • жѐлтый — неуверенности: мне было трудно, но я справился с заданием

  • зелѐный — благополучия: урок прошел удачно, я доволен собой

Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи



2.Светофор, другой вариант той же методики, даѐт мне возможность посылать  сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки тех же трѐх цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жѐлтую или зелѐную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока.

Слайд 7

Следующий прием «Линеечка». 

Запись на слайде

Проверяя сданные работы, я показываю, насколько согласна с самооценкой детей. Если я соглашаюсь с мнением ученика, то обвожу его крестик на линеечке, если не согласна, то ставлю крестик выше или ниже. Если моя оценка работы совпадает с оценкой детей, значит, ученик умеет оценить себя. Необходимо обращать на это внимание и хвалить детей за это.



Слайд 8

Прием «Радуга».

Учащиеся вытягивают определенный цвет радуги и заканчивают предложение (Теперь я могу, я научился, было трудно…..) Этот прием я применяю на любом уроке

«Древо творчества»

Данный прием используется для рефлексии собственной учебной деятельности в течение всего урока. Наиболее эффективно применяется на уроках закрепления На доске наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки, рядом с которым указаны критерии оценивания. Яблоко – урок прошел плодотворно, лист – пропащий день, цветы – довольно неплохо. При подведении итога урока дети выбирают и прикрепляют на ствол яблони или яблоко, или лист, или цветок. В поле зрения учителя все дети. По собственному желанию дети комментируют свой выбор. Учителем фиксируются результаты тех детей, которые для оценки своей работы выбрали лист. Планируется коррекционная работа. На мой взгляд, данная методика универсальна. Ее можно использовать на различных уроках и в качестве пособия, например урок русского языка, тема «Однокоренные слова».



Слайд 9

Следующий прием формирования самооценки «Оценочный лист» «Мы вместе»

Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительной мотивации учения. Перед уроком детям выдается карточка, в верхней строке которой указаны номера заданий, выносимых учителем на контроль. Во 2 строке – самооценка ученика выполненного задания, в 3 – оценка учителя. При использовании данной методики особое внимание уделяется выбору заданий, выносимых на контроль, ребенок должен видеть результат: совпадает ли его оценка с оценкой учителя, или нет

Слайд 10

С целью отслеживания результатов уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников использую  методику Н.Г. Лускановой. «Лесенка». Предлагается лесенка из 5 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа по самооценке, впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке.

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в

самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.





«Сосед по парте»

Работу целесообразно проводить двумя способами:

1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочѐты.

2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем идѐт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несоответствие оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок. Оценки совпали: оценки не совпали. Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.



Слайд 11

Прием «Говорящие рисунки», этот прием использую практически на каждом уроке.

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.



Слайд 12

В результате целенаправленной работы по формированию самооценки, дети учатся не только оценивать границы своих возможностей, фиксировать трудность, но и анализировать ее причину, то есть выходить за границы собственных знаний и умений, строить догадки о неизвестном.

Слайд 13

Австрийская писательница,драматург Мари Фон Эбнер Эшенбах писала: « Все зависит от окружения. Солнце на небе не столь высокого мнения о себе, как свечка, зажженная в погребе. »

В ходе моей работы по формированию самооценки наблюдается положительная динамика по всем основным показателям учебной деятельности учащихся, что соответствует планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Следовательно, безотметочное обучение с формированием самооценки оказало положительное влияние на личностное развитие учащихся.

Нужно стремиться к тому, чтобы каждый наш ученик обрѐл здоровую, спокойную уверенность в себе . Это позволит ребѐнку осознать свои возможности, развить их и реализовать.

Слайд 14

Спасибо за внимание.



Использованная литература:

  • Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001

  • Рытченко Т.А. Психология и педагогика: Учебно-практическое пособие. - М.: МЭСИ. 2000. - 85с.

  • Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. — Л., 1935. с. 146

  • Липкина А. И. Самооценка школьника.— М., 1976. с.68.

  • Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности.

  • Образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. М.: Рассказовъ, 2002





Слайд 15

И в заключении хотела бы, чтоб вы уважаемая комиссия оценили мое выступление. У вас на столах лежат кружочки с красным, желтым и зеленым цветом, поднимите зеленый кружочек, если все было понятно, желтый- не все понятно есть вопросы, красный- ничего не понятно



















Положительные результаты работы по формированию самооценки младшего школьника:

  • осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний;

  • в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия ;

  • уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта ;

  • умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник - я».

- повышение уровня ответственности за учебную деятельность; самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность.



Алгоритм формирования самооценки на уроке:

  • Понимаю задание и определяю цель его выполнения.

Алгоритм понимания задания: читаю задание; представляю результат;

определяю форму выражения результата; составляю план действий.

2. Определяю уровень выполняемого задания в диалоге с учителем: необходимый - соответствие требованиям государственного стандарта, программный - максимальный - сверх школьных требований.

3. Разрабатываю в диалоге с учителем критерии правильности выполнения

задания, которые можно оформить в виде оценочной шкалы или таблицы .

5. Сравниваю полученный результат с нормой после выполнения задания.

6. Провожу  самооценку   полученного результата и выражаю ее в форме символов или оценочной шкалы.















Показатели сформированности самоконтроля и самооценки:

- умение перед началом работы спланировать ее;

- умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;

- умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;

- умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково-символическим изображением;

- умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.

задачи:

  • развивать у обучающихся умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;

  • мотивировать обучающихся на успех, избавить их от страха перед школьным контролем и оцениванием;

  • повышение собственного методического уровня;

  • обобщение и распространение собственного педагогического опыта.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!