СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение формирующего оценивания на уроке в начальной школе как способ развития навыков самооценки и самоконтроля у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение формирующего оценивания на уроке в начальной школе как способ развития навыков самооценки и самоконтроля у младших школьников»

Применение формирующего оценивания на уроке в начальной школе как способ развития навыков самооценки и самоконтроля у младших школьников

Появление нового образовательного стандарта изменили понимание учебных результатов и соответствующих к ним подходов к оцениванию. Именно мы, учителя, создаем условия, в которых формируются самостоятельность учеников, умение оценивать себя и своего товарища, самим отвечать за то, как они учатся.

Возникает вопрос, а как же привлечь к контрольно-оценочной деятельности ученика. Первым шагом к учебной самостоятельности является формирующее оценивание.

Данная система оценивания должна учитывать следующие условия:

- формирующее оценивание – это постоянный процесс наблюдения за учением ученика. Учитель каждый урок наблюдает, анализирует и делает для себя определенные выводы.

- оценивание основывается на четких критериях. Учителю необходимо заранее определить ожидаемые результаты, которые будут соответствовать основным учебным целям, и на их основе разработать критерии оценивания. Критерии оценивания должны быть известны всем ученикам класса.

- Новые стандарты требуют выработать у детей устойчивую привычку к самооценке. Система формирующего оценивания позволяет включать в контрольно- оценочную деятельность учащихся.

Формирующее оценивание можно рассматривать как текущее или как диагностическое оценивание. Накопленная информация позволяет определить, в какой точке находится сейчас ученик, насколько далеко он продвинулся в своем обучении, и как ему помочь улучшить результат. Одновременно существует и обратная связь. Учитель может понять: достаточно ли эффективны его методы и приемы, а может, необходимо что-то изменить.

Можно смело применять формирующее оценивание к ученикам, которых мы относим к категории менее успешных детей и тех, которые не проявляют к учебе интереса, то есть низко мотивированных.

Отличия формирующего оценивания:

  • Центрировано на ученике. Внимание учителя и ученика направлено на отслеживании и улучшении процесса учения. Учитель получает информацию с целью решить, как поступить с данным учеником, чтобы улучшить и развить его учение дальше.

  • Направляется учителем. Учитель решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию. Обстановка доброжелательности, взаимного сотрудничества всегда приводит к тому, что повышается мотивация, а вслед за мотивацией повышается и результат.

  • Разносторонне результативно. Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия школьников, благодаря чему они глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. А учитель совершенствует свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности.

  • Формирует учебный процесс. Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок.

  • Определено контекстом. Формирующее оценивание осуществляется с учетом нужд учителя, учеников, и характеристик изучаемых дисциплин.

  • Непрерывно. Оценивание – это продолжающийся процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии.

  • Основано на качественном преподавании. Формирующее оценивание с помощью механизма обратной связи, позволяет ему работать более системно и эффективно.  

В работе по формирующему оцениванию могут помочь следующие техники:

  • дискуссия;

  • обсуждение;

  • наблюдение;

  • анализ;

  • проверка понимания материала;

  • рефлексия.

Рассмотрим урок окружающего мира во 2 классе тема «О питании». В начале урока я выявляю потребности учеников, что они знают по данной теме. Мне становится понятно, какой личный опыт имеют ученики, и как мне построить дальше разговор, чтобы вывести их на новый уровень.

Дети подумали, написали ответы. Мы обсуждаем ответы детей. Ребята знают больше, чем мы проходим на уроке, и кто-то может высказать что – то нестандартное. Происходит дискуссия. Во время нее я наблюдаю за учениками для того, чтобы оценить насколько тема детьми понимаема, и двигаюсь дальше. В конце урока мы возвращаемся к этой таблице и сравниваем, а что мы не знали, а чему научились, а где была допущена ошибка и почему, а как ты думал, а как ты думаешь теперь. «Видишь, как ты уже много знаешь», - говорю я своему ученику. Это мотивирует ученика на желание учиться.

Хотелось бы сказать ещё об одной технике формирующего оценивания. Это анализ письменных работ.

На уроках русского языка дети выполняют много письменных заданий самостоятельно, в том числе и дома.

Для анализа работ мы вместе с учениками разрабатываем критерии оценивания: красота и чистота выполнения, безошибочность, как выполнены задания к упражнению. После самооценки делаем вывод: вот по двум критериям у тебя получилось замечательное выполнение работы, а по одному ты подкачал. Постарайся в следующий раз всё сделать без ошибок. Ребёнок сам осознает свою ошибку и соглашается с оцениванием своей работы, правила ему понятны.

Для оценки можно использовать различные инструменты оценивания: линеечки Цукермана- на шкале учащиеся отмечают  свои результаты, в соответствии с совместно выработанными критериями оценивания.

Светофоры- оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов .

Метод незаконченного предложения.

Еще один и методов самооценки на котором хочу остановиться- Листы самооценки. Это инструмент, который обеспечивает обратную связь не только между учителем и учеником, но и родителями. Такое оценивание не только включено в процесс урока, но и во время выполнения домашнего задания. Учащийся вместе с родителями особое внимание уделяют наиболее непонятны ребенку заданиям. Лист самооценки я разрабатываю в течение изучения темы, в конце раздела. Для примера урок окружающего мира. 3 класс тема «Размножение и развитие растений». Ученик отмечает задания с которыми справился легко, а ск им видом работ возникли сложности.

Ребёнок сам перед собой отчитывается, не перед учителем, не перед одноклассниками, а сам перед собой. Он понимает и принимает это. А в конце ещё делает вывод, а для чего ему нужен материал, изученный на уроке, где можно применить новые знания.

Лист самооценки

Литературное чтение (нарисуй кружочек напротив утверждения, которое считаешь верным)

Мы видим, что ребенок анализирует, он понимает, что у него получается, а над чем надо ещё поработать. То есть повышается мотивация, появляется желание идти дальше.

Дети с удовольствием участвуют в самооценивании. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, я делаю это в игровой форме. Чтобы повысить интерес учеников, я применяю Рюкзачок знаний, Дерево знаний, Лесенки, Радуга. То есть мы записываем результат не в таблицы, а на картинках.

В заключение хочется сказать о результатах обучения при формирующем оценивании:

1.Повышается качество обучения.

2.Улучшается успеваемость отстающих учеников.

3.Происходит понимание и углубление знаний на уроке.

4.Повышается мотивация, учащихся воодушевляются из-за больших возможностей.

Таким образом, стандарт для начальной школы предполагает расширение задач и инструментов оценивания. Основная цель введения формирующего оценивания- усилить включённость учеников в учебную активность, во все учебные работы, изменить их роль в учебном процессе. Избавление детей от страха перед школьным контролем и оцениванием путем создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье. Это не вопрос быстрых эффектов, надо рассчитывать на долговременную ежедневную работу. Учителю нужно иначе взглянуть на свою практику и решиться внести в неё что-то новое, понимая, что это может принести огромную пользу детям.