СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение активных методов обучения на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение активных методов обучения на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода

Просмотр содержимого документа
«Применение активных методов обучения на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода»

 Применение активных методов обучения на уроках математики  как средство реализации системно-деятельностного подхода Автор: Тимофеева Наталья , учитель математики МБОУ СШ№34 г. Нижневартовска ХМАО-Югры

Применение активных методов обучения на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода

Автор: Тимофеева Наталья ,

учитель математики

МБОУ СШ№34 г. Нижневартовска ХМАО-Югры

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ  – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся . Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

  • АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ  – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся .
  • Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
 Использование АМО на  уроке позволяет:   обеспечить положительную мотивацию обучения; провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечить высокую степень дифференциации обучения; повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза; усовершенствовать контроль знаний; рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

Использование АМО на  уроке позволяет:

  • обеспечить положительную мотивацию обучения;
  • провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
  • повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.
 Активные методы обучения подразделяются на:   методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов.

Активные методы обучения подразделяются на:

  • методы начала урока,
  • выяснения целей, ожиданий, опасений,
  • презентации учебного материала,
  • организации самостоятельной работы,
  • релаксации,
  • подведения итогов.

Метод «Автобусная остановка»

  • Цель : научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
  • Группы: 5-7 человек
  • Численность: весь класс
  • Время: 20-25 мин.
  • Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.
  • Проведение:
  • Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).
  • Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Приемы графических способов представления информации: 1. Кластер  2. Интеллект-карта  3. Денотатные графы  4. Концептуальные схемы

Приемы графических способов представления информации:

  • 1. Кластер

  • 2. Интеллект-карта

  • 3. Денотатные графы

  • 4. Концептуальные схемы

К Л А С Т Е Р

  • Термин "кластер" происходит от английского "cluster" - рой, гроздь, груда, скопление.
  • Кластер – педагогический прием, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).
  • Кластер – графический способ, позволяющий представить большой объём информации в структурированном и систематизированном виде, выявить ключевые слова темы. Это графическая схема из овалов. В центре кластера, в главном овале, – основная проблема, тема, идея. В овалах следующего уровня – классифицирующие признаки или основания для систематизации, в овалах третьего уровня – дальнейшая детализация и т.д.
  • Кластеры могут сильно ветвиться, поэтому всегда нужно уметь остановиться на разумном уровне детализации.
  • Кластер содержит ключевые слова, ключевые идеи с указанием логических связей между текстовыми субъектами, которые придают картине целостность и наглядность. Кластер (как и все графические схемы) является моделью изучаемой темы, позволяет увидеть её целиком, «с высоты птичьего полёта». Повышается мотивация, т.к. легче воспринимаются идеи. Человеку всегда нужны графические образы. Мозг запоминает модели. Представление информации обучающимися в виде кластера способствует её творческой переработке, поэтому обеспечивает усвоение информации на уровне понимания.
  • Кластеры (как и другие схемы) позволяют развить мышление, сделать его более гибким, избавиться от стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое.
 Подготовка кластера:   Прочитать текст и выделить в нем большие и малые смысловые единицы. После обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков в прямоугольных рамках записать принятые названия. Вокруг каждой рамки в кружках (в «веточках») кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам. Попытаться установить связи между отдельными блоками и «веточками» кластера и соединить их стрелками. После обсуждения дополнить кластеры новыми «веточками»

Подготовка кластера:

  • Прочитать текст и выделить в нем большие и малые смысловые единицы.
  • После обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков в прямоугольных рамках записать принятые названия.
  • Вокруг каждой рамки в кружках (в «веточках») кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам.
  • Попытаться установить связи между отдельными блоками и «веточками» кластера и соединить их стрелками.
  • После обсуждения дополнить кластеры новыми «веточками»
 Использование кластера на уроке   Далее предлагаем обучающимся высказывать слова или словосочетания, которые, на их взгляд, связаны с данной темой. Пошаговое описание приема Цель: подготовить учащихся к восприятию новой информации.   В центре классной доски или большого листа бумаги записываем ключевое слово предложение). Обучающиеся в командах методом мозгового штурма должны предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал (эти направления могут быть предложены учителем). По мере поступление идей записываем их на доске (листе бумаги). По мере поступление идей записываем их на доске (листе бумаги). Затем устанавливаем совместно подходящие связи между понятиями и идеями.

Использование кластера на уроке

Далее предлагаем обучающимся высказывать слова или словосочетания, которые, на их взгляд, связаны с данной темой.

Пошаговое описание приема

  • Цель: подготовить учащихся к восприятию новой информации.

 

В центре классной доски или большого листа бумаги записываем ключевое слово предложение).

Обучающиеся в командах методом мозгового штурма должны предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал (эти направления могут быть предложены учителем).

По мере поступление идей записываем их на доске (листе бумаги).

По мере поступление идей записываем их на доске (листе бумаги).

Затем устанавливаем совместно подходящие связи между понятиями и идеями.

Кластер

Кластер

 Рекомендации:     Записывайте все идеи учащихся. Не судите о качестве идей (не комментируйте). Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо. Не переставайте писать, пока  не  закончится отведенное время. При необходимости можно помочь с идеями учащимся, задавая наводящие вопросы. Постарайтесь  построить как  можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними. Помните о том, что групповое составление кластера служит в качестве стержня для идей группы.

Рекомендации:

 

  • Записывайте все идеи учащихся.
  • Не судите о качестве идей (не комментируйте).
  • Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо.
  • Не переставайте писать, пока  не  закончится отведенное время. При необходимости можно помочь с идеями учащимся, задавая наводящие вопросы.
  • Постарайтесь  построить как  можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними.
  • Помните о том, что групповое составление кластера служит в качестве стержня для идей группы.
Интеллект-карта

Интеллект-карта

Правила создания интеллект-карт:

  • Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д. Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
  • Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева), живыми, гибкими — в общем, органическими.
  • Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых, а следовательно монотонных, объектов. Над каждой линией — ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления.
  • Раздельное написание слов может привести к новым идеям. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Преимущества интеллект-карт Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.  Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.  Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.  Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.  Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект — карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Преимущества интеллект-карт

  • Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
  • Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
  • Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
  • Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
  • Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.  Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект — карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
 Концептуальные таблицы   Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий. Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной опенки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления). Очень удобно применять матрицу в проектной работе: В заголовке таблицы – основополагающий вопрос. Для анализа проблемы составляется концептуальная таблица. Она помогает определить группы учащихся в проектной работе и наметить направления их исследований. Таблица также может существенно помочь в выборе ключевых словосочетаний для поиска информации в Internet.

Концептуальные таблицы

  • Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий.
  • Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной опенки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления).
  • Очень удобно применять матрицу в проектной работе:
  • В заголовке таблицы – основополагающий вопрос.
  • Для анализа проблемы составляется концептуальная таблица. Она помогает определить группы учащихся в проектной работе и наметить направления их исследований. Таблица также может существенно помочь в выборе ключевых словосочетаний для поиска информации в Internet.
ФОРМА КОНЦЕТУАЛЬНОЙ ТАБЛИЦЫ : ОБЪЕКТ СРАВНЕНИЯ ЛИНИЯ СРАВНЕНИЯ ЛИНИЯ СРАВНЕНИЯ

ФОРМА КОНЦЕТУАЛЬНОЙ ТАБЛИЦЫ :

ОБЪЕКТ СРАВНЕНИЯ

ЛИНИЯ СРАВНЕНИЯ

ЛИНИЯ СРАВНЕНИЯ

ТАБЛИЦА- СИНТЕЗ  для работы с художественным текстом КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА До прочтения (связанные с ключевыми словами) После прочтения ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ 1. (мысли, рассуждения) 1. 2. 2. 3. 3. 4. 5. 4. 5.

ТАБЛИЦА- СИНТЕЗ для работы с художественным текстом

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА

До прочтения

(связанные с ключевыми словами)

После прочтения

ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ

1.

(мысли, рассуждения)

1.

2.

2.

3.

3.

4.

5.

4.

5.

Таблица- синтез для работы с информационным текстом КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ТОЛКОВАНИЕ До прочтения: ВЫПИСКА ИЗ ТЕКСТА 1. Во время прочтения: 1. 2. 3. 2. 3. 4. 5. 4. 5.

Таблица- синтез для работы с информационным текстом

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

ТОЛКОВАНИЕ

До прочтения:

ВЫПИСКА ИЗ ТЕКСТА

1.

Во время прочтения:

1.

2.

3.

2.

3.

4.

5.

4.

5.

Денотатный граф Денотатный граф [от лат. denote – обозначаю и греч. grapho – пишу] – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Способ основан на чередовании существительных и глаголов. Размещение понятий одного уровня на одной позиции. Выделение ключевого слова или словосочетания. Элементы логики изображаются стрелками, указывающими , к чему относятся частные понятия или признаки понятий, то есть направления чтения логической структуры. В структурах не допускается пересечения линий или стрелок.

Денотатный граф

  • Денотатный граф [от лат. denote – обозначаю и греч. grapho – пишу] – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Способ основан на чередовании существительных и глаголов.
  • Размещение понятий одного уровня на одной позиции. Выделение ключевого слова или словосочетания. Элементы логики изображаются стрелками, указывающими , к чему относятся частные понятия или признаки понятий, то есть направления чтения логической структуры. В структурах не допускается пересечения линий или стрелок.
  Способ создания денотатного графа:      Выделение ключевого слова или словосочетания. Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку). Точный выбор глагола, связывающею ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель – направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата – достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата – основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия). Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова - «веточки». Соотнесение каждого слова –

Способ создания денотатного графа:  

  • Выделение ключевого слова или словосочетания.
  • Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).
  • Точный выбор глагола, связывающею ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель – направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата – достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата – основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия).
  • Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова - «веточки». Соотнесение каждого слова – "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.