Долинский филиал
Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения«Сахалинский техникум строительства
и жилищно – коммунального хозяйства»
(ДФ СТС и ЖКХ)
Применение элементов здоровьесберегающие технологии на уроках физической культурыв ГБПОУ «СТС и ЖКХ»
Автор:
Руководитель физ.воспитания
В.Л.Беленев
Применение элементов здоровьесберегающие технологий на уроках физической культуры
в ДФ ГБПОУ «СТС и ЖКХ»
Здоровье нации –это самое большое богатство государства.
По данным специалистов по Российской Федерации, около 90% студентов при поступлении имеют отклонение в физическом и психическом здоровье; 30-35% поступающих , имеют уже хронические заболевания; за годы обучения в пять раз возросло число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в три раза увеличивается число студентов с заболеванием органов пищеварения: до 80% юношей призывного возраста по медицинским показаниям не готовы к службе в Вооруженных силах.
Поэтому одной из приоритетных задач в моей деятельности, стало сохранение и укрепление здоровья студентов ,формирование у них понятия ценности здоровья и здорового образа жизни. Это и определило актуальность моей темы.
Отечественными учеными (А.П.Матвеевым, Т.В.Петровой, В.К.Бальсевичем, В.И.Ляхом, Л.Б.Кофманом, Ж.К.Холодовым, B.C.Кузнецовым и др.) были теоретически обоснованы значение, содержание физкультурных занятий на разном уровне образования, отработаны вопросы методики проведения, опираясь на разные их типы и формы. Все это легло в основу различных программ по физической культуре, обеспечивая решение вопросов сохранения и укрепления здоровья, исходя из запросов государства на определенном этапе развития общества.
«Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». На сегодняшний день в стране не существует последовательной и непрерывной системы «обучения здоровью» и его сохранению.
На основании вышесказанного, целью своей профессиональной деятельности считаю поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья студентов, создание благоприятных условий для формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни. Поэтому основными направлениями в своей педагогической деятельности как преподаватель физической культуры я выбрал следующие:
укрепление дисциплины и привитие сознательного отношения к занятиям физической культурой и спортом;
повышение общего среднего уровня физической подготовки студентов;
популяризация и агитация здорового образа жизни;
стимулирование участия студентов в соревнованиях по различным видам спорта.
Цель: обобщить уже изученные материалы по данной теме; выявить пути и способы формирования культуры здоровья, применить на практике
Задачи:
1.Обобщение передового педагогического опыта по данной тематике.
2.Использоватьэлементов здоровьесберегающих технологий в своей дальнейшей педагогической деятельности
3. Обучить студентов принципам ЗОЖ
В педагогическом лексиконе в последние время появилось понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" (ЗОТ).
По определению Н.К. Смирнова
«Здоровьесберегающие образовательные технологии»,
- это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье, как ценности мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Существуют различные типы технологий:
Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
Воспитание культуры здоровья (занятия в спортивных секциях , внеклассные и внешкольные спортивныемероприятия, внеурочные занятия физической культурой, конкурсы и т.д.)
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).
Здоровьесберегающие технологии образовательно-воспитательной деятельности учителя физической культуры - это комплексный инновационный процесс, основанный на изменениях ценностей в отношении к здоровью студентов, их учебной деятельности, педагогическом взаимодействии всех участников педагогического процесса.
Мой выбор и освоение на теоретическом и практическом уровнях здоровьесберегающих образовательных технологий осуществлялись в несколько этапов:
●формирование общей компетентности в области современных образовательных технологий;
● углубленное изучение теоретических основ технологии;
● изучение методических разработок
● методическая разработка собственных учебных занятий на основе данной технологии, их адаптация
● экспериментальная апробация технологии
Пройдя первые три этапы у меня сформировалась собственное представление о учебном занятии с элементами здоровье сберегающей технологии. Специфика предмета позволяет использовать многообразие форм организации деятельности студентов на уроках с использованием элементов этих технологий.
На уроках студенты должны быть мотивированы на положительный результат и доброжелательное отношение друг к другу. Для достижения такого результата я применяю – метод имитации, метод проектов, игровой, метод регламентированного упражнения, методы анализа, сравнения, соревновательный метод.
В работе со студентами на уровне с физическими упражнениями я большое внимание уделяю обучению навыкам самоконтроля физического и психического состояния, посчитайте свой пульс, как восстановить дыхание и тд.


Для укрепления здоровья я стараюсь уроки проводить на свежем воздухе на спортивном городке, на лыжах если позволяю погодные условия


Большое внимание укреплению здоровья уделяется во внеурочноевремя, на базе нашего ОУ работают спортивные секции, тренажерный зал. В последнее время желающих посещать треножерный зал стало значительно больше.




Ведется тесная работа со спортивной школой г.Долинска.. Наши студенты по возможности участвуют во всех спортивных мероприятиях, как городских, так и областных.






На уроках в выпускных группах у юношей я уделяю особое место силовой и общей физической подготовке, которая состоит в повышении физических нагрузок.Под воздействием постоянного увеличения нагрузки происходит процесс приспособляемости, т.е. настроя всех функциональных систем организма на работу в максимальном режиме. Урок я строю таким образом, чтобы при высокой плотности он был эмоционально насыщен и содержал элементы игры. Студенты получают такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без ущерба для здоровья, так и эмоциональную.Например методом максимальных усилий.


На уроках студенты получают перспективные внеаудиторные задания на освоение техники движений, развитие двигательных качеств, контроль заих выполнением осуществляется в конце изучения темы.
Иногда на уроках я применяю способ круговой тренировки, в основе которого лежат три метода:
Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении заданий одного за другим, с небольшим интервалом времени. Этот метод способствует комплексному развитию двигательных качеств.
Поточно-интервальный базируется на краткосрочном (20-40 с) выполнении простых по технике упражнений с минимальным отдыхом, что способствует развитию общей силовой выносливости.
Интенсивно-интервальный используется с ростом уровня физической подготовленности студентов.

В каждом ОУ есть студенты освобожденным от занятий физической культурой, по разным медицинским показаниям. Им я предлагаю подготовить доклады, рефераты и сообщения по ЗОЖ. Методические рекомендации по написанию рефератов и докладов наши студенты могут взять в методическом кабинете.
С этого учебного года я ввел на уроках опросы- тесты позволяющие узнать, понимают ли студенты основные понятия и правила «здоровьесбережения»:
НАПРИМЕР:
1.Дайте определение понятья "Здоровье" и "Здоровый образ жизни".
2.Какие способы управления своим самочувствием и работоспособностью Вы знаете?
3.Как правильно дышать:
— ртом
— носом
Пропаганду здорового образа жизни, я также провожу через совместные мероприятия: педагогов, студентов (Дни здоровья, лыжныепоходы, походы выходного дня).

Иногда на уроках при изучении теоретических основ я используюинформационно-коммуникационные технологии. Компьютер служит для презентации знаний по теоретическим аспектам дисциплины, выступает как тренажер, осуществляя тренировочные упражнения по закреплению полученных знаний.
О правильности выбранных мною элементов технологии позволяют судить следующие результаты:
УО по дисциплине составляет 96%;
70 % студентов принимают участие в спортивных мероприятиях разного уровня.
2 студента по окончании нашего ОУ собираются поступать в САХГУ на факультет Физическая культура.
По итогам анкетирования бросили курить 18 студентов.
В дальнейшем я планирую усовершенствовать свои методы работы в разрезе здоровьесберегающих технологий, произвести корректировку учебной программы по дисциплине в рамках объема часов по учебному плану, по сезонам, чтобы большую часть уроков проводить на улице. Также планирую подобрать методику оценки сформированности у студентов здоровьсберегающего воспитания.

7