Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах»
СООБЩЕНИЕ
«Применение активных методов в обучении»
Выполнила:
студентка 3Б группы
_______ Трухина Дарья
Проверил:
преподаватель МО ЦОР
_______ Коржова А.П.
Астрахань, 2021 год
Активные методы обучения – это методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач.
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разработали новую классификацию дидактических методов, положив в основу характер учебно-познавательной деятельности обучающихся, они выделили четыре группы методов:
объяснительно-иллюстративный, или репродуктивный (рассказ, объяснение, лекция, работа с учебником, демонстрация фрагментов кино- и диафильмов);
проблемный (решение проблемных задач, вопросов, ситуаций);
частично-поисковый, или эвристический (овладение отдельными этапами, элементами процесса научного поиска, познания);
исследовательский (проблема решается учащимися самостоятельно, но под руководством учителя).
Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:
1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.
3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.
Для использования АМО обязателен методический инструментарий: сценарий (комплексный методический документ (разработка) по проведению конкретного занятия по теме, создаваемый преподавателем проведения учебных занятий), а также планы их проведения и учебно-методические разработки для самостоятельной работы обучаемых. В дополнение к этому разрабатывается комплексное задание по данной теме, которое включает:
– целевые установки обучаемым на самостоятельную работу;
– методические рекомендации;
– основную литературу, необходимую для подготовки;
– проблемные задачи и задания;
– вопросы для самоконтроля обучаемых.
Наиболее разработанной является такая форма обучения как лекции – дискуссии, лекции-беседы, лекции с разбором конкретных ситуаций, проблемная лекция. Каждая из форм имеет свои положительные и отрицательные стороны.
С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей - усвоение теоретических знаний; развитие теоретического мышления; формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета.
Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективный опыт и знания, что имеет большое значение в активизации мышления.
Проектная деятельность позволяет совершенствовать формы и методы самостоятельной работы, овладение методикой научно-исследовательской деятельности и выработку навыков письменного изложения и оформления получаемых результатов и интегрируют ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.
Метод анализа конкретных ситуаций: учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
В перечне активных методов обучения могут быть включены групповые методы обучения. Важным аспектом групповых методов является наличие элемента состязательности, повышающего интерес к активности обучаемых.
Последовательность работы может быть следующей:
– учебная группа разбивается на подгруппы, выбирает руководителя;
– преподавателем ставится задача или формулируется проблема, определяется срок ее решения;
– работа в подгруппах проводится самостоятельно;
– после выработки решения подгруппы по очереди докладывают ход решения задачи (проблемы) и полученные результаты;
– после доклада всех подгрупп проводится обсуждение групповых решений, в котором принимают участие все обучаемые: высказываются аргументы в защиту своих решений, критические, как отрицательные, так и положительные, замечания по чужим решениям, вводятся коррективы в свои решения;
– окончательный итог подводится учителем. При оценке работы подгрупп учитывается не только правильность групповых решений, но и затраченное время, объем информационных запросов.
Таким образом, можно сделать вывод, что активные методы получают отражение во многих технология обучения, направленных на перестройку и совершенствование учебного процесса. Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать контакты; развиваются творческие способности, устная речь учащихся, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируется мышление. Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов и выработке новых подходов в обучении, развитию творческих способностей учащихся.
Список использованной литературы:
https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/aktivnye-metody-obucheniya-kak-sredstv-2/
https://www.informio.ru/publications/id4634/Aktivnye-metody-obuchenija-v-professionalnom-obrazovanii