Муниципальное учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств №6 г. Брянска.
Доклад
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Преподаватель: Думчева Е.А.
Брянск 2020г.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы методики арт-терапии……………………..5
Цели методики арт-терапии………………………………………………5
Задачи занятий с применение методов арт-терапии…………………….9
Условия подбора техник и приемов создания изображений…………..10
Глава 2. Техники арт-терапии в работе с дошкольниками………………...12
Заключение……………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………………...22
ВВЕДЕНИЕ.
Всегда считалось, что именно дошкольное детство и образование оказывает наибольшее влияние на ребенка и на его дальнейшую жизнь. Именно в детстве мы активно познаем окружающий нас мир. Ребенок на первых уроках в детском саду приобретает свой первый опыт взаимодействия и общения со сверстниками, пытается найти свое место среди них, учится внутреннему пониманию себя и социума. Получает первые собственные знания. Задача преподавателя заключается в том, чтобы находясь на занятиях ребенок чувствовал себя максимально комфортно, что позволит достичь более высоких результатов и безболезненно пройти адаптационный переуд. Что особенно важно для детей, имеющих какие-либо отклонения. Особенным малышам арт терапия позволяет развивать не только фантазию но и новые коммуникативные навыки, учит выражению себя через язык цвета и формы.
1.Цели и методики арт терапии.
Штриховка – основная техника используемая в рисунке. Ребенок работает без красок, с помощью различных графических материалов таких как: карандаши, восковые мелки и т.п. Под штриховкой и каракулями понимается свободное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными. Из отдельных элементов может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере. Можно, использовать технику «фроттаж», когда заштриховывается поверхность листа, под которую подложен плоский предмет или заготовленный силуэт. Данный способ дает почувствовать силу нажима карандаша, снимает напряжение перед рисованием, он прост в исполнении, занимает непродолжительное время, потому уместен в качестве несложного задания на арт-занятиях. При этом ребенок выполняет монотонные движения с определенным ритмом, это помогает ребенку привести свою эмоциональную сферу в порядок. У каждого ребенка свой индивидуальный, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т.д. Ритм помогает ребенка настроить на определенную работ , либо наоборот расслабить и успокоить.
Техника каракули позволяет ребенку справиться с неготивными эмоциями :яростью ,злостью, гневом.
- Повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни.
1. Желание ребенка - основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.
Как оказалось, это превосходный метод работы с детьми с различными способностями, в группах со смешанным уровнем развития, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе, оказывает влияние на становление ребенка как личности общества, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей, развивает творческое начало, а значит, затрагиваются все направления Основной образовательной программы ДОУ.
3.Расширение представлений о самих себе, развитие интереса к самому себе.
Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
В этих случаях навязывание оценки устраняется взрослым, в результате уходят напряжение, неопределенность, страх, сомнения.
5.Сплочение детского коллектива.
• кризисные ситуации;
Глава 2. Техники арт-терапии в работе с дошкольниками
• гиперактивность;
Полученные в результате разводы дают богатый материал для детских фантазий.
Арт-терапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение. В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.
Рисование на стекле. Я заменяю на пластик . В отличие от привычного ребенку рисования на разных видах бумаги, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети. За счет того, что краска не впитывается, сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать прозрачная основа. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, временное, лишенное монументальности и постоянство ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившимся, которое уже не изменить. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться») подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным.
Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий. Рисование пальцами и ладонями не подвержено влиянию стандартных шаблонов. Поэтому такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка.
2.Стимулирование творческого самовыражения
Часто бывает, что, проглаживая верхний лист, ребенок оставляет на его тыльной стороне следы испачканных краской рук. Эти случайно появившиеся разводы могут привлечь ребенка не меньше, а то и значительно больше, чем сам оттиск. И дальнейшая активность развернется именно здесь – пальцы будут целенаправленно окрашиваться, а краска вытираться о лист бумаги. Для ребенка это собственный, придуманный им, способ рисования. Ребенку задается вопрос, какое из изображений ему нравится больше, выбранный вариант получает название и внимание автора, взрослого, других детей.
- Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.
Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
1.3 Условия подбора техник и приемов создания изображений.
3. Педагог должен быть готов к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок иногда отвечает «Не знаю», и предлагает ему варианты ответов.
2. Поощрение и благодарность ребенку.
1.1 Цели методики арт-терапии
• застенчивости и неуверенности в себе;
Цель занятий: не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь средствами искусства справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, которые зачастую он не может вербализовать, и дать выход творческой энергии. Одна из задач арт-терапии – помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства, а продукты творчества, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение: служат материалом для анализа породивших их переживаний.
Звук неотемлемая часть нашей жизни.Основа музыки – звук. Звук, как акустический сигнал, воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность. На музыку реагирует сердечно-сосудистая система, дыхательная система, музыка оказывает влияние на гормональный обмен и др. Предложите детям прослушать музыку, представляя ее ве цвет и движении звуков. Затем при повторном звучании предложите изобразить то, что они представляли изобразительными материалами, не создающими сопротивления на бумаге и не требующими мышечного напряжения при работе. Лучше использовать акварель или восковые мелки.
Задачи исследования:
1.Развитие творческих и коммуникативных способностей, познавательных процессов.
• трудности в общении со сверстниками и/или взрослыми;
Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
4.Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.
- Создает положительный эмоциональный настрой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.
- Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинками, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных и само разрушительных тенденций позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.
Актуальность изучения и исследования арт-терапии определяется тем, что в последнее время в нашей стране настало время бурного развития психотерапии, активного освоения её новых форм и моделей и внедрение её приемов в опыт работы с детьми дошкольного возраста.
• упрямство;
5. Нужно использовать яркий, красивый, добротный материал, с которым идет работа на занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага имеют аккуратный вид, ведь ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.
1. Рассмотреть теоретические основы арт-терапии
• задержки речевого и психического развития;
• частая смена настроения;
• если, наложив лист на оригинал, слегка/сильно сдвинуть его
Основные принципы занятий арт-терапией:
6. На многих занятиях педагог рассказывает о том или ином явлении. Его монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т.е. в какой-то степени речь педагога должна вводить в легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу необычности, таинственности происходящего и помогает совершиться чуду спонтанного самораскрытия ребенка.
Рисование на мокрой бумаге
7. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
• потери родительского контроля над ребенком, непослушании.
Арт-терапия основано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен сам процесс творчества, а не результат.
Объект исследования: приемы арт-терапии как вид психотерапевтической и коррекционной деятельности.
Какое воздействие оказывает арт-терапия, в чем заключаются ее уникальные особенности?
Глава1. Теоретические основы методики арт-терапии
Красивые необычные оттиски получаются с помощью ниток. Если нитку (длиной сантиметров 30–40) опустить в краску, затем выложить на листе по собственному усмотрению, оставив вне листа лишь кончик, а затем накрыть сверху другим листом, и придавив его рукой, вытянуть нитку из пространства между листами, то на обоих примыкавших к окрашенной нити поверхности останутся необычные отпечатки!
1.2 Задачи занятий с применение методов арт-терапии
В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». Наиболее насыщенными по воплощению и эмоционально яркими являются гуашевые или акварельные изображения. Краски инициируют спонтанность, помогают более открыто проявлять разнообразные эмоции, исследовать собственные переживания. Их можно облечь в привлекательную для детей форму: они могут замазывать краской вход в пещеру; брызгами, пятнами, разнообразными линиями создавать города, явления природы, сказочных существ; закрашивать цветными мелками собственный силуэт, нарисованный на полу.
Рисуночные сессии с дошкольниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Перечислим условия подбора техник и приемов создания изображений, от которых зависит успешность арт-терапевтического процесса с детьми.
Рисование пальцами – это увлекательная игра, в ходе которой ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила. У одного и того же ребенка даже одно и тоже задание может выходить по -новому: выбирается другой цвет, соотношение линий, темп, ритм и т.д. Потому результат может быть непредсказуем: неизвестно, какое изображение получится в итоге. Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. Данная техника рисования связана у ребенка с необычными тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, она сопровождается эмоциональным откликом, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко положительной. Новый опыт эмоционального принятия себя в процессе рисования, пробы несвойственных ребенку характеристик поведения, расширяют и обогащают образ . Далеко не все дети по собственной инициативе переходят на рисование пальцами. Некоторые, заинтересовавшись и попробовав этот способ, возвращаются к кисти или губке как к более привычным средствам изображения. Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
• страхи; тики, заикание, навязчивости и др.;
9. Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.
Рисунок на стекле
• агрессия;
Предмет исследования: основные техники арт-терапии, которые могут быть использованы в ДОУ на занятиях с детьми
Можно получать разные оттиски:
• агрессивность;
Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми.
Нестандартность процесса приводит детей к собственным маленьким открытиям. Как мы уже отмечали, часто в ходе мараний дети отказываются от кисточек, губок и начинают рисовать пальцами и ладонями. Новизна мараний, необычность, и в то же время, естественность, родство детской природе способствуют тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и табу.
Список используемой литературы.
Вальдес Одрихола М.С. «Формирование эмоционально- волевой сферы школьников с проблемами в развитии средствами арт-терапии»
Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии» 6 – 2003., 1 – 2004., 3 – 2004.
Журналы «Коррекционная педагогика» 3/5 – 2004., 2/8 – 2005., 3/9 – 2005. Л.А. Неменская «Искусство и ты» М. Панфилова «Игротерапия общения».
Кряжева Н.А. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль, 1997.
Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.И., Добровольская Г.А. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании» М. – 2001.
Синицина Е.И. «Умные сказки» серия «Через игру – к совершенству» М. – 1999.