ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ «КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ТОКМАКСКОГО РАЙОНА
271774 Запорожская область, М.О. Токмакский, с. Кирово, ул. Центральная, д.84
ИНН/КПП 9002010040/900201001 е-mail: kirowoscool@yandex.ru
Селюкова Л. Н.
учитель высшей категории биологии
Применение активных форм и методов обучения, как один из путей формирования познавательных интересов учащихся, в процессе преподавания биологии.
Естественные науки – базовые школьные предметы, которые способствуют формированию научного мировоззрения, интеллектуальному развитию учащихся, формированию свободной компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации.
На современном этапе развития образования, в школах любого уровня, актуальна проблема формирования и развития познавательных интересов учащихся.
Опыт показывает, что от того, насколько учащиеся заинтересованы предметом, зависит их активность на уроке, в свою очередь – эффективность самого урока.
Известно, что содержание учебного материала существенно влияет на развитие интересов, но значительную роль играет выбор методов, форм, приемов провидения учебных занятий. Учитель должен сделать учебный материал интересным и доступным.
В подготовке к уроку особое внимание уделяю психологическому настроению на изучение нового материала. Поняла, что процесс обучения начинается из удивления. Не удивишь, не заинтересуешь, и не научишь.
Так урок по теме « Клеточная теория» начать нужно с истории: « У 1829 году молодой адвокат М. Шлейден хотел застрелится через любовь (большую и несчастливую). Юноша не убил себя, а только ранил. Ранение было тяжелое. Врачи больше года пытались поставить юношу на ноги. Как раз тогда Шлейден увлекся книгами о природе, которые были в библиотеке отца, и после выздоровления начал все сначала: поступил в университет на медицинский факультет, потом занимался физиологией растений и получил научные данные, которые были использованы Т. Шванном во время создания клеточной теории, с основными положениями которой вы познакомитесь на уроке.
«Образование на начале урока доброжелательной, комфортной, спокойной обстановки – это необходимое условие плодотворного труда учащихся.
Известно, что ребенок запоминает 20 % материала, если он подается вербально. Если используем видео или аудио средство, этот процент возрастает да 45. Максимум, 75 %, достигается при применении активных форм и методов обучения.
Для стимулирования интереса к материалу, что изучается, на уроках использую разные игровые моменты. Их целесообразно использовать как в среднем так и в старшем звене обучения.
Игра «Найди пару»
При изучении темы «Покровы тела животных» соедините стрелками группы беспозвоночных животных с особенностями их покровов.
Игра «Узнай»
Тема «Опорно-двигательная система» за описанием, узнай животное какому присущ такой скелет.
Игра «Соедините цепь»
Тема «Классификация» вставь недостающие звенья цепи, то есть допишите недостающие таксономические единицы.
Игра «Аукцион»
На этапе обобщения знаний повторяется какое-то свойство, функция, особенность строения, учащиеся дополняют друг друга, набирая как можно больше знаний про этот объект. Выигрывает тот, кто назовет последним свойство, а другие не смогут дополнить.
Творческие задачи.
Одной с эффективных форм работы на уроках есть биологические задачи творческого характера. Они активируют учебную деятельность, пробуждают интерес, развивают творческие способности, логическое мышление. Творческие задачи могут использоваться для активации познавательной деятельности учащихся, как домашнее задание, способствовать рефлексии изученного материала, а главное – обнаружить учащихся из основательными знаниями и логическим мышлением – будущих биологов.
Тема «Бактерии»
Из бактериальной клетки, которая постоянно делится каждые 20 мин, за полтора суток может образоваться столько бактерий, что они бы укрыли всю Землю шаром 30 см. Почему такого никогда не случится?
Решение. Учащиеся предлагают разные варианты ответов. Бактерии нуждаются в большом количестве еды, в 25 раз больше чем их размеры. Размножаются только при благоприятных условиях. Солнечные лучи, низкие температуры, фитонциды угнетают рост и размножение бактерий.
Тема «Птицы»
Почему у курицы грудные мышцы белые, а мышцы голени темные?
Решение. На основании знаний о питании мышц кровью учащиеся выясняют, что через неспособность к полету грудные мышцы в курицы меньше поставляются кровью, в отличии от мышц голени.
К курсу « Биология человека» можно подобрать биологические задачи исследовательского характера.
Тема «Пищеварение»
Кишечник человека в 4 раза длиннее за туловище, у собаки в 4,5 раза, у овцы в 24 раза, чем можно объяснить такую разность в длине кишечника?
Решение. За характером еды учащиеся выясняют, почему такая большая разница в длине кишечника. Находят закономерности: у травоядных – длинный, у хищников – короткий. Разное время пищеварения, разная еда. Связывают строение кишечника человека и всеядных млекопитающих.
Предложенные задачи дают возможность активно привлекать детей к обучению. Учащиеся не боятся ошибиться, потому что любая гипотеза позитивно воспринимается и обговаривается в ходе дискуссии, беседы, мозгового штурма. Растет познавательный интерес.
Литература:
Кошель П. Популярная школьная энциклопедия. Биология – страна вечных загадок М.: Олма-прес, 2001.
Выготынский Л.С. Биология для любознательных – М.: Просвещение 1991.