ЦЕЛИ УРОКА: совершенствовать умения опознавать и характеризовать признаки текста,
• выделять в тексте зачин, основную часть и концовку;
• находить средства связи предложений в тексте;
• научиться практическим приёмам развёртывания содержания текста и подбору средств связи предложений в тексте;
• развивать умение работы с текстом и воспитывать культуру речи .
Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку "ТЕКСТ. КОМПОЗИЦИЯ ТЕКСТА. СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ"»
ТЕКСТ И ЕГО ПРИЗНАКИ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/01/s_58df817c37480/146055_1.jpeg)
Прочитайте две записи. В какой из них предложения связаны по смыслу. Озаглавьте её и спишите.
Маленькая льдина быстро плыла по реке. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Чистым белым снегом покрылась земля.
Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.
Каково основное назначение текста?
Какие признаки текста вы знаете?
Во второй записи попробуйте изменить порядок предложений; порядок слов в предложениях, затем заменить настоящее время глагола в одном предложении – прошедшим, а в другом – будущим.
Что значит писать и говорить на тему?
Развивайте умение писать и говорить на тему. Готовясь к устному или письменному высказыванию, вдумайтесь в его тему.
Каждое слово в названии темы имеет значение. Например, темы: «Снег», «Первый снег», «Снег в лесу», «Снег однажды вечером» - близкие, но разные.
Высказывание нужно строить так, чтобы каждое предложение в нём помогало раскрытию данной конкретной темы.
Вы знаете, что в тексте предложения связаны не только темой, но и определённой идеей, основной мыслью.
Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её нужно «найти» и сформулировать.
Прочитайте и запишите высказывание М.Горького.
Прежде, чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.
Какой вопрос из этого высказывания помогает вам определить тему будущего сочинения, какой – основную мысль?
Прочитайте заглавия заметок. Какие из них отражают тему, а какие – основную мысль?![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/01/s_58df817c37480/146055_2.png)
Конкурс юных пианистов.
Спорт учит мужеству.
Мы на выставку идём!
Какое чудо – цирк!
Спортивные соревнования.
Учитель мужества – футбол.
Готовясь к устному или письменному высказыванию, продумайте, кого и в чём вы будете убеждать. Что доказывать, к каким выводам подводить. Высказывание надо строить так, чтобы всё в нём было подчинено определённой мысли, идее. Какова же композиция высказывания? На какие части можно разделить любое высказывание?
концовка
Основная часть
зачин
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/01/s_58df817c37480/146055_7.png)
Составьте такие предложения, чтобы получился текст на тему «Где живёт жар-птица».
Жил-был царь. У царя …. сад. В том саду …. яблоня. На яблоне … золотая клетка. В той клетке …
Как связаны предложения в тексте? Как называется такой способ связи предложений?