Тема: Применение автоматических приборов на
производстве и в быту. Классификация автоматических
приборов.
Цель:
рассказать учащимся о применении автоматических приборов на производстве и в быту, научить классифицировать автоматические приборы;
развивать память, логическое мышление;
воспитывать аккуратность и культуру труда;
формировать личностное отношение к будущей профессии, понимание ее
значимости;
Методические приемы работы:
Аналитический разбор включающий разъяснение непонятных слов: корректировка выполненных заданий; вступительное слово учителя - диалог; беседа по вопросам анализа; создание собственного варианта на предложенную тему, работа с карточками.
Задачи.
формировать готовность трудиться;
применить полученные навыки и умения в конкретной области;
активно влиять на профессиональное самоопределение учащихся;
знакомить их с различными видами и технологией труда, трудовыми процессами:
Оборудование:
Схемы, таблицы, карточки, раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный
Словарная работа:
%
Механизм - система, устройство, определяющее порядок какого-нибудь вида деятельности. Внутреннее устройство машины, прибора, приводящее их в действие.
Автоматический прибор - аппарат выполняющий работу при помощи специального механизма без непосредственного участия человека.
Структура урока.
1 Организационный момент
Актуализация знаний
Изучение нового материала:
а) автоматизация производства - основное направление научно- технического прогресса в машиностроении.
б) использование робототехники.
В) классификация автоматических приборов
Закрепление выученного материала.
Подведение итогов урока.
6 Домашнее задание
Вступительное слово учителя.
Ребята, развитие новых технологий неразрывно связано с новыми знаниями, с поиском новых идей, механизацией и автоматизацией технологических процессов. Сегодня мы с вами будем знакомиться с курсом «Техника и технологические процессы». У нас с вами установочно-мотивационный урок. Тема урока: «Применение автоматических приборов на производстве и в быту» Цель нашего урока (прочитать с доски)
Задачи (прочитать с доски).
II. Диалог.
Ребята, скажите: « Какие вы знаете машин, которые облегчают труд человека в
г
быту и на производстве? Назовите,
Давайте запишем на доске:
Швейная машинка, стиральная машинка, само лет, соковижималка, станок и т. д.
Хорошо,
А давайте посмотрим мои записи: (показываю запись на АЗ)
Калькулятор часы
Компьютер подъемный кран
Радиоэлектроника комбайн
Автоматическая линия на заводе экскаватор
Почему я записала их в два столбика? В чем разница?
Ответы учеников
Правильно, в одном ряду механизмы, а в другом - автоматические приборы (механизмы).
А скажите своими словами что такое механизм ? Автоматический прибор1? Хорошо.
А теперь давайте посмотрим как по словарю Ожегова С.И. правильно трактуются
эти два слова
На ваших партах лежат листочки (ксерокопии со словаря) - переверните их и
найдите формулировку и зачитайте.
И так, автоматизация в отличии от механизации облегчает умственный труд человека. Автоматизация производства производится на база механизации производственных процессов
В зависимости от степени замены умственного труда машинами и приборами автоматизацию различают:
(комбайн)
контроль
управление
регулирование
операций (кондитерская фабрика)
Каждый автомат состоит из отдельных элементов в которых происходит преобразования количественных и качественных физических величин или процессов: например - включение и размыкание электрической цепи.
Какие вы знаете примеры - (водопровод, газопровод).
Машина или механизм которым руководит (управляет) элемент автоматики называется управляемым объектом
При таком управление определенным
технологическим
процессом управляющее устройство и
объект управления образуют
А -автоматическую
С -систему
У -управления.
Содержит отдельные элементы автоматики который называется блоком
автоматической системы управления.
- уровня воды параметры изменениями Стабилизирующая система - та, которая обеспечивает неизменность определенных процессов Программная - выполнение по заданной программе. Отслеживающая - та, которая следит за выполнением технологической операции Откройте учебник на стр. 47 , рассмотрим рис.30 - АСУ по принципу действия разделяется на замкнутую систему и разомкнутую систему. Разомкнутая система Задающий | | У прав л яютиий | | Исполнительный | | Управляемый |
блок | | блок | | блок | | блок |
Замкнутая система
Разомкнутая система применяется только для управления простими процесами, которые происходят в одних и тех же условиях в определенном порядке (пример - автоматическая линия по изготавления деталей, управляется роботом, но в случае сбоя необходимо вмешательство человека).
В замкнутой системе - есть как внешнее так и внутренняя контролирующая система, (пример - автомат регулирует заданную величину). Автоматы с числовым программным управленим.
Более совершенные автоматы, которые обеспечивают ритмичность, высокий темп выпуска продукции, переналадку для выполнения других технологических операций есть гибкая производственная система -( ГТТС). Это комплекс технологических и вспомогательных приборов связанных единой системой автоматического управления на основе электронной вычислительной машины (компьютер). Это тема следующего урока.
Давайте вспомним, какие новые термины вы сегодня услышали: -автоматизация
А какое основное назначение автоматики? - облегчить умственный труд человека, заменить его на тяжелых производственных процесах.
Сейчас мы проведем небольшой тест на проверку усвоения нового материала. Раздача карточек.
Д\3 - §9 - составить классификацию автоматических устройств.
Компьютер | часы |
Калькулятор *4» | комбайн |
Радиоэлектроника | экскаватор |
Автоматическая линия на заводе | подъемный кран |
Механизм - внутреннее устройство машины, прибора, приводящее их в действие.
Система, устройство, определяющее порядок какого- нибудь вида деятельности.
Автоматический прибор - аппарат выполняющий
работу при помощи специального механизма без непосредственного участия человека.