Приложение 1
Лист самоконтроля ученика (-цы) 7 -го класса
( ФИО)
Тема урока: «Плавание тел»
№ задания | «+» или «- » |
1. Ответить на вопросы и выполнить тест. | Количество баллов - |
2. Экспериментальное задание | |
3.Сообщение учащегося | |
4. Решение качественных задач | |
Приложение 2
РАБОЧИЙ ЛИСТ ( задание №1)
1.Ответь на вопросы
Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?
Как направлена эта сила?
От чего зависит, архимедова сила?
А если тело не полностью погружено в жидкость, то как определяется архимедова сила?
2. Тест
а. Сила тяжести определяется…
А. F=mg
Б. F=ρgh
В. F=ρgV
б. Сила тяжести направлена….
А. Вверх
Б. Вниз
В. Горизонтально
в. Сила Архимеда определяется…
А. F=mg
Б. F=ρgh
В. F=ρgV
Приложение 3
Технологическая карта выполнения практической работы №1
Оборудование: сосуд с водой, таблица плотностей твердых тел и жидкостей, алюминиевый цилиндр, железный, кусочек парафина, кусочек пробки, деревянный брусок.
Задание:
1) Пронаблюдайте, какие из предложенных тел, тонут, а какие плавают в воде;
2) Найдите в таблице плотности соответствующих веществ и сравните с плотностью воды. Результаты оформить в виде таблицы:
Жидкость | Предмет | Соотноше-ние плотностей ( ) | Наблюдение |
Наименован-ие | Плотность (кг/м3) | Материал | Плотность (кг/м3) |
Вода (H2O) | | Железо (Fe) | | | |
Вода (H2O) | | Алюминий (Al) | | | |
Вода (H2O) | | Дерево (сосна) | | | |
Вода (H2O) | | Пробка | | | |
Вода (H2O) | | Парафин (свечка) | | | |
3) Сравните глубину погружения дерева и парафина в воду
Описание наблюдения и вывод:
Вопросы учителя | Ответы учеников |
1. Посмотрим, как ведут себя тела, погружённые в воду изготовленные из дерева, железа, алюминия и парафина в одной и той же жидкости. Что вы заметили? | Тела из железа и алюминия тонут, а из дерева и парафина всплыли. |
|
2. Ребята, а что вы можете сказать о плотности этих тел? Сравните их с плотностью воды? | Плотность железа и алюминия больше чем плотность воды (они тонут), а плотности дерева, парафина меньше плотности воды(они всплывают). |
Делаем вывод из данных экспериментов:
Технологическая карта выполнения практической работы №2
Задание. Наблюдение всплытия масляного пятна, под действием выталкивающей силы воды.
Цель работы: Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы.
Оборудование: сосуды с маслом, водой, пипетка.
Последовательность проведения опыта:
1. Возьмем с помощью пипетки несколько капель масла.
2. Опустим пипетку на глубину 3 – 4 см в стакан с водой.
3. Выпустим масло и пронаблюдаем, образование масляного пятна на поверхности воды.
4. На основе проделанного опыта сделайте вывод.
Вывод: подсолнечное масло плавает на поверхности воды.
__________________________________________________________
С помощью таблицы плотностей укажите плотность используемых жидкостей.
ρм =
ρв =
Технологическая карта выполнения практической работы №3
Задание: Выяснить, какой груз может поднять плот (кусок пенопласта) в воде.
1) Пенопласт плавает на поверхности воды.
2) Аккуратно укладывайте гирьки на плот, пока он не потонет.
Запишите, какой вес не смог выдержать плот.
2) Теперь узнаем, что случится если увеличить массу тела, а следовательно и его силу тяжести.
Вопросы учителя | Ответы ученика. |
Расскажите о своей работе? | Я укладывал на плот гирьки и когда масса, достигла …… то плот утонул. |
Ребята, увеличивая количество гирек на плоту, вы вместе с тем увеличивали массу тела. Какая при этом сила увеличивалась? | |
Технологическая карта выполнения практической работы №4
Задание: Заставить картофель плавать в воде.
1) Опустите картофель в ёмкость с водой. Запишите, что вы наблюдаете.
Он тонет.
2) Добавьте в ёмкость с водой соль и размешайте. После опустите картофель в ёмкость. Запишите ваши наблюдения.
Он всплывёт.
3) Сравните плотность воды чистой и воды солёной (морской) (таблица плотности )
Плотность чистой воды меньше плотности морской воды.
ρв=
ρс=
3) Теперь выясним, можно ли заставить плавать тела, которые в обычных условиях тонут в воде, например картофелину .
Вопросы учителя | Ответы ученика |
1.Ребята пытались научить картофель плавать. Расскажите об этом эксперименте. | Мы сначала убедились, что картофель в чистой воде тонет. Чтобы заставить его плавать мы засыпали в воду соли. В солёной воде картофель стал плавать. |
2. Что же произошло, как вам удалось договориться с картофелем? | У соленой воды увеличилась плотность, и она стала сильнее выталкивать картофелину. Плотность воды возросла, и Архимедова сила, стала больше. |
Вывод:
Технологическая карта выполнения практической работы №5
Задание: добиться, чтобы кусок пластилина плавал в воде.
Мы лепим из пластилина кораблик. За счёт этого увеличивается V тела, а следовательно и сила Архимеда. Пластилин плавает.
У ребят выполнявшим задание с пластилином, соли не было. Каким образом им удалось добиться, чтобы пластилин плавал в воде? | Мы сделали из пластилина лодочку, она имеет большой объем и поэтому плавает. |
Приложение 4

Приложение 5
Таблица – памятка
Условия плавания тел |
Поведение тел | Соотношения между силами | Соотношения между плотностями |
FТ ? FА | ρТ ? ρж |
Тело тонет, если… | FТ … FА | ρТ … ρж |
Тело плавает, если… | FТ … FА | ρТ … ρж |
Тело находится в равновесии в любом месте жидкости, если… | FТ … FА | ρТ … ρж |