бакалаврская работа ПРИМЕНЕНИЕ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ САМБО ШКОЛЬНИКОВ 8-10 ЛЕТ
Работу выполнил
Матико Илья Сергеевич
Введение
Актуальность исследования:
- Актуальность проблемы применения акробатических упражнений в процессе обучения самбо в настоящее время несомненна. Занятия с применением элементов акробатики не только позволяют воспитать необходимые двигательные навыки, но и сделать процесс обучения самбо более эффективным.
Цель исследования - выявить эффективность применения акробатических упражнений при начальном обучении самбо детей 8 – 10 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические аспекты проблемы применения акробатических упражнений при подготовки юных самбистов;
2. Изучить возрастные особенности физического развития школьников 8 – 10 лет;
3. Изучить основные методы и приемы акробатики, применяемые в учебно-тренировочном процессе самбо;
4. Проверить эффективность применения акробатических упражнений для начального обучения самбо школьников 8 – 10 лет.
Объект исследования – физическое воспитание детей 8 – 10 лет, занимающихся самбо во внеурочной деятельности
Предмет исследования –процесс обучения самбо детей 8 – 10 лет с использованием акробатических упражнений
Гипотеза : уровень общей физической подготовленности школьников 8-10 лет будет выше, а процесс обучения самбо детей этого возраста будет эффективнее, если применять акробатические упражнения.
Основная часть
Исследование проводилось на базе начальной школы МБОУ «СШ № 10» г. Чехов во внеурочной деятельности на секционных занятиях по самбо. В эксперименте приняли участие 20 учеников 2 – 4 классов в возрасте 8 – 10 лет, из которых были сформированы экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы по 10 человек в каждой.
Контрольные испытания, проведенные для подтверждения эффективности упражнений при занятиях самбо:
- Челночный бег 3×10 м, сек;
- Подтягивания на низкой перекладине (кол-во раз/мин).;
- Прыжок в длину с места, см;
- Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин).
Упражнения
Мальчики
Челночный бег 3×10 м, сек
5
Подтягивания на низкой перекладине (кол-во раз/мин)
4
8,6
Прыжок в длину с места, см
Девочки
3
20
9,5
Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин)
5
17
9,9
185
28
140
14
4
9,1
17
3
25
130
10,0
23
170
14
10,4
33
140
10
120
30
28
Акробатические упражнения применяемые в подготовке самбо на начальном этапе:
- группировка;
- неплотная группировка;
- перекаты;
- перекаты вперед и назад, прогнувшись с различными положениями рук (вверху, за спиной, к плечам);
- кувырок;
- кувырок в сторону;
- стойка на лопатках согнув ноги;
- из стойки на лопатках согнув ноги, перекатом вперед упор присев;
- два-три кувырка вперед;
- стойка на лопатках;
- «мост» из ип, лежа на спине;
- перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой.
- Стойка на руках с упором ног о стену
- Выход на «мост» из ИП стойка ноги на ширине плеч
Исследование проводилось в три этапа.
- Первый этап исследования:
-анализ научно-методической литературы по теме исследования,
-определение целей, задач, выдвижение гипотезы, подбор методов исследования (апрель 2023 – сентябрь 2023 г.).
- Второй этап исследования :
проведение эксперимента,
-проведение контрольных испытаний,
-формирующая работа с испытуемыми экспериментальной группы,
-контрольные испытания по завершении программы (сентябрь 2023 – декабрь 2023).
- Третий этап исследования:
-обработка полученных результатов
-формулирование выводов и рекомендаций (сентябрь 2023 – декабрь 2023).
Для проверки достоверности и обоснованности результатов исследования применялись методы математической статистики:
- среднее арифметическое значение:
где М – среднее арифметическое значение,
V – полученные в исследовании значения (варианты),
n – общее число вариант.
Данные, представленные в таблице 4, демонстрируют, что показатели развития физической подготовленности до эксперимента в КГ и ЭГ различается незначительно.
Среднее арифметическое значение
Челночный бег
Контрольная группа
3×10 м, сек
М
Подтягивания на низкой перекладине (кол-во раз/мин).;
9,1
Прыжок в длину с места, см
Экспериментальная группа
Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин)
М
19
162
8,8
25
21
164
23
Результаты подсчетов показателей уровня физической подготовленности на момент окончания эксперимента в контрольной и экспериментальной группах, приведены в Приложении А и таблицах. Результаты полученных расчетов с приведением соответствующих параметров приведены в таблице 5.
Среднее арифметическое значение
Челночный бег
Контрольная группа
3×10 м, сек
Подтягивания на низкой перекладине (кол-во раз/мин).;
М
9,01
Прыжок в длину с места, см
Экспериментальная группа
Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин)
23
М
165,6
7,86
26,4
26
178,7
29
Улучшение результатов в процентном соотношении (таблица 6).
Тесты
КГ- изменения в %
Челночный бег
1%
Подтягивания на низкой перекладине (кол-во раз/мин).;
3×10 м, сек
ЭГ-изменения в %
5,2%
10,7%
Прыжок в длину с места, см
10,4%
2%
Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин)
5,6%
8,9%
10,1%
Экспериментально подтверждена эффективность применения акробатических упражнений на этапе начальной подготовки .
Заключение
В ходе выполнения данного исследования были получены следующие результаты:
- изучены психолого-педагогические аспекты проблемы применения акробатических упражнений при подготовки юных самбистов;
- проанализированы литературные и научно-методические источники по вопросу применения акробатических упражнений при подготовке юных самбистов на этапе начальной подготовки;
- изучены возрастные особенности психолого-физиологические особенности школьников 8 – 10 лет.
- установлено, что применение акробатических упражнений в младшем школьном возрасте целесообразно, так как он является сенситивным для развития гибкости и координационных способностей – базиса акробатики;
- разработана программа обучения самбо в группе начальной специализации с применением акробатических упражнений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки рос.федедерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.
- Авилов В. Сибирский кулак. Новые возможности боевого самбо / В. Авилов. – М.: ФАИР, 2019. – 352 c.
- Авилов В. Сибирский кулак. Новые возможности боевого самбо / В. Авилов. – М.: ФАИР, 2019. – 352 c.
- Агафонов Э. В. Борьба самбо: Учебное пособие / Э. В. Агафонов, В. А. Хориков. – Красноярск: Красноярская высшая школа МВД России, 1998. – 352 с.
- Андреев, В.М. Борьба самбо / В.М. Андреев. – М.: МГС Динамо, 2016. – 172 c.
- Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности/ В. Г. Асеев. – М.: Мысль, 1976. – 181 с.
- Багнетова Е. А. Гигиена физического воспитания и спорта. Курс лекций / Е.А. Багнетова. – М.: Феникс, 2016. – 256 c.
- Бальсевич В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи/ В. К. Бальсевич// Физическая культура, образование, тренировка. – 1996. – №1. – С. 23 – 26.
- Бальсевич В. К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический, организационный аспекты) / В.К. Бальсевич Теория и практика физической культуры. – 1990. – №1. – С. 22 – 26.
- Барчуков И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория и практика / И.С. Барчуков А.А. Нестеров. – М.: Академия, 2008. – 526 с.
спасибо ЗА ВНИМАНИЕ!