СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе»»

МОУ «Сонковчкая СОШ Сонковского района Тверской области»









Методическая тема:

«Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе»








Подготовила :Гусарова А.В.

учитель начальных классов







2019


Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь.
Китайская мудрость


Тема: «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе»


Цель: раскрыть понятие АМО, показать, как применять активные методы обучения на разных этапах  уроков в начальных классах.

Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.

Актуальность проблемы. Очевидно, что переход от обучения «знаниям, умениям, навыкам» к деятельностному подходу потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения– использование активных методов обучения в учебном процессе.

Результативность. Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможную связь между учащимся и преподавателем.

Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре – до 90%.

АМО Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны. Они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

В зависимости от места применения в образовательном мероприятии АМО, они подразделяют на:

  • методы начала урока;

  • методы выяснения целей, ожиданий, опасений;

  • методы презентации учебного материала;

  • методы организации самостоятельной работы;

  • методы релаксации;

  • методы подведения итогов.

Я хотела бы рассказать, какие активные методы обучения использую для каждого этапа урока, которые позволяют эффективно решать конкретные задачи этапа.

  1. Методы начала урока.

Цель: положительный настрой на работу, доброжелательная атмосфера, и установление контакта между учениками.

Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами или локтями или ладошками. (Метод  «Поздоровайся глазами», «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся ладошками»).

«Поздоровайся ладошками»

«Пожелаем друг другу успехов. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:          

Желаю (большой)

 Большого (Указательный)

 Успеха  (средний)

Во всем (безымянный)

  И везде (мизинец)

 Здравствуй (всей ладонью)»

«Поздоровайся глазами»

Цель : встреча учителя с каждым учеником, приветствие, знакомство

« Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение».

«Поздоровайся локтями»

Цель : встреча друг с другом, приветствие, знакомство

Встать в круг. Рассчитаться на первый-второй и сделать следующее:

Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

- На выполнение задания вам дается только 1 минута. За это время вы должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Примечание: Эта игра позволяет весело начать урок, способствует установлению контакта между учениками и разделить учащихся на 2 группы.

2. Методы выяснения целей, ожиданий, опасений.

АМ нацеливают на выяснение целей, опасений и ожиданий.

Цель : помогает учителю эффективно провести выяснение ожиданий и опасений, лучше понять класс и каждого ученика, определить цели урока.

«Фруктовый сад»

Учителю этот  метод позволит лучше понять класс и каждого ученика.
Ученикам данный метод позволит более четко определиться с целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Учитель заранее готовит два больших плаката. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимон», а ученикам заранее вырезанные из бумаги яблоки и лимоны. На яблоках дети пишут свои ожидания, на лимонах – опасения.

Можно вместо «Фруктового» дерева, «Осенний сад» и тогда у нас будут жёлтые листья и зелёные.

«Солнышко и туча»

Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

Результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

На картинках( на солнышке и на туче) записаны имена учащихся. Те, кто уверен в своих силах прикрепит к доске солнышко, не уверенные – тучу.

Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения  нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

В конце занятия я возвращаюсь к этим солнышкам и тучам и узнаю, подтвердились ли опасения учащихся или им было уютно и комфортно на уроке.

Метод «Любования» - это эмоциональная форма усвоения нового.

Можно использовать его на уроках русского языка. Под классическую музыку мы любуемся маргаритками, первыми весенними садовыми цветами. Какие они прелестные!

Какое самое дорогое слово для каждого человека начинается с буквы эм? Конечно же, мама! А еще мир, море.

Давайте напишем сегодня с любовью нашу минутку чистописания:

М м, слова: мама, мир, море, Москва.

Полюбуйтесь своими красиво написанными словами!!!! Молодцы!


  1. Методы презентации учебного материала.

Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

«Инсерт- пометки на полях»

Этот метод помогает ученику, изучая новый материал отслеживать своё понимание прочитанного текста или задания. Технически он очень прост. Нужно детей познакомить с маркировочными знаками, можно придумать самим, можно воспользоваться уже имеющимися. Далее предложить детям по мере чтения, ставить знаки на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Например – «+» я знаю, «-» я не знаю, «?» хочется узнать, «!» удивило и т. д. Данный метод позволяет ученику не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Также этот маркировочный вариант позволяет делать выводы и сравнивать имеющийся материал с новым.

« Кластер»

Кластер - это графическая организация материала. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

  1. Методы организации самостоятельной работы.

Цель: систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.

«Инфо-карусель»

На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения. Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом.

«Синквейн», также можно использовать на этапе организации обобщения по теме.

Синквейн требует от ученика в кратких выражениях обобщить учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы.

Последняя строчка – это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.


Например:

Вода

Чистая, прозрачная

Струится, журчит, течет

Вода - источник жизни на Земле.

Жидкость.

– Использовать синквейн удобно на уроках литературного чтения  для составления характеристики героя или автора произведения:

Лев Николаевич Толстой .

Знатный и простой.

Творит, трудится, воспитывает.

Размышляет о смысле жизни и о том, каким должен быть человек .

Великий  .

  1. Методы релаксации.

Цель: оживить внимание, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.

Не стоит забывать о восстанавливающей релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.

«Четыре стихии».  

Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу “земля” – вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу “вода” – вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу “воздух” – вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу “огонь” – вы вращаете руками в локтевых суставах.

Также в виде физкультминуток можно применить музыкальную физминутку с движением.

Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

«Мышечное расслабление»

Трясем кистями. Исходное положение — руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.

Стряхиваем воду с пальцев. Исходное положение — руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз.

Поднимаем и опускаем плечи. Дети как можно выше поднимают плечи, затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасывают плечи вниз).


  1. Методы подведения итогов.

«Буквомикс»

Зашифрованный текст, который нужно расшифровать, прежде чем начать с ним работать по существу.

Пример: Найдите закономерность и расшифруйте текст:

(подсказка - в каждом слове первая и последняя буква стоят на своих местах)

Пошеехд деожлн зтань и весдга выяолпнть пвриала беопзнаосго поедвиеня на догорах.

(Пешеход должен знать и всегда выполнять правила безопасного поведения на дорогах).

«Ромашка» или «Цветик-семицветик» 

Дети отрывают лепестки цветка и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.

Тема: « Если хочешь быть здоров»

-Каким должен быть режим дня?

- Как нужно питаться?

- Перечисли основные правила личной гигиены?

-Как ухаживать за зубами?

-Когда нужно мыть руки?

-Сколько раз в день нужно чистить зубы?

- Почему нужно мыть руки?

- Зачем мы спим ночью?

- Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Можно сделать вывод, что активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и  становится активным участником образовательного процесса.

У каждой методики есть свои плюсы и минусы.

«+» Активные методы обучения помогают:

  • развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика;

  • учить учащихся самостоятельно добывать знания;

  • развивать интерес к предмету;

  • позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.


«-» Активные методы обучения имеют недостатки:

Дети свои особенности, поэтому:

  • не могут совладать со своими эмоциями, следовательно  на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.

  • Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.

  • Для некоторых участников работа в команде с использованием активных методов - только способ ничего не делать.

Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многогранный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя, и ученики. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными и счастливыми.


- И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!