Приложение № 4.1.2

Содержание
Гимнастика для глаз стр. 3
Дыхательная гимнастика стр. 8
Пальчиковая гимнастика стр. 16
Интернет ресурсы стр. 23
Гимнастика для глаз
Упражнения для глаз заключаются в основном в фиксации зрения на различных точках, движении взгляда по тренжерам В.Базарного и некоторых движениях глазными яблоками и веками ( по методу йогов). Эти упражнения способствуют восстановлению нормального зрения независимо от характера имеющихся нарушений (близорукости или дальнозоркости). Упражнения рекомендуется выполнять 2 раза в день до тех пор, пока они выполняются легко. После них нельзя в течение 20 минут писать, рисовать или смотреть телевизор.

“Весёлая неделька”
Понедельник
Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
Вторник
Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
Среда
В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).
Четверг
По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).
Пятница
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).
Суббота
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).
Воскресенье
В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Гимнастика для глаз по методике Э.С.Аветисова
Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости)
Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.
Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.
Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.
Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза.
Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуге и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.
Группа вторая (для укрепления мышц)
Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.
Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.
Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так -8-10 раз.
Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз.
Группа третья (для улучшения аккомодации)
В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.
Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.
Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так — 6-8 раз.
Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.
Упражнения для улучшения зрения («Science-Health»)
«Глаза работают благодаря мускулам, а мускулы надо тренировать.

Движения глазами лучше делать утром или вечером, перед сном. Каждое упражнение повторяйте по 5-30 раз, начинайте с малого, постепенно увеличивайте нагрузку. Движения плавные, без рывков, между упражнениями полезно поморгать. И не забудьте снять очки или контактные линзы.
Упражнения для улучшения зрения отличный способ восстановить ваше зрение.
Смотрим в окно
Делаем точку из пластилина и лепим на стекло. Выбираем за окном далекий объект, несколько секунд смотрим вдаль, потом переводим взгляд на точку. Позже можно усложнить нагрузки: фокусироваться на четырех разноудаленных объектах.
Рисуем картинку
Первая помощь для глаз — закройте их на несколько минут и представьте что-то приятное. А если потереть ладони рук и прикрыть глаза теплыми ладонями, скрестив пальцы на середине лба, то эффект будет заметнее.
«Стреляем глазками» (как на картинке)

Сводим зрачки к переносице изо всех сил, приблизив палец к носу.
Часто-часто моргаем веками — как бабочка машет крылышками.
Таблица Шульте
Данная таблица используется для того, чтобы расширить свое поле зрения.
Правила тренировки на таблицах Шульте.Находить цифры необходимо беззвучным счётом, то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска).
Найденные цифры указываются только взглядом. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 сек.Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком.При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз только в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены.
Расстояние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, то есть примерно 25—30 см.Время и периодичность тренировок нужно выбирать так, чтобы не переутомляться.
При работе с таблицами Шульте следует постоянно помнить, что тренировка здесь не самоцель. Главное — расширение поля зрения, что может быть достигнуто только при аккуратном выполнении правил работы с таблицами, систематическими и осознанными тренировками.

Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких. Удаляет мокроту. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища Динамические дыхательные упражнения сочетаются с различными движениями. Детям, страдающим заболеванием органов дыхания, помогают упражнения с акцентом на выдох, произнесением различных звуков. В конце занятий можно проводить релаксационное дыхание под музыку. Структуру релаксационного дыхания составляют длина, частота и соотношения между вдохом и выдохом. Вдыхать и выдыхать можно ртом и носом. Релаксационное дыхание хорошо сочетается с упражнениями мышечной релаксации.
Дыхательные упражнения выполняются от 2 до 5 мин. Заниматься можно стоя, сидя, лежа на спине.
Примерные комплексы дыхательной гимнастики
Комплекс 1.
Послушаем свое дыхание
Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма.
Исходное положение - стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.
В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:
куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно);
какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;
какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом(автоматической паузой);
тихое, неслышное дыхание или шумное.
Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.
Дышим тихо, спокойно и плавно
Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.
Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10раз).
Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
Подыши одной ноздрей
Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».
3-4. То же другими ноздрями.
Повторить 3-6 раз.
Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.
Воздушный шар (дышим животом, нижнее дыхание)
Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.
Исходное положение - лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.
Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.
Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий - живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивается к спине.
Повторить 4-10 раз.
Воздушный шар в грудной клетке (среднее, реберное дыхание)
Цель: учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.
Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание.
Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.
Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.
На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.
Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки.
Повторить 6-10 раз.
Воздушный шар поднимается вверх (верхнее дыхание)
Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.
Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.
Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч.
Повторить 4-8 раз.
Ветер (очистительное, полное дыхание)
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
Повторить 3-4 раза.
Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.
Радуга, обними меня
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
Исходное положение - стоя или в движении.
Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
Задержать дыхание на 3-4 секунд.
Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо.
Повторить 3-4 раза.
Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».
Комплекс 2.
Цель данного комплекса: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и легкие.
Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.
Подыши одной ноздрей
Повторить упражнение «Подыши одной ноздрей» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой.
Ежик
Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.
Повторить 4-8 раз.
Губы «трубкой»
Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.
Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.
Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).
Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.
Повторить 4-6 раз.
Ушки
Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправовлево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4-5 раз.
Пускаем мыльные пузыри
При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.
Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз.
Язык «трубкой»
Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».
Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки.
Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза - 3-5 секунд.
Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.
Повторить 4-8 раз.
Насос
Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.
Выполнять наклоны вперед-вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов).
Выдох произвольный.
Повторить 3-б раз.
Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.
Усложнение. Повторить 3 раза упражнение, затем наклоны вперед-назад (большой маятник), делая при этом вдох-выдох. Руки при наклоне вперед свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам. При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.
Повторить 3-5 раз.
Дышим тихо, спокойно и плавно
Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.
Комплекс 3.
Проводится в игровой форме.
Ветер на планете
Повторить упражнение «Насос» из комплекса № 1.
Планета «Сат-Нам» - отзовись! (йоговское дыхание)
Цель. Учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.
Исходное положение - сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.
После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат-нам».
Повторить 3-5 раз.
Примечание. «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу - это резкий выдох. «Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота-это небольшой вдох.
Цикл дыхания: выдох «сат» - пауза - вдох «нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» - все расслабляется.
Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 8-10 раз произнесут «Сат-нам», взрослый говорит: «Позывные принял!»
На планете дышится тихо, спокойно и плавно
Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой с целью расслабления мышечного тонуса.
Инопланетяне
Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета «Сат-нам» - отзовись!»
Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.
Исходное положение - 3-4 раза из положения лежа на спине, 3-4 раза стоя. Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются» и т. д.
Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную клетку.
Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью легкие.
Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая: «Я сильный (ая)».
Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.
Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
1. Все три комплекса связаны между собой по степени увеличения физической нагрузки на определенные мышцы дыхательной системы и по технике выполнения.
В первом комплексе больше внимания уделяется типам дыхания - успокаивающе-восстановляющему и очистительному (упражнения выполняются без особого напряжения мышц).
Второй комплекс направлен на укрепление носоглотки, верхних дыхательных путей и легких с напряжением тонуса определенных групп мышц.
Третий комплекс в основном направлен на укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы.
Все три комплекса необходимо чередовать в течение одной или двух недель, т. е. каждый комплекс проводить по 2-3 дня. (При разучивании каждого комплекса количество дней можно увеличить.)
Можно комплексы варьировать: например, весь комплекс, но с меньшей дозировкой в упражнениях, или по 3-4 упражнения из разных комплексов, но с сохранением дозировки.
Младшие дошкольники выполняют все дыхательные упражнения с меньшей дозировкой и в упрощенной форме, с постепенным усложнением.
2. Отдельные упражнения включены в оздоровительную гимнастику, можно также использовать данные комплексы в качестве профилактики от простудных заболеваний, особенно в холодное время года.
3. Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с упрощенной формы выполнения. Дети одного возраста развиваются поразному, поэтому каждому ребенку нужно показать точную технику выполнения дыхательного упражнения, строить работу в зависимости от его индивидуальных возможностей.
4. Дыхательные упражнения «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Ветер», «Радуга, обними меня» из первого комплекса полезны для восстановления организма и дыхания после любой физической нагрузки.
Комплексы дыхательных упражнений
Дыхательные упражнения направлены на развитие, улучшение функции дыхательной системы, профилактику тонзиллита, бронхита, бронхиальной астмы, туберкулеза.
После разминки выполняются дыхательные упражнения.
1. «К нам залетел теплый ветерок».
Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох, выдох - удлиненный с мягким звуком «ха».
2. «На нас подул холодный зимний ветер».
Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох носом, выдох со звуком «у-у-у».
3. «К нам в окно влетела пчела».
Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох, выдох через плотно сжатые зубы со звуком «з-з-з».
4. «Щенок хочет с нами поиграть».
Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох, выдох со звуком «рр-рр».
Разминка с различными элементами двигательной активности. Дыхательные упражнения те же, только с добавлением диафрагмального дыхания.
Диафрагмальное дыхание, или брюшное дыхание.
Исходное положение - лежа на спине, ладони положить на живот вдоль средней ладони. Сделать глубокий вдох, а затем спокойный выдох, снова повторить то же. Внимание сконцентрировать на процессе дыхания. С помощью рук следить, как при вдохе живот «раздувается, наполняясь воздухом» (6-8раз).
Диафрагмальное дыхание полезно при любых заболеваниях, так как при работе диафрагмы органы грудной и брюшной полости мягко массируются, что улучшает их кровоснабжение.
Диафрагмальное дыхание регулирует деятельность кишечника, улучшает пищеварение, положительно влияет на работу сердца, хорошо вентилирует нижние доли легких, успокаивает нервную систему.
Средство для восстановления сил и дыхания после физической нагрузки. Помогает сохранить душевное равновесие.
Полное дыхание.
Техника выполнения: полный выдох, медленно вдохнуть, слегка выпячивая живот, приподнимая и расширяя ребра, заканчивая поднятием ключиц и плеч. Выдох осуществляется в той же последовательности: опустить живот, среднюю часть грудной клетки и ключицы. Продолжительность вдоха и выдоха одинакова. (Повторить 5-6раз.)
Приводит в действие весь дыхательный аппарат, излечивает легочные заболевания, а также простудные заболевания. Вырабатывает правильное дыхание.
Дыхание для восстановления сил душевного равновесия.
Дыхание «Ха». Исходное положение - основная стойка. Вдох - медленно поднимая руки вверх, задержать дыхание, выдох - приглушенный звук «ха» через рот, наклониться всем корпусом и расслабить мышцы рук.
Активизация ладоней: сложить ладони перед грудью и энергично потереть их.
Солнечная поза. Исходное положение - стоя на ширине плеч. Медленно поднять руки и развести их ладонями в стороны и вверх.
Сопровождающий текст: «Представьте над головой голубое небо и солнце. Тянитесь навстречу его ласковым тёплым лучам. Солнечные лучи проникают в каждую клеточку вашего тела, и оно наливается силой, энергией».
Собирать ладошками лучики солнца, медленно сводя ладони. Затем сделать лёгкий массаж.
Энергетический массаж. Исходное положение - стоя или сидя. Разогреть (растереть) ладошки и помассировать ладонями лицо, голову, шею, грудь, живот, бедра, ноги ступней.
«Сеятель». Исходное положение - стоя, руки на области сердца - вдох, выдох - руки вперед, послать тепло своего сердца друзьям, повернувшись к другу. Посылать лучики своего солнышка-сердца всем людям Земли, друзьям.
«Водолазы». Исходное положение - стоя, выдох, резкий вдох с быстрым приседанием на корточки, нос зажать, насколько возможно, задержать дыхание.
«Звуковое дыхание «м м м...» Ребенок делает два спокойных вдоха, затем глубокий вдох, выдох и произносим звук «ммм...» с закрытым ртом как можно дольше, до следующего вдоха.
«Очищающее дыхание» (снимает напряжение, применяется вначале и в конце любого оздоровительного комплекса).
Исходное положение - стоя, через плотно сжатые губы делается ступенчатый выход с сопротивлением.
«Надувание шаров». Тренировка дыхательных мышц, участвующих в выдохе.
«Пропеллер». Исходное положение - стоя, руки разведены в стороны. Вдох, на выдохе (через плотно сжатые губы) вращение из стороны в сторону.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвратит возможность возникновения детских неврозов
Ладушки.
Цель: развитие мелких движений кисти, чувства ритма.
Ход: ребенок выполняет хлопки в ладоши, вначале подражая взрослому, потом по его словесному указанию (перед собой, за спиной, над головой) в положении стоя, сидя на корточках, лежа на животе и на спине.
Игра с пальчиками.
Цель: развитие подвижности пальцев рук.
Ход: ребенок сидит перед взрослым на стуле. Взрослый читает стихи, сопровождая чтение последовательным загибанием пальцев на обеих руках. Ребенок повторяет.
Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел.
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфеткой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть,
Братьев слушать приглашать.
Правый же Большой плясал
И на танец приглашал.
Один-два-три-четыре-пять!
М. Кольцова
Ивану-большаку – дрова рубить,
Ваське-указке – воду носить,
Мишке-среднему – печку топить,
Гришке-сиротке – кашу варить,
А Тимошке-крошке – песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать!
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики: «Ура!
В детский сад идти пора!»
М. Кольцова
Оладушки.
Цель: развитие подвижности пальцев, умения двигаться в соответствии со словами.
Ход: ребенок сидит на стуле перед взрослым и под песенку взрослого повторяет за ним движения.
Пальчик о пальчик – тук да тук (2 раза).
Хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладоши).
Ножками топай, топай (2раза)!
Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками)!
Пальчик о пальчик – тук да тук (2 раза).
Ладони на столе.
На счет «раз» – пальцы врозь, «два» – вместе.
Пальчики здороваются.
На счет «раз, два, три, четыре, пять» поочередно соединяются пальцы обеих рук – большой с большим и т. д.
Ладошки – кулачок – ребро.
На счет «раз» – ладошки, «два» – сжимают в кулачок, «три» – ставят руку на ребро.
Человечек.
Указательный и средний пальцы сначала правой, потом левой руки бегают по столу.
Дети бегут наперегонки.
Движения, как в четвертом упражнении, но выполняются одновременно обеими руками.
Потешка.
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Очки.
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Этот пальчик.
Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать.
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
– Тише, пальчик, не шуми!
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
Лодка.
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).
Пароход.
Пароход плывет по речке
И пыхтит он, словно печка.
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.
Шарик.
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
Замок.
Пальцы сплетем, и замок мы получим.
Повторим еще и получится лучше.
Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.
Дружба.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок.
Мы с вами подружимся,
Маленькие пальчики.
Ритмичное качание мизинцев.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинай считать опять.
Поочередное касание пальцев обеих рук, начиная с мизинцев.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать.
Руки вниз, встряхнуть кистями.
Флажок.
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный, мизинец) – вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
Домик.
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
Стул.
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук на счет «раз».
Стол.
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.
Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать на счет «раз».
Грабли.
Листья падают в саду,
Я их граблями смету.
Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.
Цепочка.
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.
Скворечник.
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты внутрь.
Елка.
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.
Корзинка.
В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.
Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.
Колокольчик.
Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.
Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз и ребенок им свободно вращает.
Зайчик в норке.
У елки на пригорке
Спрятался зайчишка в норке.
Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.
Зайка и барабан.
Зайка взял свой барабан
И ударил трам-трам-трам.
Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.
Краб.
Краб ползет по дну,
Выставив свою клешню.
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони в одну сторону, затем в другую.
Дерево.
У дерева ствол,
На стволе много веток,
А листья на ветках
Зеленого цвета.
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
Филин.
Сидит филин на суку
И кричит бу-бу-бу-бу.
Руки в кулачок, прижаты. Большие пальчики – вверх (ушки), указательные пальцы вместе: они выставлены на вас (нос).
Интернет ресурсы:
Инновационный проект оздоровительная работа в доу http://rudocs.exdat.com/docs/index-385265.html?page=4
Источник: http://doshvozrast.ru/ozdorov/gimnastika10.htm
Интернет ресурс: Детские Ботаники http://www.debotaniki.ru/2011/02/vesyolaya-gimnastika-dlya-glaz/2/
Каждый может вернуть хорошее зрение http://www.liveinternet.ru/users/mi-_ki-ra/post314905140/
Источник: http://smartinf.ru/news/jqkb3aD09