Применение дидактических игр на уроках английского языка и во внеурочное время.
Перечисленные игры я особенно часто использую в начальной школе.
1. Игры на развитие лексических и грамматических навыков.
1.1. «Point, point – укажи, что на картинке и скажи»
Я показываю картинки животных (посуду, игрушки, одежду, обувь и др.) Ребенок должен сказать название животного на английском языке: Whatisthis? (кто это?) - It’safox. (это лиса) Etc.
1.2. «Так или не так»
Я показываю картинку с изображением природного явления или объекта и спрашиваю, например, «Isthissun?» - Это солнце? Если на картинке изображено солнце, то дети отвечают: «Yes, itis» - Это так! Если изображено другое явление природы или объект, то ребенок должен ответить: «No, itisnot» - Нет, это не так.
1.3. «Что? Где? Когда?»
Я применяю разные варианты игры.На столе разложены листья разного цвета (либо это корзина из бумаги с цветами, грибами; дерево с яблоками), на обратной стороне которых написаны вопросы для детей. Я прошу ученика назвать цвет листка и он вопрос, на который вместе дают ответ.
Вопросы: Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.
Какменязовут? - what is my name?
Какие подарки я несу с собой? – WhatpresentIhave?
Какогоцветамойдом? – what colour is my house?
Какогоцветамоилистья? – what colour are my leavers?
Явамнравлюсь? - Do you like me?
1.4. «Мешок сюрпризов»
Смысл игры - угадать, что находится в пакете, выслушав подсказки, и выбрав правильный вариант из предложенных. Все инструкции и подсказки произносятся вслух, что помогает развитию некоторых навыков языка. Игра очень простая, и будет полезна, в первую очередь, начинающим изучение языка и детям.
1.5. «Отгадай, что принес Дед Мороз в подарок детям?»
Узнавание на ощупь игрушек и называние их на английском языке. Отгадал ребенок название игрушки – вешает ее на елку.
1.6. «Давайте посчитаем»
Дети вспоминают счет до 10 на английском языке. Я предлагаю различные задания: посчитать животных, игрушки, овощи; разложить цифры по порядку, найти нужную цифру и др.
1.7. «Чего не стало» -«Whatmussing?»
После ознакомления детей с новым лексическим материалом, например по теме «Овощи и фрукты»,я на доске или столе выставляю картинки (предметы, игрушки). По команде «Sleep!» дети закрывают глаза, убирается одна картинка (предмет, игрушка). Затем по команде «Wakeup!» дети открывают глаза и должны назвать на английском языке, какой картинки (предмета, игрушки) не стало.
1.8. «Угадай картинку»
После изучения лексике по теме «Одежда» детям предлагается следующая игра. На столе разложены картинки с изображением одежды. На каждой сверху лежит лист цветной бумаги с отверстиями: 3-4. Дети должны по изображенным частям в отверстиях отгадать одежду и назвать ее на английском языке. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше окажется фишек.
1.9. «Подбери картинку»
Игра на закрепление лексики по нескольким темам. На столе разложены карточки с изображением предметов. Отдельно лежат 5 -6 обобщающих карточек: мебель, посуда, одежда и др. Дети должны соединить предметные карточки собобщающими и назвать предмет на английском языке.
1.10. «Снежный ком»
Игра на закрепление лексики. Дети по очереди называют слова на заданную тему. Первый – называет, второй – повторяет за первым и называет своё слово, третий- повторяет за первым, вторым и называет своё слово и т.д.
2. Игры на развитие фонетических навыков и навыков чтения букв.
2.1.«Эхо»
1 вариант игры.
Я по очереди называю звуки английского языка. Дети повторяют хором и индивидуально названный звук.
2 вариант игры.
Я показываю детям 4 картинки, например, с изображением времен года и называет их на английском языке. Дети повторяют хором и индивидуально. Затем я отворачиваюсь от детей и произношу по очереди название времен года. Дети должны повторить сказанное слово (хором и индивидуально).
2.2. «Хлопни в ладоши»
1 вариант игры.
Я по очереди называю звуки английского языка. Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат заданный звук.
2 вариант игры.
Я произношу разные слова на английском языке, знакомые детям. Ребята должны подобрать подходящие слова к заданной теме, например, «Зима», и хлопнув в ладоши, повторить их.
Фрукты – fruits, снег –snow, осень –autumn, мороз –frost, листья – leavers, дождь –rain, лед –ice, желтый –yellow, овощи - vegetables, белый –white, снежинки –snowflakes, жарко –hot, цветы – flowers, холодно –cold.
«Парад букв».
Детям раздаются карточки с буквами. Ведущий дает команду, например, взмахивает рукой. Дети поднимают карточки с изображением названной
буквы – буквы «строятся на парад».
«Первая буква»
Детям раздаются карточки с буквами. Я показываю предмет или картинку с изображением предмета. Дети поднимают карточку с изображением
буквы, с которой начинается слово.
«Буквы разбежались»
По всей доскеразвешиваются карточки с изображением букв. По команде дети начинают собирать их и выкладывать в том порядке, в каком они стоят в алфавите.
Игры с движениями.
3.1.What is your name?
Дети становятся в круг, выбирают ведущего, который занимает место в центре круга. По команде ребята начинают двигаться по кругу, держась за руки, а ведущий, закрыв глаза и вытянув одну руку (или «волшебную палочку») вперед, движется в обратном направлении. По команде: «Стоп!» игроки останавливаются. Ведущий спрашивает ребенка ребенку, на которого показывает его рука: -Whatisyourname?- игрок должен ответить: -Mynameis… - Далее игроки меняются местами, и теперь ведущим становится тот ребенок, который отвечал на вопрос ведущего игрока.
3.2. «Карусель»
Дети становятся в два круга напротив друг друга. Тем детям, которые стоят в кругу, раздаются картинки с изображением домашних животных и птиц или игрушки. Включается музыка – дети, стоявшие во внешнем кругу движутся под музыку. Когда музыка останавливается – дети, стоявшие в кругу задают своему напарнику вопрос: Whatisthis? - ребенок отвечает и берет картинку (игрушку) в руки. Ребята меняются местами, игра продолжается.
3.3. «Английские слова».
«Поиграем мы сперва в английские слова. Загадаю вам, ребятки, небольшие я загадки. One, two, three! Раз, два, три! Вместе с нами повтори!
(я произношу текст и на каждое слово бросаю мяч ребенку, который должен вернуть мяч обратно и дать ответ на произнесённое мной слово))
Это вовсе не секрет: по- английски:
Кошка – cat, а собака – это dog,
horse– лошадка, sheep - овечка,
cow - корова, а rabbit – кролик,
Goat – коза, а pig - свинья.
Вот и кончилась игра.
3.4. «Передай игрушку».
1 вариант. Дети садятся в кружок на ковер, под музыку передают игрушку своему соседу, таким образом меняются игрушками. Как только останавливается музыка, передача игрушек прекращается. Воспитатель задает вопрос: «Whatdoyouhave?» -Что у тебя? По очереди каждому ребенку или выборочно, дети отвечают: «Ihaveaball (doll, car, dog, etc.)» - У меня мяч (кукла, машина, собачка и т.д.)
2 вариант. Дети выстраиваются в шеренгу. Воспитатель дает крайнему ребенку игрушку. По команде – One, two, three!- дети начинают передавать игрушку друг другу за спиной, пока не прозвучит команда –Stop!-. Затем воспитатель угадывает, у кого игрушка, задавая вопрос –Doyouhaveatoy?-. Дети, у которых нет игрушки, отвечают –No, Idon’t -; тот, у кого игрушка, говорит: -Yes, Ido.
3.5. «Игры с мячом»
1.Попади в корзину. Дети забрасывают мяч в стоящую на полу корзину и называют при этом слова на определенную педагогом лексическую тему.
5. Перекати мяч. Дети садятся на пол кружок и произвольно перекатывают мяч друг другу. Получивший мяч дожжен быстро назвать слово или фразу.
Игры на понимание речи.
4.1. «Верно – неверно»
Игроки получают карточки двух цветов, например, красная – правильный ответ и синяя – неправильный ответ. Ведущий ученик произносит слова или словосочетания на какую – либо лексическую тему. Если он называет изображенный на картинке предмет правильно – показывают дети красную карточку, если неправильно – синюю.
4.2. «Сядь!»
В центре ставятся кружком стулья (сиденья наружу); количество их на 1 меньше количества детей. Дети под музыку по залу двигаются, выполняя различные команды педагога: fly, swim, run, go, etc. Услышав команду: «Sitdown!», дети должны сесть на стульчики. Ребенок, оставшийся без стула, выходит из игры. В каждом раунде из круга убирают один стул.
«Обманщик».
Я предлагаюдетям сделать зарядку. Сначала я медленно называю и показываю какую – либо часть тела: «Touchyourheard (nose, ears, knees…)», а затем ускоряю темп и начинаю «обманывать» – показывать не те части тела. Дети должны коснуться той части тела, которую я называю.
4.4.«Покажи»
Детям раздаются карточки с изображением предметов, животных, например, домашних птиц. Ведущий называет птицу на английском языке, дети поднимают карточки с изображением названной птицы.
4.5.«Дотронься»
Ведущий называет игрушку.Дети должны подойти к столу и дотронуться до той игрушки, которую назвали. Затем дети меняются местами.