Кришкевич Елена Геннадьевна, учитель начальных классов
Яскевич Ирина Юрьевна, учитель начальных классов
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» р. п. Куйтун, Иркутская область
Данный материал предназначен для учителей школы, воспитателей детских садов. Приведены примеры активных методов обучения и воспитания.
Активные методы обучения
Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от учителя умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний, повышения своей профессиональной компетентности.
Особенности активных методов обучения:
групповая форма организации работы участников учебного процесса;
использование деятельностного подхода к обучению;
практическая направленность деятельности участников учебного процесса;
игровой и творческий характер обучения;
интерактивность учебного процесса;
включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога (Полило́г (греч., букв. ’речь многих’) — разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог.);
использование знаний и опыта обучающихся;
задействование в процессе обучения всех органов чувств;
рефлексия процесса обучения его участниками.
С помощью активных методов обучения можно развить способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду.
Рассмотрим назначение, принципы проведения и содержательные особенности некоторых форм работы по повышению профессиональной компетентности педагогов, основанных на использовании активных методов обучения.
Тренинг
Под тренингами понимают такое обучение, в котором основное внимание уделяется практической отработке изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.
В тренингах обычно широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии.
Учебная дискуссия
Традиционно под словом "дискуссия" понимается обмен мнениями во всех его формах. Соответствующий метод обучения заключается в проведении обсуждений по конкретной проблеме в относительно небольших группах обучающихся (от 6 до 15 чел.).
Учебная дискуссия отличается тем, что ее проблематика нова лишь для группы лиц, участвующих в дискуссии; ее ориентировочный результат известен организатору. Цель учебной дискуссии – овладение участниками методами ведения обсуждения, поиска и формулирования аргументов, их анализа. Грамотно организованная учебная дискуссия является фактором развития коммуникативных и аналитических способностей, позволяет выявить уровень представлений по определенной теме, проблеме.
Дискуссия "Обсуждение истории"
"Володя и Катя дружат уже больше года. Последнее время Катя стала замечать, что Володя сильно изменился, он стал часто пропускать уроки, у него появились "подозрительные" друзья. Однажды во время школьной дискотеки Володя позвал Катю в пустой класс и признался, что уже несколько лет курит и ему это нравится. Потом он предложил ей закурить. Катя была сильно встревожена, от предложения отказалась и в этот же вечер рассказала о случившемся своей подруге Тане; та ее внимательно выслушала, но вмешиваться не стала, сказав, что это не ее проблема.
После бессонной ночи Катя наутро решила рассказать обо всем еще одной однокласснице - Свете. Света тут же взяла инициативу в свои руки, заверив Катю, что все уладит. Она сообщила о случившемся классному руководителю. Был собран экстренный педагогический совет и поставлены в известность родители Володи. В результате от юноши отвернулось большинство сверстников, только Дима, его друг с третьего класса, оставался всегда рядом и уверял, что все это можно пережить. Володя перестал курить, но с Катей отношения испортились".
Этот рассказ зачитывается один раз, затем участникам необходимо определить рейтинг персонажей рассказа по двум критериям:
- Кто вызывает наибольшую симпатию?
- Чьи действия были наиболее правильными?
Группа делится на подгруппы по 4-5 человек, в которых осуществляется обмен мнениями, желательно прийти к общей точке зрения. Затем проводится общее обсуждение в режиме дискуссии. Ключевыми понятиями при этом должны быть "ответственность" и "дискриминация".
Круглый стол
Круглый стол – это коллективное обсуждение заданной темы равноправными участниками. Виды круглых столов, наиболее часто используемые в практике работы:
учебные круглые столы проводятся для изучения нового или воспроизведения забытого материала;
проблемные – служат для презентации и обсуждения проблемных вопросов или ситуационных заданий;
– организуются для обсуждения новых публикаций по интересующей тематике, анализа литературы по определенной теме; дискуссии о применении теоретических знаний на практике;
системные – это комплекс мероприятий, на которых обсуждаются вопросы в определенной последовательности с целью более глубокого знакомства с проблемой или приведения знаний в систему.
Формы проведения круглого стола:
коллективная беседа по проблемным вопросам обсуждаемой темы;
регламентированная дискуссия или диспут – публичное обсуждение спорного вопроса, проводимое по итогам освоения темы, рассмотрения проблемы;
учебная конференция предназначена для освоения легкого, но объемного материала (участники мероприятия выступают с заранее подготовленными мини-сообщениями по теме, остальные задают вопросы);
учебные встречи со специалистами за круглым столом (участники заранее готовят по теме вопросы, которые смогут задать специалисту).
Игровое обучение
Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Особенности игрового обучения:
педагоги осуществляют деятельность по указанию организатора, но без его диктата, по собственному желанию;
творческий характер деятельности, импровизация;
состязательность участников в процессе игры;
наличие прямых и косвенных правил;
имитационный характер деятельности, в которой моделируется профессиональная сторона жизни человека;
ограниченность местом действия, продолжительностью, рамками пространства и времени.
Деловые игры направлены на снятие определенных практических проблем, приобретение навыков выполнения конкретных приемов деятельности. Деловые игры можно разделить на несколько подвидов. Рассмотрим каждый из них.
Ролевые игры позволяют отработать тактику поведения, действий конкретного лица в воображаемой ситуации. Для проведения этих игр разрабатывается модель-пьеса ситуации, между педагогами распределяются роли.
Игры-инсценировки позволяют разыграть какую-либо проблемную ситуацию в определенной обстановке.
Ситуация: мама Пети Иванова, ученика 3-го класса, забирая ребенка из школы, раздраженно спросила у учителя: "Когда вы перестанете задавать так много домашних заданий? Нам некогда их делать!"
Участники игры должны разыграть ситуацию:
продумать ответы учителя;
возможные реплики мамы;
реакции ребенка.
Игры-социодрамы (психодрамы) помогают педагогам отработать умение "чувствовать" ситуацию. При подготовке к таким играм желательна консультация педагога-психолога. Текст игры заранее не пишется, необходима импровизация в соответствии с выбранной ролью.
Ситуация: представьте себя в качестве предпринимателя. Вы недавно оформили все документы для того, чтобы заниматься предпринимательской деятельностью, взяли кредит в банке и помещение для торговли, за которое надо ежемесячно платить. Как вы должны поступить для того, чтобы как можно быстрее заплатить все долги и приносить прибыль себе?
Все участники процесса делятся на предпринимателя, покупателей, работников банка и человека, у которого вы сняли в аренду помещение.
При разыгрывании ситуации очень важно, чтобы каждый вжился в свою роль.
Подобную ситуацию можно проиграть на уроке окружающего мира (Семейный бюджет) или факультативном курсе «Экономика», «Финансовая грамотность»
Конкурсные или учебно-деловые игры предназначены для проверки теоретических знаний по теме, отработки навыков практического опыта их применения. При подведении итогов деловой игры основное внимание направлено на анализ ее результатов, рефлексию хода игры.
В основе проекта обычно лежит какая-либо проблема. В зависимости от ее характера, способов разрешения и преобладающих форм деятельности участников, различают несколько типов проектов:
исследовательские – подразумевают проверку некоего предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдение, эксперимент);
творческие – связаны с подготовкой праздников, театральных представлений, съемкой видео- и мультипликационных фильмов;
игровые – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в определенных проблемных или учебных ситуациях;
информационные – направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте, явлении;
практико-ориентированные – связаны с работой на достижение объективно или субъективно значимого результата.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность человека, в процессе которой он познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
При выполнении проекта могут использоваться другие активные методы обучения. Например, поиск формы реализации проекта может осуществляться в ходе дискуссии, деловой игры или "мозгового штурма".
Структура интерактивного занятия с использованием активных методов обучения
При использовании активных методов обучения взрослых рекомендуется соблюдать единую структуру интерактивного занятия или отдельного учебного цикла, включающую в себя несколько этапов.
Мотивационно-ориентировочный этап. Организатор знакомит участников работы с темой, выбранной на основе предварительной диагностики, анализа образовательных потребностей учителей, задач развития школы, проблем, объективно возникающих в образовательном учреждении. Сообщается, в какой форме будет проводиться работа, организатор предлагает свое видение ее задач.
На данном этапе используются различные методики выявления ожиданий, опасений и идей участников, связанных с предстоящей работой, обучением в целом.
Методика "Фруктовый сад"
Методика используется для выявления потребностей, целей, ожиданий и опасений в начале учебного цикла, перед проведением отдельных занятий.
Ход работы
Перед участниками работы вывешиваются плакаты с изображением деревьев, раздаются вырезанные из бумаги яблоки и лимоны.
Организатор предлагает учителям попробовать более четко определить, чего они ожидают (хотели бы получить) от интерактивных занятий и чего опасаются. Свои ожидания участникам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Фрукты нужно разместить на соответствующих деревьях при помощи скотча. Организатор озвучивает записи участников, а также свои цели, ожидания и опасения, предлагает их обсудить. Далее определяются цели проведения занятия или обучения в целом.
Подводя итоги, организатор рассказывает о том, как будет строиться дальнейшая работа в рамках данного занятия
Поисковый этап. По результатам анализа информации, полученной от участников мероприятия, внесенных ими предложений, конкретизируются цели и задачи предстоящей работы, составляется план. Важно отметить, что речь идет не только об общих задачах работы на занятии, но и о целях саморазвития, которые ставит перед собой каждый педагог.
Основной этап– реализация базового метода активного обучения, выбранного организатором в соответствии с содержанием рассматриваемой темы, познавательными и поведенческими особенностями педагогов. Это может быть тренинг, семинар, презентация, диспут, педагогический ринг, деловая игра, "мозговой штурм", КВН, решение ситуационных и педагогических задач, проект.
Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:
что вы чувствовали и почему;
что произвело на вас наибольшее впечатление, удивило, запомнилось;
чем вы руководствовались в процессе принятия решения;
учитывалось ли вами при совершении действий мнение участников группы;
как вы оцениваете свои действия и действия группы;
если бы вы играли в эту игру (принимали участие в данном мероприятии) еще раз, что бы вы изменили в модели своего поведения?
Также в структуру основного этапа по необходимости встраиваются различные методические приемы, необходимые для консолидации группы, раскрепощения участников работы, снятия зажимов и релаксации.
4. Рефлексивно-оценочный этап – оценка эффективности проделанной работы, соответствия результатов обозначенным целям, выявление профессиональных и личностных приобретений. В рамках анализа занятия обсуждается отношение участников к его содержательному аспекту, использованным методикам, тактикам взаимодействия, выбранным организатором и группой.
Список использованной литературы
Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик Активные методы обучения. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/04/14/aktivnyy-metod-fruktovyy-sad
https://infourok.ru/trening-profilaktiki-vrednih-privichek-3674749.html